Многие православные верующие, интересующиеся вопросами современных лжеучений, уже знают, что профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов в своих публичных выступлениях зачастую высказывает взгляды, противные православному учению. В одной из своих недавних лекций он также сделал могущее смутить слушателей заявление.
По сообщениям СМИ, в конце декабря 2013 года в Синем зале Александро-Невской лавры прошла лекция профессора А. Осипова, организованная епархиальным отделом религиозного образования и катехизации. В первой части встречи профессор представил свое видение сути Православия, а также попытался объяснить, в чем заблуждаются еретические конфессии. Вторая часть встречи была посвящена ответам на вопросы слушателей.
Самый больший интерес вызвал вопрос об Исповеди, отвечая на который, профессор дал совет заранее вспоминать свои грехи и каяться перед Богом, чтобы подойти к аналою с покаянным чувством и назвать только самое главное. По его мнению, Исповедь должна продолжаться не больше трех минут: здесь не надо рассказывать обо всей своей жизни.
С одной стороны, Алексей Ильич прав: Таинство Исповеди не следует превращать в отвлеченный разговор с духовником, к нему действительно, как пишут Святые Отцы, следует готовиться заранее, настраивая душу на покаянный лад, рассматривая свое душевное состояние, вспоминая грехи и т.д. Но вот относительно трехминутности – может ли данный совет быть универсальным?
Объясняя, как бороться со страстями, преподобный Никодим Святогорец пишет: «Весьма душеполезно или, лучше сказать, совершенно необходимо тебе прежде всего сделать генеральную Исповедь, со всем достодолжным вниманием и со всеми потребными при сем деланиями, рассмотрениями и решениями, чтобы чрез это душу твою преисполнило полное удостоверение, что ты стоишь во благодати Бога, единого Подателя всех духовных дарований, добродетелей и побед».
Возможно ли кающемуся совершить генеральную Исповедь за три минуты? Конечно, вряд ли. Т. е. главное в Таинстве Исповеди - полное и искренне раскаяние в содеянных беззакониях и неправдах.
«Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное, - учит святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обезсиливает для исправления, надо ее принуждать: Царство Небесное силою берется [Мф. 11, 12]. Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная».
Если такая Исповедь, о которой пишет батюшка Иоанн, продлится даже час, то и тогда она вполне нормальна, законна и соответствует православному благочестию.
Дмитрий Мельников