на главную

Комментарий юриста по поводу отказов от универсальных электронных карт

С приближением 1 января 2014 года увеличился поток звонков и писем в «Союз православных юристов» от граждан, не желающих получать универсальную электронную карту.

Многие беспокоятся, что не успеют подать заявления об отказе от УЭК. Но значительное число от общего количества обращений связано с нежеланием граждан давать согласие на обработку своих персональных данных организациям по выпуску и обслуживанию универсальных карт. Позиция граждан вполне понятна, они беспокоятся за свою личную безопасность, передавая сведения о себе организации, от услуг которой отказываются. Однако во многих регионах людей принуждают к даче такого согласия, выдают для заполнения бланки документов, содержащих всестороннюю информацию о человеке. По сообщениям граждан заявления в произвольной форме без «согласия на обработку персональных данных» уполномоченные организации не принимают, утверждая, что они недействительны.

Давайте вместе попробуем рассмотреть эту проблему с точки зрения закона и Конституции РФ.

Право гражданина отказаться от получения универсальной электронной карты гарантировано статьей 26 ФЗ-№210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Статья 26 федерального закона не устанавливает форму заявления об отказе от УЭК и не обязывает гражданина, отказывающегося от ее получения, к соблюдению каких-либо процедур, кроме подачи заявления.

Требование Уполномоченных организаций по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт дать согласие на обработку персональных данных к гражданам, отказывающимся от получения универсальной электронной карты, противоречит статье 26 ФЗ-№ 210.

Согласие на обработку персональных данных создает угрозу безопасности граждан.

В случае получения согласия на обработку персональных данных Уполномоченная организация по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, не оказывающая гражданину никаких услуг по пользованию УЭК, в то же время приобретает право распоряжения его персональными данными по своему усмотрению.

Это вытекает из смысла понятий ФЗ-№152 «О персональных данных».

В соответствии со статьей 3 ФЗ-№152:

персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу;

оператор– государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ-№152 понятие «обработка персональных данных» имеет далеко не такое невинное значение, как большинству из нас кажется.

«Обработка» включает в себя любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Гражданам нужно знать, что, давая «согласие на обработку своих персональных данных», человек добровольно передаёт «любую», т.е. всю информацию о себе в полное распоряжение оператора. Возможности оператора незаметны на первый взгляд, но очень широки.

Подписывая бланк согласия, человек соглашается на совершение операторами любых действий и манипуляций со своей, в том числе и конфиденциальной, информацией.

Согласие на «использование персональных данных» дает операторам право и на принятие юридически значимых решений. Оператор принимает эти решения по своему усмотрению вне зависимости от воли гражданина.

Соглашаясь на распространение персональных данных, нужно знать, что это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Обладая правом предоставления персональных данных, оператор по своему усмотрению совершает действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Согласие на обработку персональных данных предполагает и трансграничную передачу персональных данных. Это передача персональных данных на территорию иностранного государства, органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Однако сам человек к процессу так называемой обработки, точнее любых действий с его персональными данными никакого отношения не имеет.

Согласие на обработку персональных данных при отказе от универсальной электронной карты противоречит интересам граждан и создает угрозу их безопасности.

Требование Уполномоченных организаций по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт дачи согласия на обработку персональных данных от граждан, не получающих УЭК, нарушает их конституционные права, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, гарантированные статьями23, 24 Конституции РФ.

Особенно возмутительным является такое требование, исходящее от организации, от услуг которой гражданин отказался и с которой не намерен поддерживать никакие правоотношения.

Отказ граждан от дачи согласия на обработку персональных данных при отказе от получения универсальной электронной карты правомерен и направлен на защиту конституционных прав человека.

 

О. А. Яковлева,

Председатель «Союза православных юристов»,

адвокат Московской областной коллегии адвокатов, «Почётный адвокат России», эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |