на главную

Духовные аспекты глобализации (окончание)

Окончание. Начало см. здесь.

 В эфире телеканала «Союз» 22 мая 2012 года состоялась беседа с протоиереем Игорем Тарасовым, клириком Успенского Кафедрального собора города Коломны Московской области. По прошествии времени высказанные батюшкой доводы не утратили актуальности, поэтому мы продолжаем публикацию расшифровки видеозаписи этой передачи.

Ведущий Александр Сергиенко: Следующий звонок из Астрахани.

Спрашивает женщина: Батюшка, Вы сейчас отвечали на вопрос и сказали, что нужно противостоять глобализации на личном уровне. А как? Нам что, надо противиться ИНН, страховым свидетельствам пенсионным? Как противостоять, если мы и наши дети не сможем ничего купить? Что нам тогда не жить вообще, покончить жизнь самоубийством?

Протоиерей Игорь Тарасов: Никто не сможет покупать и продавать, кроме тех, кто будет иметь начертание (см.: Откр. 13, 17). И раз нам нужно это делать, покупать и продавать, значит, напрашивается вывод: надо получать начертание. Мы ведь не для себя, а ради детей наших, ради престарелых родителей собираемся его принять, чтобы их кормить, лечить и т.д. Но это ложный путь, который сводится к вопросу: «А как человек может предать Христа, получив какой-то номер? Разве я предаю Христа? Я остаюсь верующим христианином, я исповедую Христа, я хожу в храм, я причащаюсь, в моей жизни ничего не меняется после того, как я принимаю номер».

На этот вопрос я отвечу словами из Апокалипсиса. Открываем 14 главу и читаем 9–11 стихи – о том, что слышал апостол Иоанн Богослов: Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.

Есть у нас и примеры из истории Церкви: во времена гонений христиан не всегда заставляли отрекаться от Христа явным образом – прийти и сказать, что ты отрекаешься. Порой мучители принуждали всех жителей какого-либо города просто проходить через идольское капище и бросать горсточку ладана на жертвенник идолу – и все, больше ничего не требовалось, не надо было произносить никаких слов. Веруй в кого хочешь, исповедуй кого хочешь, только принеси жертву идолу. И многие христиане точно так же рассуждали: «Я же не предаю Христа, я остаюсь верующим христианином. Но у меня дома дети, если я этого сейчас не сделаю – голова с плеч, и дети мои останутся без средств к существованию. Поэтому я буду про себя творить Иисусову молитву и сделаю это, брошу горсточку ладана на жертвенник». Но это было уже отречением, потому что именно так воспринимали такую жертву идолу древние Святые Отцы, и сами люди потом это понимали. А те, кто сразу видели, что это отречение от Христа, не шли к идольскому капищу и становились мучениками.

Еще один пример – отречение апостола Петра. Вспомним: он пошел за Христом из Гефсиманского сада во двор первосвященника. Для чего? Последить, узнать, что будет, может быть, даже попытаться спасти своего Учителя. Он был в тот момент разведчиком, и тут его начали узнавать, его стала теребить жена придверница: «Ты похож на одного из них». Петр же, чтобы выполнить свою разведывательную миссию, отмахнулся от нее, сказав: «Не знаю этого Человека, отстань от меня». Так же он ответил людям, стоявшим у огня. Он не собирался отрекаться от Христа – мы даже представить себе этого не можем, – он «просто» так сказал. А взгляд Христа и пение петуха обличили его, показали, что он отрекся. Христос посмотрел на него: «Что же ты говоришь-то, Петр!» (см.: Лк. 22, 54–62).

Т. е. внешнее отречение – это уже отречение, и оно не обязательно должно совпадать с отречением внутренним, в душе. И в случае с начертанием, внешним знаком, точно так же: когда человек протянет руку, чтобы ему поставили номер, – это как раз и будет тем отречением, о котором говорится в Откровении апостола Иоанна Богослова.

А когда это будет? Мы видим, что сейчас идентификаторы присутствуют в документах. Но от этого до нанесения их на руку даже не шаг, а четверть шага. Потому что когда мы все, не дай Бог, примем электронные карточки с универсальным идентификационным номером, тогда только с его помощью мы и сможем жить: платить, получать зарплату, устраиваться на работу… И со временем, когда все все примут, нам скажут: «Карточка неудобна, ненадежна. Давайте ее уберем и поставим каждому номер на руку». Любой считыватель распознает этот номер и через компьютерную систему найдет все наши данные: банковскую историю, анкету, все, что известно о нас системе. А она будет знать практически все: на какие сайты мы заходим, что мы покупаем, что любим, какие фильмы смотрим, с кем переписываемся, переговариваемся…

И поскольку мы будем находиться под полным контролем в этой системе, уже сейчас возникает вопрос: а как можно сделать так, чтобы жить без идентификаторов? Многие люди уже выходят из системы, я знаю тех, кто живет даже без паспорта – и они же выживают, не умирают с голода, значит, можно жить без идентификаторов.

Ведущий Александр Сергиенко: Звонок из Московской области.

Раба Божия Татиана: Скажите, пожалуйста, а антихрист, который придет, это будет дух или человек?

Протоиерей Игорь Тарасов: Все Святые Отцы говорят о том, что это будет человек. В Священном Писании также четко сказано, что это будет человек греха, сын погибели (2 Фес. 2, 3). Т. е. этому человеку диавол даст свою силу, хитрость и власть, он будет страшной личностью, как бы воплощением диавола, по подобию Боговоплощения.

Ведущий Александр Сергиенко: Если эти номера появляются, значит, приход антихриста уже близок?

Протоиерей Игорь Тарасов: То, что апостол видел и описал в Апокалипсисе, происходит сегодня с нами. Об этом говорят и уважаемые старцы. Паисий Святогорец еще в начале 1990-х годов отмечал, что Апокалипсис совершается на наших глазах. Он очень много писал о числе зверя, о начертании, о современных документах…

Ведущий Александр Сергиенко: И все-таки можно ли как-то ужиться в этой системе?

Протоиерей Игорь Тарасов: Мы лишь коснулись проблемы создания «нового мирового порядка». Если наши телезрители постараются и дадут себе труд разобраться, то они действительно убедятся в том, что создаваемый на наших глазах «порядок» имеет совершенно звериную сущность, которая никак не может быть воспринята христианской душой. Невозможно жить в такой системе, быть ее частью и сохранять чистую, верную Христу душу. И как раз предлагаемый нам сегодня всемирный идентификационный номер на электронной карточке – и есть тот рубеж, когда необходимо определиться, с кем мы: со Христом или с антихристовой системой. Если мы будем с системой, то Ангел с Небес, третий Ангел в 14-й главе Апокалипсиса, сказал о нашей участи. Поэтому нам нужно оставаться со Христом. Если мы хотим быть наследниками Царствия Небесного, в день Пришествия Христова оказаться по правую сторону от Него, среди верных чад, то, конечно же, нам нельзя принимать этот номер. А что будет дальше? Давайте жить и смотреть, молиться, надеяться на помощь Божию, которую Господь обещал чадам Своим. Наши страхи чаще всего основаны на нашем человеческом рассуждении. Мы же не знаем, как Господь будет поддерживать тех, кто отважится противостоять, не возьмет эти документы.

Ведущий Александр Сергиенко: Звонок из Московской области.

Спрашивает женщина: Я слушаю батюшку, и мне все понятно про антихриста. Но в последнее время мы больше говорим о нем, чем о Боге. Мы Христа стали бояться меньше, чем антихриста. В связи с этим я думаю про конец света: но ведь у каждого он будет свой. Может, для меня он наступит завтра, и антихрист мне уже не будет страшен. И еще, говоря все время про антихриста, мы забываем про свои страсти, забываем о том, что мы грешные люди. Я вот, например, соседке своей не могу никак обиду простить или с родственниками не могу помириться, и причем тут антихрист?

Протоиерей Игорь Тарасов: Мысль понятна. Такой упрек очень часто высказывается в адрес людей, пытающихся обсуждать эту тему. Утверждение, что мы все время говорим об антихристе, не соответствует действительности. Вот, пожалуйста, замечательный ваш телеканал: сколько бесед с батюшками проходит, а сколько вы говорили об антихристе? Это вторая передача, затрагивающая данную проблему, а все остальные были посвящены как раз борьбе со страстями, духовной брани, которая является и остается нашей главной задачей. И она не отменяется нашим вниманием к обсуждаемой сегодня теме.

Но мы ясно представляем себе христианина, который ведет праведную во всех отношениях жизнь, исполняет все заповеди, но может не улучить спасения. Он подобен юноше, подошедшему ко Христу с вопросом: Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18, 18). Господь ответил: «Исполни заповеди!» «Я все это исполнил от юности моей», – говорит юноша. И тогда Господь увидел червоточину в его сердце. В чем она заключалась? В том, что он прилепился к своему имению. И когда Иисус сказал ему: «Пойди, продай имение свое!», он отошел опечаленным (см.: Там же, 20–23).

