на главную

«Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность…»

Еще в XIX веке великий русский святой, отец современного монашества святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что подлинное старчество весьма оскудело: «Сосуды Святаго Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати». В тоже время, по словам святителя, появилось множество духовных лиц, называемых старцами, но таковыми не являющихся: «Ныне очень трудно найти истинного слугу Божия, хотя по наружности никакое время не обиловало так в слугах Божиих, как обилует наше время, провозглашающее о своей положительности (см.: 1 Сол. 5, 3). Есть много ведущих Бога и угодных Богу по свидетельству человеческому, но трудно найти засвидетельствованного Богом Боговедца и Богочтеца».

Если такая ситуация сложилась в XIX веке, когда были живы преподобные Оптинские, Глинские, Валаамские и Дивеевские старцы и старицы, то тем более она усугубилась в XX, а особенно в XXI веках, что подтверждает и рассматриваемый ниже случай.

На сайте isihazm.ru появилась беседа с анонимным «известным афонским старцем» о современной ситуации на Украине и в России. «Что такое патриотизм и какое отношение он имеет к Церкви и вере во Христа. Был ли Христос патриотом?» – задали авторы сайта вопрос «старцу».

Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Патриотизм – это любовь к Богу, Царю и Отечеству, к своему народу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

«Безумные и слепые! – восклицал сподвижник Кронштадтского Чудотворца священномученик Иоанн Восторгов - Но почему же тогда исключать любовь к родным, к своему народу и своему Отечеству? Разве это не люди? Разве они исключены из области проявлений и приложения альтруизма? Почему же нужно запрещать патриотизм? <…> Послушайте голоса природы и здравого разума; он говорит вам, что нельзя любить человечество, понятие отвлеченное: человечества нет, есть отдельные люди, которых мы любим; что нельзя любить того, кого мы знаем и с кем живем, так же, как и того, кого мы не видели никогда и не знаем».

А вот свидетельство священномученика Гермогена Тобольского об общении его с современными ему дивеевскими старицами, причем не ложными, а подлинными, многие из которых причислены ныне к лику святых: «Особенно назидательны были посещение и беседа со старицами Дивеевской обители. Эти отрешившиеся от мира подвижницы, проводя время в постоянной молитве и подвигах, не забывают, однако, о государственной и общественной жизни. Они глубоко страдают, печалятся и проливают слезы по поводу смут и безпорядков в нашей Родине. Эти свои тяжелые чувства и страдания они открыто высказывают посетителям, и становится ясно, как велики эти страдания и что наши муки и печали пред ними совершенно ничтожны. Особенно эти подвижницы молятся о том, чтобы правители России действовали и работали в таком направлении, чтобы их деятельность служила к миру, спокойствию и ко благу веры Православной и дорогой нашей Родины. Они скорбят и печалятся, что у Государя нет ревностных и надежных помощников в настоящие смутные дни. <...> Видя и чувствуя эти скорби и страдания за нашу Родину, я невольно думал: если эти подвижницы, отказавшиеся всецело от мира, посвятившие себя всецело на служение Богу, так заботятся и думают о судьбах России, то тем более нам, пастырям, живущим среди мира, должно заботиться всеми возможными нам средствами спасти Россию и работать, работать и работать на благо и пользу нашей Православной веры, обожаемого Государя и нашей дорогой Отчизны. И как жалки и лживы показались мне двусмысленные речи тех, которые вкривь и вкось толкуют, что пастыри не должны принимать участия в политических скорбях и болезнях своего народа и своей Отчизны. В настоящее смутное, тяжелое, опасное революционное время трудно указать и разграничить поле пастырской деятельности церковной от политической, гражданской. Да едва ли это и возможно. Враги государства часто, если не всегда, действуют во вред не только государства, но и Церкви, а также и наоборот. Поэтому нам, пастырям, нельзя спокойно молиться у престола, когда кругом происходит смута, страшное волнение, когда многие из народа не знают, где приклонить им свои помутившиеся головы. Как же нам, пастырям, не отозваться, видя вопль и страдания близких нам, своих пасомых?! Как нам не выступить на защиту заветных святынь народа, когда им угрожает великая опасность от врагов святой веры, Царя и Родины».

Вот святоотеческий голос здорового русского церковного патриотизма! И очень жаль, что некоторые афонские монахи игнорируют духовное наследие наших русских святых, живших в недавнее время. Впрочем, они, по крайней мере этот анонимный «старец», презрительно относится и к духовному наследию древних русских святых, о чем будет сказано ниже.

А пока вернемся к началу беседы и посмотрим, как «старец» отвечает на простой, многократно объясненный Святыми Отцами вопрос: «Одно из самых ярких обличений православных патриотов – монашеские дети». Дальше он стал рассказывать о каких-то патриотах, которые якобы всерьез рассуждают о том, что надо оженить монахов. Во-первых, откуда получена такая информация - неизвестно. Русские Мы впервые об этом слышат, хотя мы регулярно просматриваем немалое количество патриотических изданий и сайтов.

Во-вторых, ответа на вопрос о том «что такое патриотизм», от «старца» так и не последовало: он сразу же принялся за обличение мнимого несоответствия патриотизма учению Христову. Обычно старцы придерживаются правила древних египетских отцов - не спрашивают, не говори. А в данном случае был задан вопрос о патриотизме, а ответ последовал о каких-то «монашеских детях». Довольно странное поведение, не свойственное подлинному старцу.

Но посмотрим дальше, что говорит «старец». «После некоторого колебания приведем здесь пример «церковного патриотизма», отрывок из книги «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого, 13-е слово», - говорится в статье.

Видимо, совесть укоряла и «старца», и его «послушников», чем и объясняется колебание, как перед публикацией, так и при цитировании святоотеческого текста. У православных христиан, ведущих правильную духовную жизнь, высказывания Святых Отцов не вызывают колебаний. Но вернемся к святоотеческому тексту преподобного Иосифа Волоцкого, который привел в колебание афонского «старца»: «Когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку. Так повелевает сам святой Златоуст, который пишет: <…> Если же придется и побить его, не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной».

В данном случае преподобный Иосиф приводит слова Златоуста из его беседы о статуях. И слова вселенского учителя и святителя привели афонского «старца» и его послушников в колебание. Странно. Но посмотрим, как «старец» комментирует слова двух великих святых Православной Церкви.

«Читаешь это - и становится страшно: как далеко это от Евангелия! Этот пример «церковного патриотизма» хорошо показывает, что церковные «понятия» мало чем отличаются от гражданских, то есть мирских. Патриотизм везде одинаков: ты должен убить врага».

Читаешь этот странный комментарий слов святителя Иоанна Златоуста и становится страшно за Афон. Если такие люди, ставящие себя выше вселенского учителя и святителя, а также выше святого, спасшего Русскую Церковь от ереси жидовствующих, считаются там старцами и не просто, а даже известными, то это яркий показатель духовной деградации Святой Горы.

Вспоминаются слова преподобного аввы Дорофея, который приводит пример одного своего современника, монаха, впавшего через гордость в безумие. «Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братий говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: "Что значит такой-то? нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему". Потом начал и сих охуждать и говорить: "Нет никого достойного, кроме Макария". Спустя немного начал говорить: "Что такое Макарий? нет никого достойного, кроме Василия и Григория". Но скоро начал охуждать и сих, говоря: "Что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого достойного, кроме Петра и Павла". Я говорю ему: "Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать". И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: "Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы". Наконец, возгордился он и против Самого Бога и таким образом лишился ума».

Приведенный пример позволяет понять логику афонского «старца»…

Но вернемся к его беседе. Далее «старец» рассказывает о Кипре: «Мало кто знает, что на православном Кипре при митрополите Макариосе существовали «Черные эскадроны смерти». Официально он не благословлял это, но хорошо знал и молчаливо попустительствовал их существованию. Все то время, пока они существовали, – греки вырезали турок, вырезали целыми деревнями, безпощадно, включая женщин и детей. И все это тихо-тихо, по-православному. Такой у греков «благочестивый патриотизм». Почему турки вынуждены были ввести войска? Потому что турок резали безнаказанно, прямо в их селах. Они ввели армию и защитили своих. А дальше, на греческие территории, не пошли! Только защитили свои села, там где жило большинство турок. Впоследствии, в Истории, все это перевернули, перетолковали».

Замечательный пример, который подходит к ситуации на Украине. Правда, фашисты еще не дошли до того, чтобы вырезать русских целыми селами. Но они прославляют палачей, тех же Бандеру и Шухевича, которые так и делали. Кроме того они уже открыто призвали к геноциду русских. На форуме партии «Свобода» ее члены говорят о том, что придется уничтожить до 6 миллионов русских. Россия не стала ждать, когда фашисты реализуют свои угрозы, и в Крыму защитила русских. Она просто вынуждена была ввести свои войска, чтобы защитить своих. И если туркам это позволено, почему русским нельзя?

