Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
АКТУАЛЬНО

 

Война и гуманность

Окончание. Начало

  «Это страшное дело, - говорил он. - Подло и постыдно начинать войну так себе, с ветру, без крайней, крайней необходимости... Никакое легкомыслие в этом случае непростительно... Черными пятнами на королях и императорах лежат войны, предпринятые из честолюбия, из хищничества, из династических интересов».
В то же время генерал считал, что если враги угрожают отечеству и развязали войну, то следует отбросить всякую гуманность к противнику и забыть о примирении до полного его уничтожения.
Михаил Дмитриевич Скобелев (1843-1882). Верный сын России
Коллаж М. Квасова
 

«Еще ужаснее, когда народ, доведя до конца это страшное дело [войну], остается неудовлетворенным, когда у его правителей не хватает духу воспользоваться всеми результатами, всеми выгодами войны, - писал Михаил Дмитриевич. - Нечего в этом случае задаваться великодушием к побежденному. Это великодушие за чужой счет, за это великодушие не те, которые заключают мирные договоры, а народ расплачивается сотнями тысяч жертв, экономическими и иными кризисами...
Война и гуманность не имеют ничего общего между собой. На войну идут тогда, когда нет иных способов. Тут должны стоять лицом к лицу враги, и доброта уже бывает неуместна. Или я задушу тебя, или ты меня.
Лично иной бы, пожалуй, и поддался великодушному порыву и подставил свое горло - души. Но за армией стоит народ, и вождь не имеет права миловать врага, если он еще опасен... Штатские теории тут неуместны... Я пропущу момент уничтожить врага - в следующий раз он меня уничтожит, следовательно, колебаниям и сомнениям нет места. Нерешительные люди не должны надевать на себя военного мундира. В сущности, нет ничего вреднее и даже более - никто не может быть так жесток, как вредны и жестоки по результатам своих действий сентиментальные люди. Человек, любящий своих ближних, человек, ненавидящий войну, должен добить врага, чтобы вслед за одной войной тотчас же не начиналась другая...»
Особое внимание Скобелев уделял принципу национальностей. «Государство должно расширяться до тех пор, пока у него не будет того, что мы называем естественными границами, законными очертаниями, - говорил он. - Нам, славянам, нужны Босфор и Дарданеллы как естественный выход к морю, иначе, без этих знаменитых проливов, несмотря на весь наш необъятный простор, мы задохнемся в нем. Тут-то и следует раз и навсегда покончить со всякой сентиментальностью и помнить только свои интересы... Я в союзы и дружбу между народами не верю... Этот род дружбы далек от равенства... В подобных союзах и в такой дружбе один всем пользуется, а другой за все платит, один ест каштаны, а другой вытаскивает их из огня голыми руками. Один льет свою кровь и тратит деньги, а другой честно маклерствует, будучи не прочь ободрать друга в решительную минуту... Так уж если заключать союзы - пусть в этих союзах другой будет жертвой, а не я. Пусть для нас льют кровь и тратят деньги, пусть для нас таскают из огня каштаны... А лучше всего в одиночку... Моя хата с краю, ничего не знаю, пока меня не задели, а задели - так уж не обессудьте, свое наверстаем...
Скобелев считал, что непосредственных причин войны бывает две. Или сравнительно высокая цивилизация народа, начинающего войну со слабым соседом и противником, причем образованный народ, уничтожая слабейшего врага, рассчитывает обогатиться за его счет, захвативши его земли, и тем улучшить свое благосостояние. Так, например, были завоеваны Индия, Америка. Или наоборот, беднейший народ нападает на высокую цивилизацию и пользуется ее плодами для улучшения своего положения. Таковы завоевания гуннов, вандалов, тевтонов, татар и т. п. Это - также принцип борьбы за существование... Михаил Дмитриевич всегда прямо, ребром ставил вопросы, мало обращая внимания на то, как они будут приняты в данную минуту обществом или властью, и простой народ его любил за это.

Слава о нем разлеталась по всему миру. Скобелева нередко обвиняли в том, что он заискивал перед представителями печати, что этим только и объясняются те похвалы, которые они расточали ему. Однако это было низкой и глупой клеветой. Михаил Дмитриевич с пониманием относился ко всякому человеку, в том числе и с корреспондентами обращался не с пренебрежением залитого золотом болвана, а с уважением образованного человека. Он давал все объяснения, какие считал возможными, разрешал корреспондентам посещать его боевые позиции, отчего они могли смело войти в товарищескую среду, окружавшую генерала.
 

Знание пяти иностранных языков позволяло ему входить в теснейшие отношения с английскими, французскими, немецкими, итальянскими журналистами, и те, таким образом, могли лучше и ближе узнавать его. Однако никакими особенными преимуществами в его отряде корреспонденты не пользовались. Напротив, у других в смысле удобств было гораздо лучше. Там корреспондентам давали казака, который служил им, отводили отдельные палатки и т. д. Ничего подобного у Скобелева не было. Когда один журналист попросил было у него казака, Скобелев разом оборвал его за неуместную претензию. - Казаки не денщики, - громко сказал генерал, - они России служить должны, а не вам!

Михаил Краснощеков
По книге В. Немировича-Данченко «Скобелев»
М: 1993

 

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.