Точно так же и сейчас: человек может быть хорошим христианином, но на Суде Божием Господь скажет ему: «Ну, ты же отрекся от Меня, ты же получил номер от системы антихриста».

Т. е. и о заповедях тоже, разумеется, нужно думать, рассуждать и говорить. Но и об этом, об антихристовой глобализации, нельзя молчать, потому что можно погибнуть, подобно богатому юноше, сердце которого принадлежало материальному. Ведь причиной того, что человек примет начертание, будет как раз прилепленность его сердца к материальным благам; мы забываем, что этот мир, который так нас держит своей возможностью купли-продажи, временен. Нам нельзя быть чадами мира, Господь нас призвал быть чадами света: Вы не от мира, но Я избрал вас от мира (Ин. 15, 19). А как же мы можем быть не от мира сего, когда мы так цепляемся за этот мир, который, как нам кажется, дает нам пищу, одежду, возможность жить? А Христос сказал: «Посмотрите на лилии: они не прядут, не работают, но Отец Небесный одевает их лучше, чем Соломона во всей его славе», «Посмотрите на птиц, которые не сеют, не жнут, и Отец Небесный их питает» (ср.: Мф. 6, 26, 28–29).

Ведущий Александр Сергиенко: Возвращаясь к теме, затронутой нашей телезрительницей, сказавшей о самоубийстве: так что же теперь в этой системе не жить и детей не рожать?

Протоиерей Игорь Тарасов: Господь говорит, что грядут страшные времена, и они на самом деле могут стать таковыми для человека, который решится быть со Христом и не подчиняться этой системе. Но за всеми этими ужасами, как было явлено апостолу Иоанну Богослову в его видении, придет Спаситель, воссияет Его Второе Пришествие. И оставшихся верными Ему до конца Христос поставит впереди других. И кто примет, может быть, мучения и страдания за Христа, ради того, чтобы не предать Его, будут причислены к мученикам, им простятся многие грехи. Потому сегодня наша позиция должна быть безстрашной. Нам запрещено бояться словом Божиим, и мы не должны страшиться ничего, кроме отпадения от Христа: ни антихриста, ни гонений, которые могут на нас обрушиться, если мы воспротивимся системе «нового мирового порядка», системе антихриста. Бояться нельзя, нужно жить, молиться, исповедоваться, причащаться и не поддаваться обману, потому что вся эта система построена на лукавстве. Даже вот в этом простом вопросе, который так ясно трактуется в Священном Писании, у нас туман, и мы не понимаем, что к чему. Пробиваться сквозь туман, сквозь ложь, достигать истины и твердо стоять в ней со Христом – вот наша задача, которая ни в коем случае не должна причинять нам какую-то скорбь и приводить к разговорам о самоубийстве.

Мы должны жить! Мы должны жениться, выходить замуж, рожать детей, но помнить о том, что этот мир временен, что наше здесь пребывание имеет только одну цель – не потерять Христа, не потерять то имя и ту печать Христову, которая полагалась на лоб каждому христианину в Таинстве Миропомазания, когда священник помазывал крещаемого миром со словами: «Печать Дара Духа Святаго». Вот эту печать надо хранить и не заменять никакими другими. На этом мы должны стоять твердо, и это не повод к унынию, это, наоборот, повод к радости. Сам Христос, описывая в Евангелии страшные события, предшествующие Его Второму Пришествию, говорит: «Когда увидите все это сбывающимся, восклонитесь, ибо приближается избавление ваше» (см.: Лк. 21, 28). И вот, во всем происходящем, с виду страшном, мы должны увидеть грядущее избавление наше, грядущее спасение, грядущее Царство Христово, которое унаследуют верные.

Ведущий Александр Сергиенко: Вопрос из Санкт-Петербурга.

Спрашивает мужчина: В пророчестве Нила Мироточивого ясно сказано, что печать будет ставить непосредственно сам антихрист, когда уже явится на землю, и она будет выражаться в том, что рука и лоб человека запечатлеются клеймом со словами отречения от Христа, т. е. это будет прямое отречение. В связи с этим мне не понятно, зачем сейчас, когда антихриста еще нет, так активно обсуждается эта тема? Такие беседы могут ввергнуть людей в отчаяние... Вот у меня сейчас есть паспорт, и он никак не влияет на мою веру во Христа, и, соответственно, все эти карточки, в которых нет никакого прямого отречения от Христа, не могут повредить душе христианина. Хотелось бы узнать, почему Вы так смело утверждаете, что не стоит брать эту карточку, когда об этом не сказано ни у Святых Отцов, ни в Апокалипсисе?