В своих рассуждениях «старец» повторяет и уже заезженные штампы, в которых сравнивает фашизм с коммунизмом: «Многие иерархи и богатые люди, призывающие к патриотизму в данный момент, первые убегут за границу и оттуда будут кричать: «Православие гонимо! Все на борьбу за независимость и демократию!» Как кричали когда-то наши «зарубежники»: «Гитлер – наш освободитель от коммунистов! Все на борьбу с большевиками! Главный враг – Сталин!». А им в ответ другие патриоты-иерархи кричали из России: «Сталин – наш спаситель, все на народную войну с фашизмом!» И влекли народ, миллионы, на безсмысленную бойню. И те, и другие кричали от имени Христа: «За нами Христос! Вперед, победим врагов!» И то, и другое – было ложью».

Поразительное историческое невежество. В одну кучу «старец» смешал православных и раскольников, оккупантов и защитников Родины, правду и ложь. Фашисты ставили задачу геноцида населения Советского Союза. Это общеизвестный факт. Гитлер говорил про Россию: «Это гигантское восточное государство обречено на гибель. <…> Мы должны применять колонизаторские и биологические средства для уничтожения славян. <…> Нам придется прочесывать квадратный километр за километром и постоянно вешать!». Если бы они победили, то его территория была бы почти полностью зачищена от русских, малороссов и белорусов. В то же время, как мы можем видеть из истории, советская армия не стала проводить геноцид немецкого народа, хотя практически каждая русская семья пострадала от жестокости немцев.

«Только те, кому чуждо все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, - говорил великий исповедник и чудотворец нашего времени святитель Лука Крымский, - только враги человечества могут сочувственно помышлять о фашизме и ожидать от Гитлера свободы Церкви. Гитлер, часто повторяющий имя Божие, изображающий с великим кощунством крест на танках и самолетах, с которых расстреливают беженцев, должен быть назван антихристом. Богу нужны сердца людей, а не показное благочестие. Сердца нацистов и их приспешников смердят пред Ним диавольской злобой и человеконенавистничеством, а из горящих сердец воинов Красной Армии возносится фимиам беззаветной любви к Родине и сострадания к замученным немцами братьям, сестрам и детям».

И эту позицию святого, которого в некоторых странах почитают уже наряду со святителем Николаем Чудотворцем, указанный «известный афонский старец» назвал ложью! Спрашивается, каким духом он вещает? Не явно ли, что дух лестчий, бесовский глаголет его устами?

«Христос не имеет врагов», - продолжает «старец». Но если это так, то каких это врагов Божиих призывает гнушаться святитель Филарет Московский: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша»? Не еретиков ли?

Очевидно, что в данном случае мы столкнулись с какой-то иной духовностью не православной, отличной от той, которой учили Святые Отцы.

Впрочем, было бы большой ошибкой всех афонских монахов подозревать в такой ложной духовности. Слава Богу, и на Афоне есть старцы и отцы, которые содержат православное святоотеческое учение о патриотизме, любви к своей Родине и своему народу. Достаточно указать на иеросхимонаха Рафаила (Берестова), который, будучи пустынником, делателем молитвы Иисусовой, не забывает и о своем земном Отечестве, переживает за него и всеми силами старается помочь России и русскому народу обрести предназначенный ему Господом путь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Очень хорошо поверять себя, открывая о том, что случается вне обыкновенного порядка. Открывать должно пред знающими дело, а не пред умницами, прославляемыми и выставляемыми миром за святых и духовных. "Мир любит свое”,— сказал Спаситель. Мир — в прелести и сочувствует одним тем, которые находятся в прелести. Служителей истины он отвергает и ненавидит. <…>Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних — Златоуста; говори духовнику грехи Твои — и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность. <…> Страшное дело — представлять себя сосудом Святаго Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто, и сосуд не престает оскверняться действием сатаны!Ужасно такое лицемерство и лицедейство! гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно».

Очевидно, что в случае с этим «известным афонским старцем» мы имеем дело с бесовской прелестью, ужасным лицедейством и лицемерством, о которых говорит святитель Игнатий.

Дмитрий Мельников




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |