Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ИЗ СВЯТООТЕЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

 

О ревности по Истине

Святитель Григорий Богослов

Вы слышали, что Дух Святой явился ученикам в виде огненных языков. Но для чего Святой Дух, Единосущный Отцу и Сыну, явился в огне? Зачем в огне, в языках пламени? И почему Он прежде является в виде голубя, а теперь в огне? Зачем на Единородного Сына Он сошел в телесном виде, как голубь, а на учеников в виде огненных языков?
Дух Единосущный Отцу и Сыну, является ученикам в виде огня, чтобы показать, что Бог есть бестелесный, неизреченный и невидимый Огнь, по свидетельству апостола Павла: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12, 29). Потому-то Бог и называется огнем, поскольку Им очищается ржавчина грехов.

 
Но Господь нисходит в огне еще и для того, чтобы дуновением Святого Духа воспламенить сердца плотских людей. Ибо земля плотяного сердца возгорается, когда охладевшее от своих похотливых страстей, оставляет оно пожелания нынешнего века, и воспламеняется любовию ко Господу.

Итак, Дух не случайно явился в огне, потому что Он из всякого любящего сердца изгоняет прочь теплохпадное окаменение, и воспламеняет оное желанием блаженной вечности. И в огненных языках явился Он потому, что Дух единосущен Сыну, а Сын есть Слово Отчее. Как язык имеет особенную близость к слову, таки Дух Святой явился в языках, чтобы ты уразумел из сего особенную близость Святого Духа к Слову Отчему. И поелику одно естество Духа и Слова, то потому-то Дух должен был явиться в языках. Или яснее: поелику слово произносится языком, то и Дух явился в языках потому, что кто прикасается к Святому Духу, тот исповедует Слово Божие, то есть Единородного Сына и не может отвергать Слова Божия, потому что имеет в себе язык Духа Святого.
Или еще. В огненных языках Дух явился для того, чтобы всех, в кого Он вселяется, соделать пламенными ревнителями. Огненные языки имеют апостолы, потому что, проповедуя любовь и ревнуя по Богу, они воспламеняют сердца слушающих. Ибо праздно слово учащего, если оно не может воспламенить любви. Это воспламенение учения приняли из самых уст Истины те, которые говорили: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам... и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24, 32). Ибо от слышанного слова воспламеняется дух ревности, холодность окаменения удаляется и душа соделывается жадною в горнем желании, чуждою пожеланий земных.
Истинная любовь, наполняющая душу, печалит ее слезами покаяния, но когда она томится от покаянного пламени, тогда исполняется благодатной радостотворной печали по Богу. Ей отрадно внимать учению Небесному. И сколько научается она от заповедей, столько же, как бы от огненных языков, воспламеняется. Та, которая прежде коснела в плотских желаниях, ныне воспламеняется наставлением праведности. Потому и говорит Моисей: «одесную Его огнь закона» (Втор. 33, 2). Итак, в деснице Божией огнь закона, потому что избранные Божий никогда не бывают нерадивы к Небесным заповедям, но всегда воспламеняются огнем внутренней любви и ревности к ним. Слово касается слуха, а душа их, обвиняя во всем себя, горит пламенем внутренней сладости.
Однако Дух Святой являлся в виде голубя и в огне еще и для того, чтобы все, исполненные Духа, соделались простыми и огненными - простыми по чистоте, как голубь, и огненными по ревности к Истине. Ибо Бог не приемлет простоты без ревности, ни ревности без простоты.
А потому Сама Истина глаголет: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Заметьте, что Господь подавая наставление ученикам, не отделяет ни голубя от змия, ни змия от голубя, дабы и простоту голубя умеряла мудрость змия, и мудрость змия умерялась простотой голубя. Итак, поелику оный Дух научает и праведности, и простоте, то потому должен был явиться в огне, и в виде голубя, для того чтобы всякое сердце, которого касается благодать Его, было мирно по свойству кротости, и пламенно, по ревности к истине.
Но почему же Дух Святой на Самого Искупителя нашего и сошедшего Богочеловека явился в виде голубя, а на учеников - в огне?
Единородный Сын Божий есть Судия рода человеческого, но кто устоял бы пред правосудием Его, если бы Он, прежде чем собрать нас кротостию, захотел судить грехи наши по ревности к Истине? Итак, Он, соделавшись Человеком ради человек, явил Себя кротким для человеков. Он не желает смерти грешников, но пришел обратить их. Он прежде исправляет кротостию, чтобы поиметь тех, которых после можно было бы оправдать на Суде. Поэтому Святой Дух должен был явиться в виде голубя на Того, Кто пришел не затем, чтобы по ревности поразить согрешивших, но затем, чтобы по кротости еще потерпеть их.
Напротив, на учеников Дух Святой является в огне, чтобы они, как простые люди, а потому и грешные, воспламенили духом других рабов греха против греха, и, пребывая сами в покаянии, обличали грехи и заблуждения, которые Бог щадил, придя с кротостию. А что даже те, которые ходили рядом с Небесным Учителем не были безгрешными, об этом свидетельствует святой апостол Иоанн: Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8).
Итак, Дух Святой в огне сошел на людей, а в виде голубя явился на Господа Иисуса для того, чтобы мы, по ревности к Истине, тщательно соблюдали все заповеданное и огнем всегдашнего покаяния сожигали грехи, которые Бог снисходительно терпел, придя в кротости. И потому Дух в виде голубя явился над Искупителем, а в огне - над людьми, что чем более умерена для нас строгость нашего Судии, тем более наша немощь должна быть воспламеняема против самой себя.

Перевод с древнегреческого
иеромонаха Василиска (Кириллова)

См. также Крепость Православия - в ведении Истины

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.