на главную

Духовные аспекты глобализации

В эфире телеканала «Союз» 22 мая 2012 года состоялась беседа с протоиереем Игорем Тарасовым, клириком Успенского Кафедрального собора города Коломны Московской области.
Смелая и аргументированная позиция пастыря в отношении процесса глобализации многим пришлась по душе: «Думаю, только тот, кто искренне сможет повторить за апостолом Павлом: „Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем" (человек, не прельщенный комфортом и свободный от страхов), сможет и услышать, и понять то, о чем, не впадая в крайности, спокойно и весьма разумно говорит священник. Молодец!»; «Спаси Господи и укрепи мужественного батюшку отца Игоря, не побоявшегося сказать правду обо всем, происходящем сейчас!»; «Слава Богу, что есть такие пастыри!» Такие отзывы оставили православные верующие в интернет-комментариях. В то же время различные либералы и обновленцы развернули в блогосфере настоящую травлю отца Игоря и даже пустили не подтвердившийся впоследствии слух о его запрещении в священнослужении после нашумевшего телеэфира (см.: http://diak-kuraev.livejournal.com/341317. html#comments).
Несмотря на то, что с момента трансляции передачи с участием батюшки прошло уже более года, высказанные им доводы и его ответы на вопросы телезрителей не утратили актуальности. Поэтому мы решили ознакомить своих читателей с содержанием состоявшейся беседы, опубликовав расшифровку ее видеозаписи.


Ведущий Александр Сергиенко: Тема нашей сегодняшней беседы – «Духовные аспекты глобализации» и, предваряя ее, хочу обратить внимание на то, что сейчас распространяются всевозможные достижения науки, делающие  жизнь удобнее: телевидение, социальная сеть, которую, кстати, мы используем даже в нашем эфире, и т.д. Плохо или хорошо, что все это появляется и мы этим пользуемся?

Протоиерей Игорь Тарасов: Мы видим плоды научно-технического прогресса, к которым прежде всего относятся интернет, телефония (чьи сети покрывают почти весь мир), телевидение (особенно современное многоканальное, несущее информацию в массы)... Хорошо это или плохо? Во-первых, оценка, что это удобно – поверхностная. Для того чтобы оценить суть так называемых плодов прогресса, нужно рассмотреть то, что мы с вами называем глобализацией – это официальное название процесса, происходящего на наших глазах и очень сильно меняющего весь наш мир. Давайте заглянем чуть-чуть за ту завесу, которой все это прикрывается (удобства, широкие возможности и т.п.).
В чем же состоит процесс глобализации? Создается новый мир, совершенно не похожий на прошлый и даже сегодняшний, потому что процесс еще идет – идет создание нового мира, который официально именуется «новым мировым порядком». Он кардинально изменит все стороны жизни человека, начиная от государственных, национальных и кончая личными. По всему земному шару будут стерты государственные, национальные, этнические, экономические и прочие границы, – все станет единым. Унификация – это одна из сторон «нового мирового порядка». Главная же его особенность состоит в том, что в этом «порядке» установят полный контроль над всеми людьми и тотальное влияние на каждого человека, живущего на земле, чего сегодня, несмотря на серьезное воздействие на людей средств массовой информации, мы пока не наблюдаем.
То есть если мы внимательно рассмотрим то, что находится за завесой удобств и комфорта, что несут в себе все эти изменения, то мы увидим, что создается страшное общество, «порядок» абсолютно нечеловеческий, со звериным лицом, который образует небывалое на земле тоталитарное мировое государство. И создание его имеет целью последующее воцарение в этом государстве «человека греха, сына погибели», который предречен Священным Писанием. Этот процесс также предречен Спасителем, и это будут последние времена, как мы с вами знаем, потому что после воцарения антихриста придет Христос, совершится Второе Пришествие Христово. Поэтому процесс глобализации касается каждого человека.

Ведущий Александр Сергиенко: Вы говорите, что кто-то создает новое общество, «новый мировой порядок». А кто создает?

Протоиерей Игорь Тарасов: Конечно, движущей силой этого процесса является враг рода человеческого – диавол. Но если говорить о людях, которые это исполняют, то сегодня существует официальное мировое правительство, образованное из нескольких сотен самых богатых семейств планеты. Они владеют финансовой властью во всем мире и пытаются ее еще более сконцентрировать и распространить не только на все государства, находящиеся в зоне единой финансовой системы, долларовой и евро, но и – что самое главное – на каждого человека. Влияние на государства у мирового правительства почти безраздельное, и мы видим, что руководители крупнейших государств съезжаются на свои саммиты и там не решают никаких вопросов, а получают инструкции, как им дальше жить и что делать. Поисковая раскрутка и продвижение сайтов http://trastik.com/prodvijenie-saytov.html в топ10 в яндекс и google в москве и регионах. По всему миру, во всех странах протекают совершенно одинаковые глобализационные процессы, которые мы видим и в нашей стране. Это ликвидация суверенитета, объединение экономики, финансов, унификация культуры, выражающаяся в сведении ее до самого низкого уровня, до низкопотребной, потому что будущему мировому порядку не нужны творцы, творческие личности, умные люди, ему нужны квалифицированные потребители. Глобализация так реформирует систему образования, культуру и прочие сферы жизни, чтобы воспитывать только таких потребителей, которыми легко будет управлять.
Почему все это попущено нам? Почему попущено воцарение антихриста? Мы знаем, что построение этого общемирового концлагеря с тотальным контролем и влиянием на всех людей будут сопровождать страшные события – войны, катаклизмы, как предрек нам Спаситель в Евангелии. И это – последний призыв, призыв для тех, кто пока еще спит, чтобы они пробудились, обратились к Богу, пришли к вере и спаслись. Потому что это уже последние времена, и Господь попытается спасти даже тех, кто еще далек от истины. Соответственно, у диавола задача – погубить как можно больше людей, в том числе и особо избранных, тех, которые являются чадами Света. А погубить – через поклонение себе, то есть антихристу. И вот в этом задача всего «нового мирового порядка» – заставить христиан отречься от Христа и поклониться антихристу.

Ведущий Александр Сергиенко: Как понять, что это происходит именно сегодня? Что об этом говорится в Священном Писании, что говорят Святые Отцы?

Протоиерей Игорь Тарасов: Для того чтобы увидеть, что идет подготовка к воцарению антихриста, нужно просто посмотреть на события, происходящие в мире, на процесс глобализации. При внимательном рассмотрении мы увидим, что действительно готовится такое общество, такая система мирового порядка, которую возглавит когда-то «человек греха, сын погибели».
Об этом говорили многие Святые Отцы (к сожалению, не смогу сейчас процитировать их по памяти). Но прежде всего об этом предупреждал Сам Христос Своих учеников. Когда они задали Ему вопрос: «Как будет Твое Второе Пришествие, какие признаки его?», Он посвятил этому целую беседу, занимающую у евангелистов-синоптиков, трех первых евангелистов, по одной главе, где живописуются все эти события, которые сейчас происходят.
О последних временах говорится еще в Откровении Иоанна Богослова – книге, завершающей Библию. В ее 13-й главе сказано о том, что зверь сделает так, что никто не сможет ни покупать, ни продавать, кроме имеющего начертание, имя зверя, число имени его. Эти таинственные слова всегда были объектом рассмотрения и толкования Святых Отцов, но в средние века они не могли быть объяснены совершенно ясно, и сами Отцы говорили, что окончательно растолковать их смогут только люди, которые будут видеть это происходящим. И вот мы с вами живем как раз в такое время, когда строки Апокалипсиса становятся реальностью.

Ведущий Александр Сергиенко: Давайте про начертание продолжим сразу же после звонка нашего телезрителя. Ростов на связи.

Мариэтта: Вы говорите, что антихрист придет под лозунгом комфорта, удобства, благополучия. Но я столкнулась с тем, что многие христиане уже сейчас ради всего этого готовы отказаться от соблюдения заповедей…

Протоиерей Игорь Тарасов: Дело в том, что главной причиной, почему люди предадут Христа и поклонятся антихристу, послужит их приверженность к удобствам, т.е. плененность сердца человеческого земным, земными удовольствиями. В чем будет выражаться это поклонение? Это не простой земной поклон, это почитание того, что мы не должны почитать за существенное, и, соответственно, отречение от того, что должно быть для нас главным, – от веры нашей, от Христа, от Царствия Небесного. Поэтому, конечно, правильно зрительница сказала: пленение сердца благами земными служит гибели людей в это предантихристово время.

Ведущий Александр Сергиенко: Продолжим про начертание. Реальное ли оно или об этом говорится в переносном смысле?

