Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ

 

«ПРАВИЛО ВЕРЫ И ОБРАЗ КРОТОСТИ»

Буря недоумения смущает
ми ум, како достойно есть
пети чудеса твоя, блаженне
Николае, никтоже бо может я
исчести, аще бы и многи языки
имел, и глаголати восхотел.

Из акафиста свт. Николаю Чудотворцу

 

   Совсем скоро, 9 / 22 мая, Церковь Христова будет праздновать память перенесения мощей великого Угодника Божия и Чудотворца святителя Николая из г. Мир Ликийских в г. Бари.
   Каждый верующий человек и даже многие невоцерковленные люди почитают этого величайшего Святого. Все, обращавшиеся к нему с теплой молитвой в различных нуждах, скорбях и жизненных неурядицах, несомненно, опытно испытали, сколь скорым и милостивым помощником является Николай Угодник. Однако истинное и богоугодное почитание Святителя заключается главным образом в посильном подражании его добродетелям: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки Тот же (Евр. 13, 7–8), – наставляет Апостол.
   Ради исполнения апостольской заповеди и постольку, поскольку сегодня стараниями врагов Креста Христова смысл многих православных добродетелей искажается и проповедуется через СМИ в извращенном, несоответствующем истине виде, необходимо знать житие Святого. Мы решили вспомнить его вкупе с некоторыми из безчисленных, подобно песку морскому, чудес свт. Николая, явленных как при его жизни, в далеком IV веке, так и в наши дни.
   Как повествует свт. Димитрий Ростовский, свт. Николай Мирликийский родился в Ликийской стране в городе Патаре от благочестивых и богобоязненных родителей Феофана и Нонны. Они долгое время были неплодны, но благодаря многим молитвам, слезам и милостыням испросили у Бога сына, которого по рождении нарекли Николаем, что в переводе с греческого означает «победитель народов» («ника» – победа, одоление; «лаос» – народ, люди). «И он, по благословению Божию, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру», – сказано в житии Святого.
   Свт. Николай оправдал свое имя и в другом смысле – с самого младенчества проявил себя победителем человеческого естества. Когда над ним совершалось Таинство св. Крещения, он, будучи новорожденным, без чьей-либо поддержки простоял на ногах в купели целых три часа, воздавая таким образом честь Пресвятой Троице.
   «Постыжен здесь всякий мужской возраст, не усердствующий в славословии Божием: младенец стоит три часа во славу Пресвятой Троицы, а совершенные мужи не хотят постоять в церкви и одного часа со страхом Божиим, с благоговением и вниманием, а если и стоят, то стоят как безчувственные истуканы. <…> О, люди небогоугодные! Посмотрите на святого Николая, еще в младенчестве своем всем умом, со всем благоговением прославившего Святую Троицу трехчасовым стоянием. Посмотрите и устыдитесь, ибо вы посрамлены младенцем. О, сколь великим победителем явился Николай еще в младенчестве, победителем естества, победителем людей небогоугодных!», – восклицает св. Димитрий Ростовский в проповеди в день памяти Святителя.
   Кроме того, будущего Чудотворца в святом младенце можно было узнать и по тому, как он приникал к сосцам матери: св. Николай питался молоком одной правой груди, знаменуя тем самым будущее стояние свое одесную Господа вместе с праведными. По средам же и пятницам он вкушал материнское молоко только один раз – вечером, после совершения родителями молитвенного правила.
   «Что скажут здесь наши нынешние христиане, только имеющие вид благочестия (2 Тим. 3, 5), дела же благочестия отвергающие? – продолжает свт. Димитрий. – Что, говорю, скажут те, для которых среда и пятница – такие же дни, как суббота, воскресенье и все прочие, у которых нет поста, нет воздержания, едят все без смущения по обычаю неправославных христиан иностранных?.. Еврейский историограф Иосиф рассказывает о Моисее, что, будучи взят из воды дочерью фараона, он не хотел сосать сосцы жен египетских, и для него была приведена еврейка, мать его (см.: Исх. 2). У нас же бывает наоборот. Мать наша, Святая Восточная Православная Церковь, питает нас сосцами своими – благочестивыми законами и уставами, от древних Отцов принятыми. Мы же, оставив сосцы Матери своей, породившей нас водой и Духом (см.: Ин. 3, 15), ищем сосцов египетских, иноземных, еретических, Православию противных и привыкаем питаться из них со сладостью. Оставив манну, помышляем о египетской пище. Презрев сладость святого воздержания, уклоняемся к рожкам, которые едят свиньи (см.: Лк. 15, 16). О, стыд великий! Дети посрамляют мужей, младенцы старцев!..»
