Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла и епископа Рашко-Призренского Артемия

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23

 

О вине и пьянстве

Из творений святителя Иоанна Златоуста

Я слышу, что некоторые говорят: "если бы не было вина, мы не были бы пьяницы"! О безумие! Люди грешат, а мы презираем дар Божий! Ежели вино причиною такого зла? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином.

Итак, лучше скажи: о, если бы не было пьянства!

А если скажем: лучше не было бы вина, то можем и далее сказать: лучше бы не было железа, потому что есть человекоубийцы; лучше бы не было ночи, потому что есть воры; лучше бы не было света, потому что есть сплетники. Таким образом, ты все, наконец, захочешь истребить. Но ты не поступай так, потому, что это сатанинский дух. Не презирай вина, но презирай пьянство.

Не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, это показывает тебе Писание, когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, природа человеческая еще прежде употребления вина дошла до крайнего развращения. И совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию.

С другой стороны, помысли человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино и вострепещи. При его помощи совершается благодатное таинство нашего спасения. Не вино, а пьянство дурное дело. Оно может притупить чувства и помрачить разум. Будем воздерживаться от пьянства; вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего худого, - но порочная воля производит пьянство. Послушай, что говорит Павел: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Еф. 5. 18). Удивительным образом в кратких словах выразил он все осуждение пьянству. Что значит: не упивайтесь вином, в нем же есть блуд? Блудными называем мы тех молодых людей, которые, получив отцовское наследство, тратят все вдруг, без разбора, и одежды, и золото и серебро, и все отцовское богатство расточают на блудниц и развратников.

Таково пьянство: овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею, и пленив их рассудок, оно заставляет их истрачивать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности. Пьяный не знает, что нужно говорить и о чем молчать, но постоянно открыт рот его; нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет располагать речей своих с благоразумием, не умеет распоряжаться богатством мыслей, не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает. Пьяный не видит и настоящих предметов, потому что пьянства дни превращает для нас в ночи, свет - в тьму; пьяный, смотря во все глаза, не видит того, что у него под ногами. И не это только зло рождается от пьянства, но и после пьяницы подвергаются другой, жесточайшей казни: безумному унынию, неистовству, расслаблению, насмешкам, поношению.

Пьянство есть добровольное неистовство, низвращение мыслей; пьянство есть несчастие, достойное смеха, болезнь, достойная осмеяния, произвольное беснование, оно хуже умопомешательства.

Хочешь ли знать, как пьяный бывает хуже и бесноватого? Бесноватого все мы жалеем, а этого отвращаемся; тому сострадаем, а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому, что у него болезнь от несчастия, а у этого от беспечночти, у того от злоумышления врагов, а у этого от дурного настроения мыслей; но терпит пьяный тоже самое, что и бесноватый: так же кружится, так же приходит в исступление, так же падает, так же извращает глазные зрачки, так же трясется, лежа на земле, испускает изо рта пену, изливает нечистую слюну, и уста его наполняются невыносимым зловонием. Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается слугами, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее самых бессловесных.

Безсловесныя животныя пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают пожелание потребностию, а этот по невоздержанию своему простирает пожелание далее потребности и становится безрассуднее бессловесных. Особенно же тяжело то, что эта болезнь, производящая столько зол и столько несчастий, даже и не считается пороком, но за столами богачей бывает соперничество и состязание в этом бесчинстве и сильно спорят друг с другом о том, кто более осрамит себя, кто более возбудит смеха, кто более ослабит свои нервы, кто более изнурит свои силы, кто больше оскорбит общаго Владыку; тогда можно видеть дьявольское состязание и соревнование. Пьяный жалок более мертваго. Тот лежит без чувств и не делает ни добра, ни зла; а этот способен делать зло и, заключив душу в своем теле, как во гробе носит помертвевшее тело. Видишь ли, как он жалок более бесноватого, как бесчувственнее мертваго? Хочешь ли, я скажу еще нечто важнейшее и ужаснейшее всего этого? Пьянствующий человек не может войти в царствие небесное. Кто говорит это? Павел. Не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы царствия Божия не наследят. (1 Кор. 6, 9. 10).

Слышал ли, в какой сонм он поместил его? Вместе с развратниками, с блудниками, с идолослужителями с прелюбодеями, с хульниками, с любостяжателями, с грабителями. Неужели же, скажешь, пьяница и развратник одно и тоже? Неужели пьяница и идолослужитель одно и тоже? Не говори мне этого, человек; я прочитал тебе Божественныя заповеди; не требуй у меня отчета; спроси Павла, и он ответит тебе. Я не могу сказать, вместе ли с ними, или не вместе с ними он подвергнется наказанию; но что он, подобно идолослужителю, будет лишен царства, это я могу утверждать со всею силою; а если это, несомненно, то для чего ты требуешь у меня отчета в том, как велика мера этого греха? Если он останется за дверями, если он лишится царства, если не получит спасения, если будет послан на вечное мучение, то для чего ты представляешь мне меры, весы и степени грехов?

Итак, умоляю - не заражайтесь болезнию пьянства; тех, которые уже заразились, исхищайте из беды. Когда пьяный придет в чувство, опиши ему все безобразие его. Скажи ему: вино дано для увеселения, а не для того, чтобы безобразить себя; дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для подкрепления здоровья, а не для расстройства его, - для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа.

Бог тебя почтил этим даром; для чего же ты неумеренным употреблением бесчестишь себя?

Как после горячки остаются еще следы ея пагубнаго действия, так у тебя и после того, как пройдет хмель, и в душе, и в теле свирепствует буря. Бедное тело лежит расслабленное, как корабль, разбитый бурею; а еще беднее - твоя душа, потому что и в расслабленном теле воздымает бурю и возжигает похоть.
Как по укращении волнения во время бури остаются следы разрушительного действия ея, так и здесь. Как там товары, так и здесь почти все доброе разбрасывается. Целомудрие ли стяжал кто либо, стыдливость ли, кротость ли, смирение ли, - все это пьянство повергает в море нечестия.

Какого же помилования ждать тем, которые убивают себя такими бедствиями? Совершенно никакого!

Послушай, что говорит Апостол Павел Тимофею: мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23). Если и святой, одержимый болезнию и частыми недугами, не употреблял вина, доколе не велел ему учитель: какого же мы достойны будем осуждения, когда здоровые упиваемся?

Вино дано для веселия, так как сказано: вино веселит сердце человека; а вы и это доброе его свойство порочите. Ибо, что за радость - быть не в себе, мучится множеством болезней, видеть все кружащимся и все - во мраке, подобно находящимся в горячке? Поистине, возлюбленные, тяжкое и весьма пагубное дело - пьянство. Никто, упивающийся вином, не может чувствовать расположения к Божественным изречениям. Есть у нас прекрасная чаша для опьянения, производящая воздержание, а не расслабление. Какая же? Чаша духовная, чаша спасительная, чистая чаша крови Господней Она не производит пьянства, не производит расслабления; ибо она не изнуряет сил, а возбуждает силы; не ослабляет нерв, но напрягает нервы; ибо она производит бодрость; она служит предметом благоговения для Ангелов, предметом ужаса для бесов, предметом почитания для людей, предметом любви для Владыки.
Итак, потщимся избегнуть этого недуга, чтобы получить нам настоящия блага, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков.

На главную

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23

 


 

 

 

 

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.