Протоиерей Игорь Тарасов: Предлагать начертание, как сказано в Апокалипсисе, будет предтеча, зверь из Земли, а не антихрист. Его еще нет, он не воцарился, а тот, кто действует перед ним, третий зверь, он и сделает так, что нельзя будет покупать и продавать тому, кто не получит этой печати.

О том, как печать отлучит человека от Царствия Небесного, я прочитал Вам слова Ангела с Неба. Это не мое мнение, дорогие братья и сестры, я читал то, что написано в 14-й главе Апокалипсиса. А что касается Святых Отцов, если Вы почитаете, например, творения Андрея Кесарийского и многих других толкователей Апокалипсиса, то увидите, что их толкования различаются. Мы же с вами видим сегодня не только текст Откровения, но и происходящее в мире. Мы можем все сличить и заметить полное соответствие навязываемых нам номеров с тем, что описал апостол Иоанн Богослов, и сделать выводы. В этом вопросе каждый из нас будет самостоятельно принимать решение и потом лично отвечать за него перед Христом. Поэтому нужно вчитываться, вдумываться, молиться, чтобы Господь открыл нам смысл происходящего. Святые Отцы говорили, что такие таинственные откровения можно уразуметь только Духом Божиим. Значит, наша задача на сегодня – быть в Духе Божием, и тогда нам будет все открыто и Господь поведет нас и защитит в страшные времена, и сократит их ради Своих избранных.

Ведущий Александр Сергиенко:Звонок из Краснодара.

Спрашивает женщина: Тотальный контроль – это понятно: ни покупать, ни продавать. А как будут воздействовать на человека через эту карточку?

Протоиерей Игорь Тарасов: Есть страхи, которые часто сопровождают людей, размышляющих на эту тему. Говоря о предантихристовых временах, мы должны придерживаться золотой середины, т. е. разумного трезвения. Господь призвал нас к трезвению. А что является его противоположностью, что есть усыпление? Усыпление – это две крайности, которые стоят по обе стороны от среднего пути. С одной стороны – отрицание всякой опасности (мол, антихриста еще нет, так зачем о нем говорить?), т. е. позиция, свойственная многим людям, в том числе и православным, привязанным к этому миру и его наслаждениям. А другая крайняя позиция – это своего рода кликушество: люди начинают бояться всего, всего электронного, всех вообще номеров, всего нового, что вводится. Т. е. от непонимания сути процессов и ситуации они приходят в отчаяние. Но этого не должно быть! Это недопустимая крайность!

Разумное же трезвение позволяет нам видеть все происходящее, правильно оценивать и находить способы действия, сохраняя самое главное – верность Христу. Это должно быть основной целью нашей жизни. Когда-то мы были приобщены Крещением ко Христу и должны сохранить свою верность Ему.

Ведущий Александр Сергиенко: Батюшка, к сожалению, время беседы подходит к концу, и в завершение, пожалуйста, благословите наших телезрителей.

Протоиерей Игорь Тарасов: Дорогие друзья, я прекрасно понимаю, что затронутую тему мы не смогли осветить в полной мере из-за недостатка времени, но более, конечно, потому, что я, немощный и худоумный, не являюсь тем, кто способен раскрыть тайны обсуждаемого вопроса. Эти тайны, повторяю, по свидетельству Святых Отцов, открывают время и происходящие события. Нужно смотреть, внимать этому и помнить то страшное предупреждение о потере спасения, которое возвещает нам апостол Иоанн Богослов в нескольких местах Откровения. Отметая крайние позиции – кликушество и сон души, нужно разбираться с этим вопросом и принимать решение. Господь с нами, Он обещал верных не оставлять Своей благодатию и человеколюбием. И вот на это наша надежда – что, несмотря на все козни лукавого, мы эти страшные времена сможем с вами пережить безвредно, сохранив веру, верность Христу, и остаться чадами света, к чему нас Бог и призывает.

Храни вас всех Господь!

Подготовила Людмила Савельева

Печатается с сокращениями и литературной правкой

Источник: газета "Православный Крест", № 16 (88)

Фото: отец Игорь Тарасов




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |