Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

ОГОНЬ ПОД ПЕПЛОМ

Репортаж из концлагеря «Косово и Метохия»

Продолжение. Начало в № 9

День клонился к вечеру, и гости стали разъезжаться. Для нас представился случай попасть с попутчиками в любой монастырь Косова и Метохии. Соблазн был велик. Хотелось побывать и в Девиче, и в Великой Хоче, и в Печи. Да мало ли на Косове святынь, где мы еще не были! Однако загвоздка была в том, что добраться туда по пути с кем-то мы могли, но выбраться оттуда - вряд ли. Благоразумие взяло верх, и мы решили ехать в Грачаницу. Казалось, что там безопаснее, хотя бы потому, что там теперь расположилась кафедра владыки Артемия, епископа Косова и Метохии.
Чтобы добраться из Дечан в Грачаницу, надо пересечь половину Косова от юго-западной границы до центра. Монастырь Дечани находится в Метохии, у подножия высоких гор, за которыми - Албания. Теперь, после неслыханных злодейств албанцев, Метохия стала самым «этнически чистым» местом на земле Косова, ибо там не осталось ни одного сербского села.
Монастырь расположен неподалеку от городка с тем же названием. Дорога здесь одна. Колонна автобусов с сербами, возвращавшимися из Дечан, под оглушительный вой сирен полиции въехала в город. Футбольное поле какого-то стадиона чернело толпами молодых албанцев, лениво перебрасывающих мячи и злобно посматривающих на колонну.

  Сразу вспомнилось, что именно здесь, на этом месте албанцы зимой забросали камнями автобус с русскими паломниками. На этот раз КФОР оказался на высоте. Вооруженные «миротворцы» стояли вдоль дороги на расстоянии вытянутой руки друг от друга. На перекрестке и близлежащих улицах расположились танки и бронемашины, джипы и мотоциклы пехотинцев. Дикие племена всегда уважают только силу, поэтому колонна прошла безпрепятственно.
За окном мелькали развалины сербских домов и особняки албанских переселенцев, весьма напоминающие коттеджи новых русских, проплывали карандаши минаретов. Вот взорванный храм Пресвятой Троицы, вот развороченные могилы сербского кладбища, вот сгоревшая деревня, взывающая к небу черными руками печных труб.
Монастырь Грачаница
Фото автора
 

Проезжаем последнее албанское поселение, вплотную прижавшееся к Грачанице, пересекаем заграждения из колючей проволоки и въезжаем в сербское гетто. Бывшая когда-то небольшим селом вокруг монастыря, Грачаница разрослась теперь за счет беженцев, переселившихся сюда со всех краев Косова, и выполняет роль города. Теперь здесь располагаются и резиденция Епископа, и факультеты Приштинского университета, и госпиталь, и дом культуры. Напряжение людей разом спало, и в автобусе послышались шутки и смех.
В Грачаницу мы прибыли за несколько дней до Видовдана. Это престол и день памяти Косовской битвы. Монастырь Грачаница готовился к приему многочисленных гостей. Дел было много, и мы сразу вызвались помогать. Нас направили «в поле». Но для этого не нужно было ни ехать, ни идти далеко. Огород находился тут же, внутри монастырских стен, потому что от дальних полей пришлось отказаться из-за постоянных нападений албанцев. Некогда обширный монастырский сад пришлось вырубить и посадить овощи, чтобы обеспечить пропитание и монахиням, и десяткам беженцев, оставшимся без крова над головой, которым монастырь дал приют.
Монастырь выглядел крепостью, способной выдержать длительную осаду. Однако на деле все было не так. Вода из древнего монастырского колодца не годится ни для питья, ни для полива огорода. Она отравлена выбросами токсичных отходов предприятий, находящихся в руках албанцев. Питьевая вода поступает из магистрального водопровода с албанской стороны и подается со значительными перебоями. Так же обстоят дела и с электричеством.
Нам поручили лущить зеленый горошек. Мы присоединились к десятку женщин-беженок, сидевших в тени. Работа была несложная, но однообразная. Порой к нам присоединялись их дети. Веселые и озорные, как и все в их возрасте, они серьезно и старательно помогали взрослым. В них чувствовалась какая-то врожденная обстоятельность, когда дело касалось крестьянского труда. Особенно обращал на себя внимание пятилетний Мита. Он - живое свидетельство трагедии, принесенной на сербскую землю политикамиНАТО. Бомбы, падавшие в 1999 г. на головы мирных жителей Югославии, несли ядерный заряд. Живой, смышленый ребенок, родившийся на Косове после бомбардировок, - калека, у него недоразвита рука.
Разговор поначалу не клеился. Каждая из женщин была погружена в свои невеселые думы. Все они пережили ужасы мартовских погромов, когда неслыханная волна насилия со стороны албанцев захлестнула Косово и Метохию, древнейшие сербские земли.

На этой, сравнительно небольшой территории, находятся ТЫСЯЧА ТРИСТА православных монастырей и храмов, воздвигнутых в течение десяти столетий, начиная с десятого века, во времена свободы и рабства, славы и бедствий. Среди них - десятки церквей, поражающих своими размерами,красотой архитектуры, шедеврами фресковой живописи, богатством ризниц, которым нет равных ни в Европе, ни во всем мире.
 
  Взорванный храм Пресвятой Троицы
Фото автора

История сербов на просторах Косова и Метохии уходит в глубь веков. Сербы появились здесь во времена великого переселения индоевропейских народов. Славяне, заселив Балканы в седьмом веке, вскоре затем вступили в Церковь Христову и вошли в христианскую цивилизацию православной Византии. От Византии сербы унаследовали и богоугодную традицию строить на помин души Богу и народу храмы и монастыри, больницы и богадельни, школы и мосты.
На протяжении средних веков сербы составляли большинство населения, о чем недвусмысленно говорят чисто славянские названия городов и сел. О том, что Косово и Метохия входили в состав независимой державы Сербия, свидетельствует житие Стефана Немани, родоначальника династии, правящей Сербией на протяжении трехсот лет, написанное его сыном Святым Саввой в начале тринадцатого века. Когда им была образована автокефальная Православная Сербская Церковь, на Косове и Метохии находилось три епископии из десяти. После преобразования архиепископии в патриархию, престол сербской Церкви пребывал именно на Косове и Метохии, в монастыре Печь.
О том, что Косово было сердцем сербского народа, его державы и Церкви свидетельствует и то, что турки напали на Сербию именно здесь. Знаменитая Косовская битва 1389 года происходила на исконной сербской земле. В битве на Косовом поле сербы пытались преградить путь турецким захватчикам, хлынувшим в христианскую Европу, но не сдержали натиска полчищ султана. Обороняя свою державу, на Косовом поле пало сербское войско, весь цвет сербской нации, погибли лучшие сыны народа во главе с князем Лазарем. Эта битва решила судьбу не только сербов, но и других христианских народов, причем не только на Балканах.
Сербская идея, выросшая из косовской драмы, есть идея свободы и выбора непреходящих ценностей Царства Небесного, а Косовский бой, борьба «за Крест честной и свободу золотую», есть символ христианской борьбы за свободу и человеческое достоинство. «Косово - не только география, не только демография. Это вопрос идентичности: народной, духовной, культурной, христианской и человеческой, то есть для нас, православных христиан, - Богочеловеческого», - говорится в Меморандуме о Косове и Метохии святого архиерейского Собора Сербской Православной Церкви.
Проблема сербского края Косово и Метохии возникла не сегодня и не вчера, ей уже несколько столетий. Кроме турецкой многовековой тирании и великоалбанской экспансии, эту проблему особенно осложнила нацистская оккупация (1941-1945), коммунистическая власть (1945-1999) и грубое евро-американское вмешательство в драму Косова и Метохии в 1999 г., которая все еще длится.
На следующий день после начала варварских бомбардировок странами НАТО Сербии, в том числе и Косова, Святейший Патриарх сербский Павел сказал: «Сербский князь Лазарь и наши предки вышли в бой на Косово поле, чтобы защитить свою землю, а не отнимать чужую; чтобы защитить свою свободу, а не угнетать других; защитить свою веру, не навязывая ее другим, ибо Авель имеет право и должен защищаться от Каина».
Интервенция стран НАТО не только не дала никаких результатов реального улучшения, но лишь еще больше ухудшила и без того тяжелое положение, так что проблема эта грозит завершиться небывалой трагедией для сербского народа и его Церкви на Косове и Метохии.
Безнаказанность, вседозволенность, даже попустительство руководства «миротворцев» и международной полиции в течение пяти лет привели к взрыву насилия над сербами со стороны албанских экстремистов, или шиптаров, как они сами себя и все остальные их называют. Три дня в марте: 17-е, 18-е и 19-е, явили трагическую картину нечеловеческой ненависти и безумия.
Поводом, или, скорее, сигналом, к началу погромов послужила весть о гибели трех подростков-албанцев. Впоследствии оказалось, что это был несчастный случай, они утонули в реке, но шиптары поспешили воспользоваться представившимся случаем, обвинили в их смерти сербов и начали мстить. Сразу заполыхали сербские дома по всему Косову и Метохии, начались убийства и грабежи. Это лишний раз доказывает, что акция насилия была спланирована заранее.
В эти мартовские дни на Косове происходили не какие-то «межэтнические столкновения», но начался организованный шовинистической группировкой сепаратистов форменный погром невооруженного, беззащитного сербского населения.
Пока горели сербские дома, больницы, церкви, пока сербов отстреливали снайперы, а «миротворцы» из КФОРа демонстрировали полную неспособность защитить ни сербов, ни самих себя, албанские лидеры спокойно ждали окончания последнего этапа этнической чистки, которое должно было безповоротно решить вопрос о статусе Косова и Метохии, чтобы выразить свое сожаление и «озабоченность».

Н.Феофанова
Продолжение следует

См. также КРОВАВЫЙ МАРТ

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.