на главную

Митрополит Иларион освятил Большой зал Московской консерватории

10 июня председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил чин освящения Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В церемонии приняли участие ректор Консерватории А.С. Соколов, профессора и члены Попечительского совета Консерватории.

Перед освящением Большого зала митрополит Иларион совершил молебен и освящение воссозданного витража с изображением святой мученицы Цецилии – покровительницы музыкантов, установленного в фойе партера Консерватории.

После церемонии освящения владыка Иларион обратился к присутствующим с речью. В частности, он рассказал об образе святой Цецилии, запечатленном на витраже. Святая мученица изображена сидящей перед музыкальным инструментом, в окружении ангелов, сопровождающих ее игру. «Это очень значимый образ, соответствующий месту, которое мы сегодня освящаем, – отметил архипастырь. – Концертный зал, в котором исполняется классическая музыка, например, произведения Баха, посвященные Богу, – это не просто место для развлечений, но своего рода храм, где совершается священнодействие: человеческие голоса и голоса музыкальных инструментов воспевают хвалу Богу». Митрополит Иларион подчеркнул, что музыкальные произведения, звучащие в Большом зале Консерватории возвышают человеческую душу, изменяя к лучшему слушающих ее.

Митрополит Иларион выразил уверенность, что в Большом зале консерватории, открывающемся после реставрации, состоится множество прекрасных концертов, что здесь будут выступать лучшие музыканты мира, выдающиеся хоровые и оркестровые коллективы, что не оскудеет поток людей, приходящих сюда послушать классическую музыку. «Сегодня, к сожалению, интерес к классической музыке у широкого слушателя не очень высок. Это связано с засильем массовой культуры и популярной музыки, которая легче для восприятия: она не требует от человека интеллектуальных или духовных усилий, но и не оказывает на него облагораживающего и очищающего воздействия. При исполнении такой музыки ангелы отсутствуют, а может быть, даже затыкают уши», – сказал митрополит Иларион. Архипастырь уверен, что классическая музыка никогда не потеряет свою актуальность, поскольку обладает глубоким воспитательным значением и смыслом. По словам владыки Илариона, очень важно, чтобы молодежь посещала концерты классической музыки, приобщаясь к духовному богатству, которое накоплено человечеством в музыкальном искусстве.

Владыка Иларион освятил переданную им в дар Консерватории икону святой мученицы Кикилии Римской с частицей ее мощей.

После церемонии освящения в Большом зале состоялось выступление камерного хора Московской консерватории под управлением профессора, заведующего кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, лауреата государственных премий, народного артиста России Б.Г. Тевлина. Прозвучали произведения Д.С. Бортнянского, С.В. Рахманинова, П.Г. Чеснокова, С.С. Прокофьева.

На состоявшейся после этого пресс-конференции митрополит Иларион сообщил журналистам, что необходимость в реставрации Большого зала консерватории ощущалась давно: «Большой зал консерватории на протяжении последних лет нуждался в ремонте, и все мы, посещая его, видели, что некоторые места пустуют, на балконы не допускались зрители и слушатели, чтобы не произошло обрушения». По свидетельству архиерея,  отреставрированный зал не изменился с точки зрения убранства, здесь все сохранено, многое из ранее утраченного восстановлено в историческом виде: «Зал преобразился на наших глазах, и, не утратив ничего из тех замечательных свойств, которыми обладал, (прежде всего акустических), он приобрел ту новизну и парадный блеск, которые соответствует его значимости и величию».

Председатель ОВЦС пожелал А.С. Соколову помощи Божией в трудах на посту ректора Московской консерватории и пожелал, чтобы все люди, приходящие в этот зал, соприкасаясь с творениями композиторов-классиков, с искусством замечательных музыкантов, духовно преображались и воспитывались, потому что именно в этом заключается основное значение классической музыки: воспитывать человеческую душу, делать людей благороднее и чище.

 

Предлагаем нашим читателям познакомиться со святоотеческой позицией относительно произведений светских музыкантов, темы которых заимствованы из Св. Писания. На наш взгляд, доводы владыки Илариона входят в противоречие с учением Св. Отцов, а освящение зала консерватории видится нам делом небогоугодным.

 

Мне очень не нравятся сочинения: ода «Бог», Переложения Псалмов, все, начиная с переложений Симеона Полоцкого, Переложения из Иова Ломоносова, athale de Raine все, все поэтические сочинения, заимствованныя из Священнаго Писания и Религии, написанныя писателями светскими. Под именем светскаго разумею не того, кто одет во фрак, но кто водится мудрованием и духом мира. Все эти сочинения написаны из «мнения», оживлены «кровяным движением». А о духовных предметах надо писать из «знания», содействуемаго «духовным действием», т.е. действием Духа. Вот! этого-то хочется мне дождаться от тебя! оду «Богу» слыхал я, с восторгом читывал один дюжий барин после обеда, за которым он отлично накушивался и напивался. Бывало читает, и слюна брызжет изобильно на всех и все, как картечь из крупнокалибернаго единорога... Приличное чтение после сытаго обеда! Верен, превелик восторг, производимый обилием ростбифа и шампанского, поместившихся во чреве! Ода написана от движения крови, - и мертвые занимаются украшением мертвецов своих! Не терпит душа моя смрада этих сочинений! По мне уже лучше прочитать, с целью литературною, «Вадима», «Кавказскаго пленника», «Переход через Рейн»: там светские поэты говорят о своем, - и в своем роде прекрасно, удовлетворительно. Благовестие же Бога да оставят эти мертвецы! Оно не их дело! Не знают они - какое преступление: переоблачать духовное, искажать его, давая ему смысл вещественный! Послушались бы они веления Божия «не воспевать песни Господней на реках Вавилонских». Кто на реках Вавилонских, не отступник от Бога Живаго, на них тот будет плакать.

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Письма к монашествующим. Письмо № 163.

Искусства возвысились до высшей степени в изображении страстей и зла, но, повторяю твои слова, они вообще бледны и натянуты, когда они пытаются изобразить что-нибудь доброе, тем более Божественное. Мадонна Рафаэлева, это высочайшее произведение живописи, украшена очаровательным характером стыдливости. Когда является в девице стыдливость? Тогда, когда она начнет ощущать в себе назначение женщины. Стыдливость - завеса греха, а не сияние святыни. Таков характер "Херувимских" Бортнянского, таковы - характер "Есфири и Гофолии" Расина, характер "Подражания" Фомы Кемпийского, из них дышит утонченное сладострастие. А толпа пред ними и плачет, и молится!..

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Христианский пастырь и христианин-художник

 

Фото: митр. Иларион в роли дирижера




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


<
Елена

14 июня 2011 12:05

Информация
Я, конечно, не имею ничего против классики, сама играла. Но по-моему, это не нормально, когда митрополит дирижирует оркестром. А тем более не нормально, когда приглашает на свой концерт папу римского.

 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |