Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ЗА РУСЬ СВЯТУЮ

 

Начало любви к Отечеству – вера Православная

   Всегда, православные, а особенно в настоящее время, о, как полезен и нужен нам дух истинных патриотов, – в настоящее, говорю, время сколь потребна для нас любовь к Отечеству, когда так много у нас врагов Отечества, когда столь многие деятели и столь великие жертвы требуются на защиту и помощь. И, благодарение Богу! Есть и деятели, и жертвы. Что я говорю? И те, и другие безчисленны.
   В Отечестве говорит любовь к Отечеству. Отовсюду и от всех громко заявляется готовность служить Отечеству всем, нет сословия, нет города, нет даже селения, откуда бы не слышен был голос, свидетельствующий об усердии и преданности к Отечеству. Повторим: благодарение Богу! Любовь к Отечеству – великое дело; она крепче и надежнее всех крепостей, несокрушимее всех оружий. Любовь к Отечеству – душа народа; а как скоро народ одушевлен, как скоро у народа одна душа, кто может его разъединить, кто может его победить и сокрушить? Никто.
   Великое, братие, дело – любовь к Отечеству. Она – источник любви, согласия и всякого порядка в народе, на ней созидается внутренний мир и благоденствие народа, она и щит и забрало для народа от врагов внешних. А знаете ли, где начало этой животворной отечественной силы? Откуда наша любовь к Отечеству рождается, чем питается и от чего возрастает? Ученые пусть рассуждают об этом, как хотят; мы, христиане, скажем прямо и решительно, что начало и жизнь любви к Отечеству есть вера Христианская. Православная Христианская вера наша, братие, – вот Святой Божественный источник любви нашей к нашему Православному Отечеству и к нашему Православному Царю.
   Возьмите прошедшие времена. Каким и внутренним, а особенно внешним бедствиям не подвергалось Отечество наше! Каких не имело сильных и многочисленных врагов! Однако ж все враги, время от времени, были низлагаемы, <…> и Отечество всегда торжествовало победу и возвращало в пределы свои благоденствие и мир. Кто же воодушевлял народ, кто вооружал людей на защиту Отечества от врагов? Вера Православная. Вера побуждала отцов наших и любить Отечество, и стоять за Отечество до смерти. «Постоим, – говорили одни, – за Святую Софию». «Постоим, – говорили другие, – за Дом Пречистой». «Постоим, – говорили все, – за веру Православную, за Русь Святую». Видите ли, братие, что было дорого для отцов наших, что они с такою ревностию отстаивали от врагов? Дорога им была вера Святая и Церковь Божия. По вере и многочисленной затем святыне, любезно было им и Отечество. Его и именовали они не иначе, как Русь Святая. И подлинно Святая – по святой Православной вере, Святая по множеству святых обителей и храмов, Святая по множеству святых чудотворных икон, Святая по множеству святых многоцелебных мощей угодников Божиих.
   Что, как не вера, и всегда одушевляет наш народ, и делает его приверженным к Отечеству? Что для него особенно святo и досточтимо в Отечестве, как не Отечественная святыня? По вере Святой, каждое место в Отечестве, ознаменованное благодатию Божиею, для Православного народа нашего есть свято, и туда народ стремится во всякое время, тысячами, десятками, сотнями тысяч. Его не держит никакое пространство, никакая трудность на пути. Сами знаете, братие, сколько православных наших поклонников бывает в Киеве, у Соловецких чудотворцев и в других знаменитых обителях и местах. Так велика вера у православно-русских христиан и так пламенна любовь к Отечественной святыне!
   Не по этому ли самому дорого нам и самое Отечество? Без всякого сомнения так. По вере Православной любезно нам и Отечество наше Православное, дорог нам и Царь наш Православный. О, если бы все нынешние возгласы к Царю, заявляющие всеобщее усердие и любовь к Отечеству, были отголоском веры Православной!
   Без веры, братие, не может быть истинной любви ни к Отечеству, ни к Царю. Одна вера воспитывает истинных патриотов и из рода в род передает это святое наследие. Во всем свете это открывается в нашем Православном народе, который, будучи искренне расположен к вере и святыне христианской, вместе с тем горит постоянною любовию к своему Отечеству и к своему Монарху, именуя его всегда Царем Православным.
   Жаль только, что время от времени дух веры и в нашем Отечестве начинает оскудевать и усердие к Церкви и святыне отечественной становится у некоторых на последнем месте. К прискорбию, это замечается преимущественно между так называемыми образованными людьми, которые, но свойству нынешнего воспитания, обогатились познаниями более естественными и ознакомились преимущественно с миром, а не со Святою Церковью.
   У таковых уж не в той силе и любовь к Отечеству. Таковые, как известно, стремятся нередко за пределы Отечества, там проводят немалое время и оттуда возвращаются уже не все с прежними чувствами к родному Отечеству.
   И не мудрено. Лукавый мир успел там более во внешней образованности и в улучшении, по его мнению, материального быта, – поэтому и более обаятелен для чувственной нашей природы. Сохрани Господи, ежели образование в духе времени, а не по духу христианскому распространится и на народ. Неминуемо должен тогда последовать в народе упадок веры, а с верою – и любви к Отечеству. Не дивитесь, братие. Вера трудно как-то уживается с просвещением человеческими. Она любит свет Божий; в нем живет, им озаряется и им укрепляется; а без него слабеет, мертвеет и разрушается.
   Православные сыны России! Ежели дорого нам свое Православное Отечество (а может ли быть иначе?), ежели мы должны и желаем любить его искренне, постоянно, неизменно, то будем хранить в сердцах своих веру Святую, будем, по примеру отцов наших, привержены к Православной нашей Церкви и к святыне отечественной. Вера есть краеугольный камень как для нашего душевного спасения, так и для благосостояния Отечества нашего и для избавления его от всех врагов. Сия есть победа, – скажем словами возлюбленного ученика Христова, – победившая и побеждающая мятежный мир – вера наша (см.: 1 Ин. 5, 4). Боже наш, слава Тебе!

Протоиерей В. Нордов.
Сеятель благочестия, или полный курс
церковных бесед, поучений и слов: В 2 т. СПб., 1883.


Это было под Геленджиком

   В 1836 году русский отряд стоял около Геленджика. В это время Добь, быстрая речка, сердито шумела в обрывистых своих берегах, как будто негодуя на черкесов, которые переплывали через нее поодиночке, чтобы и себя показать, и наших линейцев (бойцов Сунженской линии) посмотреть.
   Вот один из черкесских храбрецов, отважнее других, носился перед нашими флонкерами, подскакивал несколько раз к линейцам, выхватывал из-за плеч свою винтовку, прицеливался, спускал курок и вдруг исчезал за оврагом.
   Казаки сердились. «Что он, бесов брат, гарцует. Свалим его, братцы!» – говорили они, посматривая на своего офицера. Офицер молчал, ожидая особого приказания от отрядного командира, чтобы ударить разом в горцев.
   В это время опять показался лихой наездник, снова выстрелил из своей винтовки и снова скрылся за оврагом. Казаки еще раз взглянули на офицера, побрякивая своими шашками. Наконец и офицер потерял терпение. «Кто из вас хочет схватиться с этим нахалом?» – спросил офицер у своих подчиненных.
   «Я!» – раздалось в толпе. Казак небольшого роста, с черной окладистой бородой, с маленькими глазами, в которых сверкал огонь отваги, выскочил из толпы и молодецки осадил своего коня перед офицером. «Я знаю, Ваше Благородие, как добывать этих косматых разбойников», – сказал он офицеру и, не ожидая дальнейших приказаний, пустил своего коня прямо к оврагу. В это время показался и черкесский наездник. Казак полоснул своего коня нагайкой, пригнулся к седлу и, подняв шашку, стрелой понесся на врага. Черкес остановился, зарядил свою винтовку и, играя поводьями, с презрением посматривал на казака, который несся во всю конскую прыть по поляне. Вдруг выстрел – и казак повис на седле. «Пропал Егорыч!» – послышалось в толпе. «Жаль молодца!» – проговорил офицер, посматривая с сожалением на бедного казака, который висел на лошади вниз головой.
   Черкес подскочил к своей добыче. И что ж? – Казак вдруг встрепенулся, вскочил на седло, схватил черкеса за бороду и сильным ударом шашки свалил его с коня. Офицер не вытерпел, дал шпоры и поскакал к наездникам. Казак хладнокровно обезоруживал черкеса, держа в поводьях обеих лошадей.
   «Ты ранен?» – спросил офицер казака. «Никак нет, Ваше Благородие! – весело отвечал Егорыч. – Я только потешил басурмана, чтобы легче схватить его. В другой раз, – прибавил он, обращаясь к черкесу, который, к слову сказать, не понимал по-русски, – когда придется тебе стрелять, то смотри, дуралей, куда летит пуля, а на воздух пороха не трать».

Гр. Смирнов.
Собрание русских военных
рассказов. М., 2008. С. 156–157.

Рис. Л. Пономаревой

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.