Протоиерей Игорь Тарасов: Давайте обратимся к Апокалипсису, откроем 13-ю главу и прочитаем, что видел и описал апостол, человек первого века, сын рыбака: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13, 16–18).
Когда толкователи средних веков пытались разгадать «имя зверя», они, исходя из последней фразы, где апостол говорит, что число его шестьсот шестьдесят шесть, предлагали многие имена, вычисляемые через цифры, через количество букв. Но сегодня мы с уверенностью можем сказать, что «имя зверя» – это не имя самого зверя.
Кстати, зверь, о котором здесь идет речь, если мы почитаем раньше в Апокалипсисе, – это не кто иной, как предтеча антихриста. Он будет действовать перед антихристом со всей силою и властию первого зверя, т.е. самого антихриста. Ведь антихрист, как мы знаем с вами, попытается скопировать Христа и первое пришествие Христово, у него будет предтеча, у него будет много похожего на пришествие Христа. И вот этот зверь, предтеча антихриста, будет делать то, что написано в 16-й, 17-й, 18-й главах Апокалипсиса, то есть он будет полагать всем начертание, без которого нельзя будет ни покупать, ни продавать.
Поясняя эти слова, апостол говорит: кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Что такое начертание? Мы уже видим его на товарах, на продуктах – это штрих-код, содержащий в себе очень важную духовную составляющую, которая, собственно, дальше и расшифровывается апостолом, потому что он трижды говорит об одном и том же, как бы показывая разные грани. Человек первого века видел на руках у людей, у христиан, штрих-коды, метки, и как он еще мог их описать? Он говорит, что это «начертание». Это, так сказать, визуальное прочтение. Дальше он говорит, что это «имя зверя», то есть это имя, даваемое зверем. Это не имя самого зверя, это имя человека, которое дает ему зверь. А затем он поясняет, что это «число имени его», т. е. это не просто имя, это число, числовое имя человека, даваемое ему зверем, изображенное с помощью штрих-кода.
Вот такое прочтение этого места в Апокалипсисе расставляет все по своим местам, и тогда здесь действительно нужна мудрость. Человек, не знающий основ компьютерной техники, современных идентификационных технологий, не понимающий, что это за черточки, не увидит там никакого номера. А имеющий разум, имеющий мудрость, как говорит апостол, поймет, что в штрих-коде скрывается номер, который система присваивает человеку. Это абсолютно индивидуальный номер, цифровое имя человека, потому что в той компьютерной системе, для которой он предназначен, по нему будет происходить идентификация человека. Имя, фамилия, дата рождения для системы не важны. Важен индивидуальный номер, который так и называется – индивидуальный идентификационный номер, – раньше он так назывался, когда все это вводилось, когда нас приучали к номерам, когда были номера налоговой, пенсионного фонда… Это были отдельные номера, система нас приучала к индивидуальному номеру человека, его числовому имени, по которому система сможет его узнать, идентифицировать. И это уже происходит на наших глазах.

Ведущий Александр Сергиенко: У нас есть звонок. Красноярск на связи.

Р. Б. Галина: Можно ли противостоять этой системе, процессу ее построения?

Протоиерей Игорь Тарасов: Самое главное – мы должны понять, что это очень серьезный вопрос. Противники рассуждений на эту тему упрекают нас: «Что вы все время говорите об антихристе, давайте говорить о Христе, о душе, о спасении». Но этот вопрос напрямую касается спасения, и это разговор и о Христе, разговор, начатый в Священном Писании, а не какими-то экстремистами или раскольниками. Апостол видел происходящее в последние времена, он описал нам это. И когда мы читаем его слова, сверяем с нашей жизнью и видим полное соответствие, то это оказывается для нас злободневным и, соответственно, в этом надо разбираться. Я понимаю, что в рамках одной передачи мы не разберемся в этом сложном вопросе. Но мне хотелось бы, чтобы люди осознали его важность и то, что он не противоречит разговору о Христе и спасении, более того, он должен обсуждаться именно в контексте проблемы спасения души, приобретения Царствия Небесного.
Что касается противодействия, то надо определиться в том, что под ним понимать. Поскольку вся эта система направлена на то, чтобы склонить нас к предательству нашей веры, отречению от Христа, то, конечно, мы обязаны этому противодействовать. На личном уровне каждый человек должен противостоять и не дать себя обмануть, не дать заставить себя отречься от Христа.
А если говорить в целом, геополитически, нужно ли противиться глобализации, то здесь я отвечу словами святителя Игнатия (Брянчанинова), который еще в середине XIX века прозревал все эти процессы и, описывая предантихристовы времена, говорил: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его».

Ведущий Александр Сергиенко: Следующий звонок из города Мурома.

Спрашивает мужчина: Я регулярно смотрю ваши передачи, особенно лекции профессора Осипова, читал и книгу его «Путь разума в поисках истины» читал. Так вот, по поводу трех шестерок у него совсем другая трактовка...

Протоиерей Игорь Тарасов: Я не берусь спорить с А.И. Осиповым и другими уважаемыми богословами. Но согласитесь, что обсуждаемый нами вопрос – неоднозначный. Более десяти лет назад Богословская комиссия высказывалась по поводу ИНН, но это еще не было решением Церкви. Поэтому об этом нужно говорить. И не будет ничего плохого в том, если кто-то, например, богословы, вступят в полемику по этому вопросу (не я, конечно, – я не являюсь богословом). Хорошо было бы послушать разные стороны и прийти к единому мнению, потому что, к сожалению, сколько бы ни выступал тот же уважаемый А.И. Осипов и другие богословы, вопрос остается открытым. Я надеюсь, что эта проблема разрешится и наша Церковь найдет духовные силы выработать единую позицию (что и было сделано на Архиерейском соборе в феврале с.г. с оговоркой, что «необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем». – Примеч. ред.). Но для этого необходимо обсуждение ее серьезными людьми, а я вижу свою задачу только в постановке вопроса.

Подготовила Людмила Савельева
Печатается с сокращениями и литературной правкой
Источник: газета "Православный Крест", № 15 (87)
Продолжение следует


Фото: отец Игорь Тарасов во время Великорецкого Крестного хода




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


<
Наталия

3 июля 2014 00:44

Информация
Спаси Господи отца Игоря.
Благодарю Его за молитвенную помощь во время Великорецкого крестного хода.
Настоящий Воин Христов!
Батюшка, дай Бог Вам сил, мудрости и здравия на многая и благая лета!

 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |