Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ЗАСТУПНИЦА РОССИИ

 

Непобедимая Победо, Владычице Ченстоховская

Так начинается Тропарь Богородице Ченстоховской. Почему «Непобедимая Победо»? Потому что воистину Она - Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Никакие силы зла не в силах победить добро, излучаемое Пречистой Девой Марией. Скептики-иконоборцы начинают философствовать по поводу «непобедимой победы». «Как это так, непобедимая победа? - говорят они, - тавтология какая-то получается. Разве победа бывает победимой?»
На это есть один простой ответ. Победителям иногда свойственно быть пораженными, но Пречистая Богородица во веки непобедима. Об иконе Божией Матери Ченстоховская уже составлено немало статей, брошюр и книг. Во многих храмах России служатся молебны перед этой святыней. Современными иконописцами написано множество списков с этой замечательной иконы, многие из которых мироточат. Одной из наиболее известных стала мироточивая икона Ченстоховской иконы Божией Матери в церкви Святителя Николая в Бирюлеве, которая спасла храм от огненного запаления.

 
Однако у святой иконы существует и немало противников, в основном, из нерусского «православия». Что это за икона? Какова роль отведена ей Промыслом Божиим в наши дни для спасения России? Полное название иконы «Милиуса», а название «Ченстоховская» она получила по имени польского города Ченстохова, где она находилась долгое время в одном латинском монастыре на Ясной Горе. По преданию образ этот был написан евангелистом Лукой и хранился в Иерусалиме, в доме возлюбленного ученика Спасителя Иоанна Богослова.
Ченстоховский монастырь в Польше  

В 66 г., перед нашествием Веспасиана и Тита на Иерусалим, христиане ушли в горы и взяли с собой святые иконы, среди которых и была «Милиуса». В 326 г. они принесли в дар икону святой равноапостольной царице Елене по обретении ею Животворящего Креста Господня. Благочестивая царица приняла икону как драгоценный дар и поместила ее во дворцовом храме новой христианской столицы Константинополя.
Приблизительно сто лет спустя дочь Византийского императора Аркадия благочестивая Пульхерия перенесла образ в церковь во имя Божией Матери Одигитрии. Во времена иконоборчества икону спасла от поругания Ирина, супруга императора Льва IV Исаврянина. Она взяла святыню из храма и поместила в свои палаты, где хранила ее, как зеницу ока.
Во второй половине IX в. блаженный патриарх Фотий благословил святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия просветить славянские земли светом Евангелия. Вместе с проповедью о Христе они-то и принесли на славянскую землю этот дивный чудотворный образ Богородицы. В X в. иконой был благословлен брак греческой царевны Анны и св. князя Владимира. Так святыня попала в Киев, а затем отправилась для просвещения в Галицкую Русь, в город Белзе.
Известно чудо, бывшее от святого образа в то давнее время. Случилось нападение монголо-татар на этот город. Православные, уповая на заступничество Пресвятой Богородицы, вынесли Ее чудотворную икону на стену городской крепости. Одна из стрел, выпущенных татарами, вонзилась в лик Пречистой Царицы Небесной. В то же мгновение из раны потекла кровь, а на татар вдруг опустилась вредоносная мгла, помрачившая их сознание. Оказавшись во тьме, они подняли оружие друг на друга и погибли во множестве у стен города. Именно с того времени на лике Пречистой Богородицы остался след в виде треугольной язвы.
В Белзе чудотворный образ находился до 1377 г., а затем, когда Галиция подпала под власть польского короля Казимира III, была пленена католиками. После смерти Казимира король Венгрии Людовик, будучи его племянником, наследовал Польшу. Наместником в Червонной Руси он назначил своего друга и родственника Владислава Опольского, предателя православной веры, которого нарекли «апостолом латинства». В 1377 г. Владислав, желая остановить проповедь Православия, так как от иконы происходило множество чудес, перевез чудотворную икону во Львов, а затем в 1382 г. решил совсем увезти ее из земель православной Галицкой Руси в Польшу, в Велюньскую область, западную часть своих владений, где господствовало латинство. Этим он наделся утвердить латинскую веру, поскольку считал, что икона и там не прекратит чудодействовать, а, следовательно, можно будет привлекать ею народ в латинскую веру.
Господь попустил древней святыне быть взятой в полон, тем самым показав, что с этого времени начинается проникновение латинских ересей в Православную Церковь. Если до начала XV века не было никакой речи о примирении с еретиками-латинянами, то теперь в Галиции стали появляться так называемые униаты. Это те, кто совершал богослужение по восточному обряду, но подчинялся папскому престолу и считал римского первосвященника главой церкви. Долго и неутешно оплакивали православные жители Львова отъятие у них иконы. По дороге, которая проходила через Турковицы, вблизи рощи, от иконы начало исходить сияние, и Божия Матерь в утешение верующим явила еще один чудотворный образ, который позднее стали называть Турковицким-Ченстоховским. Впоследствии на этом святом месте был основан женский Турковический монастырь. По пути в Велюнь, 9 августа 1382 г., князь Владислав остановился близ деревни Ченстохово и поместил чудотворную икону на ночь в приходскую церковь Успения Пресвятой Богородицы, возвышавшуюся на Ясной Горе. Наутро, желая продолжить путь, он повелел принести икону. Однако слуги, посланные князем, не смогли сдвинуть чудотворный образ с места. Пресвятой Богородице угодно было избрать Ясную Гору для пребывания на ней своего чудотворного образа.
Ченстохов - селение, расположенное у истока реки Варта. Когда-то, в IX в., по этой реке, как единственном пути на север, шествовали с евангельской проповедью равноапостольные просветители славян Кирилл и Мефодий. В Малой Польше, в состав которой входил и Ченстохов, до захвата ее латинянами было 12 православных монастырей, много древних православных храмов. И потому Ченстохов явился как бы памятником православной веры на польской земле. В 1382 г. Владислав отдал церковь на Ясной горе павликианам - латинским монахам ордена св. Павла-пустынника. Но с того времени икона перестала творить чудеса. Лишь в 1430 г., когда на Ченстохов напали воины Яна Гуса, икона явила свою Божественную силу. Ворвавшись в монастырь, гуситы захватили вместе с сокровищами и необычную святую икону. Павликиане же трусливо бежали, оставив святыню святотатцам. Однако увезти образ гуситам не удалось. Телега, на которой была икона, застряла в болоте так, что они не могли ее вызволить. Тогда один воин наскоро скинул лежавший поверх всего образ Богоматери в грязь. Доска иконы ударилась при этом обо что-то твердое и распалась на три части так, что лики Богоматери и Спасителя не были повреждены. Другой же воин, имевший при себе саблю, ударил ею по образу и нанес царапины Всечестному лику Владычицы, которые с того времени так и запечатлелись на правой щеке. В тот же миг кощунники были наказаны: ударивший образ скончался на месте, а у бросавшего одеревенела рука. Остальные воины, ослепнув, в страхе бежали прочь от монастыря. Видя из укрытия сие чудо, латиняне вернули икону на место и с тех пор стали ее особо почитать.
Слава о православной святыне облетела все государство, на поклонение чудотворному образу стали приезжать даже короли. Король Сигизмунд III возвел здесь большое укрепление, превратив монастырь в мощную крепость. С тех пор в Польше ходили слухи, что благодаря образу «Бозией Матки Ченстоховски» крепость та стала непобедимой. И когда в царствование Польского короля Яна Казимира, в середине ХVII века, шведы взяли Варшаву, Краков и овладели почти всею Польшею, то с Ченстоховским монастырем они справиться не смогли. После сорокадневной осады и штурма они оставили крепость и ушли восвояси. Здесь же, у стен крепости, были разбиты и шведы, потеряв в один день 1,5 тысячи своих солдат. После этой победы Король Иоанн-Казимир обнародовал манифест, в котором говорил, что поручает свое государство покровительству Ченстоховской Богоматери. Он называл Ее Польскою Королевою, надеясь на помощь России. И в 1656 г., при поддержке России, война со шведами окончилась.
Однако латиняне делали вид, что они не замечают чудес от православной святыни, как не замечают они на протяжении веков ежегодное схождение благодатного огня на православную Пасху в Иерусалиме у Гроба Господня. Своим лукавым богословием они затуманивали умы простого народа и подменяли истину ложью. Все же 8 сентября 1717 г. латинская церковь короновала Ченстоховскую икону, что в католическом мире означает официальное признание ее чудотворной. Однако непобедимая для всех крепость спустя сто лет была без труда взята русскими. В 1813 г., когда Русская Армия гнала наполеоновские войска в глубь Европы, главнокомандующий Михаил Кутузов специально отправил корпус барона Остен-Сакена для взятия Ченстоховской монастырской крепости. После первых же залпов комендант крепости сдался со всем гарнизоном, а латинские монахи в страхе вынесли навстречу победителям святую икону Богородицы. Этот подлинный чудотворный образ был передан Кутузовым Государю императору Александру I, который торжественно перенес его в Казанский собор Санкт-Петербурга вместе с ключами от Ченстоховской крепости. Этот собор был построен накануне войны в 1811 г. Государь император Александр I украсил образ богатым серебряным окладом с драгоценными камнями и повелел зажечь пред ней неугасимую лампаду. С тех пор икона «Милиуса» стала символом победы русского оружия и подательницей патриотического духа любви к Отечеству.
Примечательно, что Казанский собор Санкт-Петербурга стал источником благодатных даров для русского Православия: именно здесь, в Казанском соборе, бывшем во времена богоборческой власти Государственным музеем истории религии и атеизма, в его запасниках почивали мощи преподобного Серафима Саровского, которые в 1990 г. были заново обретены. Здесь же Господь хранил мощи святителя Иоасафа Белгородского; здесь же пребывала и Ченстоховская икона, одержавшая еще одну победу над безбожными коммунистами. Сегодня в честь этого светлого чудотворного образа освящаются источники (один из них находится недалеко от Зеленограда в деревне Брехово Солнечногорского района). Этот образ особо почитаем в войсках Стратегической Дальней Авиации, где в августе 2002 г. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил часовню. Образ Ченстоховской иконы Божией Матери стал боевой хоругвью и во многих частях Вооруженных Сил России. В феврале 2002 г. состоялся Крестный перелет на самолете с Ченстоховской иконой вокруг Москвы, а в апреле еще два крестных перелета: один вокруг Москвы, другой вокруг Санкт-Петербурга.
Сегодня пред списками этой чудесной иконы молятся православные по всей России в надежде, что по молитвам Божией Матери пошлет Господь многострадальной России Царя-Батюшку. И тогда расточатся враги Святой Руси и да исчезнут с лица Русской Земли, все ненавидящие Православие.

Игорь и Ольга Дрождины,
иконописцы

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.