   В настоящее время многие призывают св. Николая Чудотворца, и он помогает им в материальных нуждах, семейных трудностях, проблемах с физическим здоровьем. Однако все, что человек имеет в этом мире, – бренно и скоропреходяще, за исключением безсмертной души, которая рано или поздно будет вынуждена предстать пред всеми Ангелами и человеками на Страшный Суд Божий. Каково же будет ей, за свое невоздержание и непослушание посылаемой на вечные муки в геенну огненную, узреть в тот час святителя Николая? Не ответит ли он такой душе на ее просьбу о заступлении: «При жизни ты множество раз обращалась ко мне, и я внимал тебе, но почему же ты не старалась жить как должно? Почему ты не стремилась угодить Богу, когда я угождал тебе?» Безответна будет грешная душа и умолкнет, объятая великим стыдом.
   Но чтобы этого не произошло, св. Николай Чудотворец вразумляет нерадивых и непокорных Св. Церкви своими явлениями. Например, известен такой случай, произошедший в нашей стране в советское время.
   В одной деревне верующие родители женили сына. Сноха попалась покладистая, добрая. Перед Петровым постом свекор сказал снохе: «Дочка, обычай такой у нас в семье – на время поста мы убираем все скоромное подальше, сало забиваем в ящики и постимся. Согласна ли ты тоже соблюдать пост?» – «Согласна», – ответила девушка и, выйдя на работу, взяла с собой постную еду, а работала она в колхозе. Там ее подняли на смех, стали издеваться: «Святая у нас появилась! Святошей сделалась, постится!» Прошел день. На другой она уже не выдержала, пришла к свекру и раздраженно заявила: «Не буду поститься, смеются надо мной, сил нет терпеть. Люди не постятся; что людям, то и мне!» – «Ну что же, – ответил свекор, – мы не принуждаем». И открыл ей ящик с салом.
   Вышла девушка в следующий раз на работу, во время обеденного перерыва специально выставила напоказ скоромную еду, но уже никто не обращал на нее внимания. Пообедав, она крепко уснула. Вскоре перерыв закончился, надо было продолжать трудиться, а девушка все спала. Стали ее будить – не просыпается, стонет во сне, вздрагивает. Но вот через некоторое время она пробудилась со словами: «Хоть смейтесь надо мной, хоть бейте – буду поститься!» И рассказала следующее.
   Во сне к ней подошел Старичок, крепко взял за руку и промолвил: «Пойдем со мной». Повел ее: узкая тропочка, мрачно, страшно. Издали послышались человеческие стоны. Привел к пропасти, в которой что-то клокотало, бурлило, раздавались вопли, крики, стоны. «Прыгай! – приказал Старичок. – Ты же говорила: „Что людям, то и мне“. Вот видишь, что людям...» – «Нет, Дедушка, умоляю, простите! Буду поститься до самой смерти. И всем буду говорить, какое страшное наказание за несоблюдение поста».
   Впоследствии девушка узнала явившегося ей Старичка на иконе свт. Николая Чудотворца.
   Отсюда видно, как св. Николаю угодно, чтобы все люди, а тем более те, кто обращается к нему с молитвой, старались жить по-христиански, соблюдая правила и уставы Святой Православной Матери-Церкви.
   Вернемся к житию Святого. Взрослея, он возрастал и в разуме, совершенствуясь в добродетелях, всячески уклонялся от суетных друзей и праздных бесед, избегал разговоров с женщинами и даже не смотрел на них. Св. Николай хранил истинное целомудрие, чистым умом всегда созерцая Господа, и, усердно посещая храм Божий, горел духом.
   Спустя некоторое время, дядя св. Николая, епископ г. Патары, соименный племяннику, видя его добродетельное житие и совершенный разум, рукоположил Святого в сан пресвитера. При этом епископ, исполнившись Святаго Духа, изрек: «Я вижу, братия, новое солнце, восходящее над землею и являющее собою милостивое утешение для скорбящих. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его у себя пастырем, ибо он добре упасет души заблудших, препитает их на пажити благочестия и явится милосердым помощником в бедах и скорбях». Это пророчество в точности исполнилось, поскольку, как сказано, «рука его была простерта к нуждающимся, на которых она изливала пребогатую милостыню, как многоводная река, изобилующая струями».
   Вот одно из многих дел милосердия Святителя, совершенное им при жизни на земле, когда он был в священническом сане, – наиболее известное из его жития.
   В Патаре жил один человек, который имел трех дочерей. Сначала он был богат, но потом разорился и пришел в крайнюю бедность. Размышляя о том, как ему выжить, он задумал отдать дочерей на любодеяние и превратить свое жилище в дом разврата, чтобы таким образом добывать средства на пропитание и одеяние себе и им. Но Господь, не хотящий никому погибнуть, но всем в покаяние прийти, возвестил о намерении отчаявшегося мужа святому Николаю, и тот поспешил на помощь. После смерти родителей у Святого осталось их имение, которое он раздавал нуждающимся, однако в данном случае Праведник не захотел действовать явно, но решил сотворить милостыню втайне. Так он поступил, во-первых, исполняя евангельский завет Господа: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми (Мф. 6, 1), а, во-вторых, чтобы не причинить скорбь бедному человеку, который прежде был богат, а теперь впал в унизительную нищету.
   Николай Чудотворец взял большой мешок золота, пришел в полночь к дому бедняка и, бросив мешок в окно, поспешил прочь. Утром человек проснулся и, найдя мешок, развязал его. При виде золота, он ощутил великий ужас и не верил своим глазам, потому что ни откуда не мог ожидать такого благодеяния. Однако, перебирая монеты пальцами, убедился, что перед ним действительно золото. Возвеселившись духом, бедняк плакал от радости, долго размышлял о том, кто бы мог оказать ему такое благодеяние, но ничего не придумавши, приписал это действию Божественного Промысла и возблагодарил Бога. После этого он выдал замуж свою старшую дочь, дав ей в приданое чудесно дарованное ему золото.
   Святой Николай, решил помочь таким образом и второй, и третьей дочерям. Но когда он пришел с золотом в последний, третий раз, бедный человек уже не спал и подстерегал своего милостивого благодетеля. Услышав звон брошенных монет, он устремился за ним вдогонку. Догнав и узнав благодетеля, муж пал в ноги Святителю, лобызая их и называя его избавителем, помощником и спасителем душ, пришедших в погибель. Святой же поднял человека с земли и взял с него слово, что тот никогда никому не расскажет о сотворенной им милостыне, и только после этого они попрощались.
   «Из многих дел милосердия угодника Божия мы поведали только об одном, чтобы было известно, насколько он был милостив к нищим. Ибо не достало бы нам времени, если бы повествовать подробно о том, как он был щедр к нуждающимся, сколько голодных он напитал, сколько одел нагих и скольких выкупил у заимодавцев», – пишет св. Димитрий Ростовский.
   Мы же расскажем еще о двух подобных чудесах Святого, современных нам. Одно из них описано в житии священномученика протоиерея Александра Парусникова, пострадавшего во время гонений от богоборцев. У этого священника была большая семья, много детишек, и они с матушкой держали корову, которая, как и в большинстве семей тогда, была кормилицей. Однажды, когда отец Александр находился в храме, представители безбожных властей увели скотину со двора. Вернувшись домой, батюшка увидел находящихся в смятении близких и спросил, что случилось. Матушка Александра Ивановна сказала: «Корову увели у нас со двора». – «Корову увели? Пойдемте быстренько, все детки, вставайте на коленочки. Давайте благодарственный молебен отслужим Николаю Чудотворцу». Александра Ивановна с недоумением посмотрела на него и воскликнула: «Отец?!» – «Сашенька, Бог дал, Бог взял. Благодарственный молебен давайте отслужим».
   Упование никогда не посрамляет христианина: с тех пор, как у Парусниковых не стало коровы, каждый день на крыльце их дома появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Старшие дети долгое время дежурили у окна, выходящего на крыльцо, чтобы узнать, кто приносит им продукты. Бывало, до глубокой ночи высматривали, но так им и не удалось увидеть благотворителя. Это чудо помощи Божией продолжалось в течение довольно долгого времени.
   Другая история произошла во время Великой Отечественной войны в Ярославской области. В крохотной избушке жила мать с детьми, женщина сильно болела, а дети голодали. Однажды зимой младшая дочка пристала к маме с просьбой дать ей сушечку. В доме не было даже муки, но девочка упорствовала. Тогда мама, потеряв терпение, повернула ее лицом к иконе святителя Николая и сказала: «Стой и проси, чтобы Николай Угодник послал тебе сушечку». После этого разговора два дня бушевала сильная вьюга. Снега нанесло столько, что у входа в избушку лежали громадные сугробы. Утром второго дня, когда засияло солнце, женщине послышалось легкое постукивание во входную дверь, и она послала старшую дочь открыть, думая, что пришла соседка. Отворив дверь, девочка увидела на изгороди большую связку румяных баранок. Она побежала к матери и рассказала о чуде. Та не поверила, быстро одела детей и послала в деревню узнать: может, кто забыл? Но снег был свежий, никаких следов нигде не виднелось, соседка тоже ничего не знала. Спрашивали жителей деревни, но никто не ведал о связке баранок. Наконец женщина поняла, что произошло явное чудо, потому что никто из живших в деревне не мог сделать им такой подарок: голодали во всех домах. Тогда она поставила дочерей перед иконой Святителя и сказала: «Поблагодарите Николая Угодника».
   Замечательно в житии Святого и повествование о том, как он стал архиепископом Мирской Церкви. Свт. Николай некоторое время жил в монастыре, основанном его дядей-епископом, и возымел желание навсегда вселиться во святую обитель и подвизаться в безмолвии. Однако Господу было угодно, чтобы Святой пас Его словесных овец, и Он возвестил ему Свою волю, повелев вернуться в мир. Выйдя из монастыря, дабы избежать суетной человеческой славы, св. Николай отправился в город Миры. «Здесь он не был известен никому, и пребывал он в этом городе как нищий, не имея, где приклонить главу. Только в доме Господнем и находил он себе приют, имея в Боге единственное пристанище», – говорится в житии.
   В то время в Мирах почил архиепископ Иоанн, и в город собрались все епископы Ликийской страны, дабы избрать нового Предстоятеля. «Много мужей, почитаемых и благоразумных, было намечено в преемники Иоанну. Среди избирающих было большое несогласие, и некоторые из них, подвигнутые Божественною ревностью, сказали: „Избрание епископа на этот Престол не подлежит решению людей, но есть дело Божия строения. Нам подобает совершить молитву, чтобы Сам Господь открыл, кто достоин принять такой сан и быть пастырем всей Ликийской страны“», – пишет свт. Димитрий Ростовский.
   Следует обратить внимание на то, что из описанного случая ясно видно, что избрание Предстоятеля Церкви – дело Божественного Промысла, а посему и способы его должны быть соответствующими. Но, к сожалению, не так произошло в наши дни с новым, шестнадцатым Предстоятелем Русской Церкви – Патриархом Кириллом. Единственно справедливый, желанный народом и, наверняка, большинством епископата способ избрания – жребий – был заменен голосованием наподобие политических выборов. Поэтому говорить о том, что Кирилл (Гундяев) вступил на Патриарший Престол по воле Божией – безумно. Не по воле, но по попущению Господню этот человек занимает место Первосвятителя нашей Поместной Церкви.
   Когда же поставляли свт. Николая, благочестивые епископы предались усердной молитве и посту, и Господь, исполняющий желание боящихся Его, внимая их подвигу, открыл старейшему из них Свою благую волю. Тот епископ стоял на молитве, и перед ним явился Ангел и повелел ему ночью, придя к церковным дверям, наблюдать, кто прежде всех войдет в храм. «Сей, – сказал он, – и есть Божий избранник, примите его с честью и поставьте в архиепископы, имя мужу тому Николай».
   Св. Николай действительно имел обычай прежде всех приходить в церковь к утренней службе. Таким образом, встреченный епископом и спрошенный об имени, он был приведен в собрание святителей и, вопреки своей воле, но, повинуясь воле Божией, стал архиепископом Мир Ликийских.
   Приняв на себя епископский сан, он стал, по слову Апостола, образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). Кроток и незлобив нравом, смирен духом, Святой избегал всякого тщеславия. Одежды его были просты, пища – постническая, которую он всегда вкушал только один раз в сутки – вечером. Весь день свт. Николай проводил в приличных своему сану трудах, выслушивая просьбы и нужды приходящих людей. Двери его дома были открыты для каждого. Он был добрым и доступным для всех: сиротам – отцом, нищим – милостивым подателем, плачущим – утешителем, обиженным – помощником и всем – великим благодетелем.
   Когда же, спустя некоторое время, нечестивые Цари Диоклетиан и Максимиан воздвигли гонение на Церковь Христову, заключая в темницы и предавая многоразличным пыткам и казням православных христиан, свт. Николай убеждал верующих оставаться твердыми в исповедании Христа и усердно страдать за Истину. Сам он также сподобился приобщиться к исповедническому подвигу – претерпел тюремные узы. Но после смерти нечестивых правителей Святой был освобожден и снова возвратился на свою кафедру.
   В то время в Ликийской стране оставалось немало языческих капищ, и, как сказано в житии, «архиерей Бога Вышнего, одушевленный ревностью Божией, прошел по всем этим местам, разоряя и обращая в прах идольские капища и очищая свое стадо от скверны диавольской. Так ратоборствуя с духами злобы, св. Николай пришел в храм Артемиды, который был очень велик и богато украшен и представлял собой приятное жилище для бесов. Святой разорил этот храм скверны, сравнял высокое его здание с землей, а само основание храма, бывшее в земле, разметал по воздуху». Так велика была божественная ревность Праведника!
   Безусловно, вряд ли в настоящее время найдется архиерей, который дерзнет подражать этому подвигу Святителя, да и светские законы нашего государства сегодня препятствуют тому. Однако это не значит, что архипастыри и пастыри должны молчаливо, а тем более благосклонно и одобрительно взирать на то, как на Святой Руси одно за другим возводятся новые обиталища бесов – еврейские синагоги, мусульманские мечети, католические костелы, протестантские «молитвенные» дома.
   «Синагога есть не только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей. Не вертеп ли иенин (гиены), – говорится, – достояние мое мне (Иер. 12, 8; 7, 11), – вертеп не просто зверя, но зверя нечистого. И еще: оставих дом Мой, оставих достояние Мое (Там же. 7, 7); а когда Бог оставит, то какая уже надежда на спасение? Когда оставит Бог, тогда место то делается жилищем демонов», – пишет свт. Иоанн Златоуст о синагоге.
   Но, к сожалению, воздвижение еретических капищ – это реалии наших дней, которые стали возможными в силу теплохладности современных христиан, лукаво объявленной добродетелью вместо спасительной ревности.
   Святитель Николай Мирликийский справедливо именуется «правилом веры и образом кротости», ибо, обладая великим смирением и кротостью души, он имел и не меньшее дерзновение. На первый взгляд некоторые увидят в этом противоречие, но опять же – так происходит потому, что им неведома подлинная суть сих добродетелей.
   «Кротость – это признак великой силы», – учит Златоуст. Он рассуждает: «Что есть кротость и что малодушие? Когда мы, видя других (или же славу Божию. – И.Б.) оскорбленными, не защищаем их, а молчим – это малодушие. Когда же сами, получая оскорбления, терпим – это кротость. Что такое дерзновение? Опять то же самое, то есть когда мы ратоборствуем за других (или за Истину. – И.Б.). А что дерзость? Когда мы стараемся мстить за самих себя. Таким образом, великодушие и дерзновение – на одной стороне, а дерзость и малодушие на другой».
   О богоугодном дерзновении свт. Николая свидетельствуют и другие случаи из его жития – спасение трех невинно осужденных на смертную казнь воевод и пощечина, данная им еретику Арию на Первом Вселенском Соборе.

Свт. Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь
Художник И. Репин

   Так, узнав о том, что правитель сотворил неправедный суд и приговорил к усечению мечом неповинных людей, св. Николай поспешил к месту казни и пришел туда в тот момент, когда палач уже готовился исполнить свою обязанность. «Соединив с кротостью ярость, – пишет свт. Димитрий, – Святитель Христов свободно прошел среди народа, без всякой боязни вырвал из рук палача меч, бросил его на землю и затем освободил осужденных мужей от уз. Все это он сделал с великим дерзновением, и никто не смел его остановить, потому что слово его было властно и в действиях его являлась Божественная сила: он был велик перед Богом и всеми людьми».
   На Вселенском же Соборе, собравшемся по велению благоверного Царя Константина, чтобы утвердить правую веру и защитить истинные догматы, разбиралась ересь Ария, учившего, что Сын Божий сотворен и не единосущен Отцу. Тогда свт. Николай не только словом, но и делом посрамил еретика, заушив его. Первоначально этот поступок смутил Отцов Собора и они, сочтя его не дерзновением, а дерзостью, лишили Святителя сана.
   Но Сам Господь Иисус Христос и Пресвятая Богородица одобрили смелость Святого и похвалили его божественную ревность, ибо некоторым из Святых Отцов Собора было видение. Они видели, что с одной стороны Святителя стоит Христос Господь с Евангелием, а с другой – Пречистая Дева Богородица с омофором и подают Святому знаки его сана, которых он был лишен. После этого Отцы уразумели добродетель архиепископа Николая и, возвратив сан, воздали ему честь как великому Угоднику Божию.
   «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая», – воспевает Св. Церковь свт. Николая. Так и нам – чадам Церкви – нужно всегда иметь правую веру, нелицемерное смирение и кротость, сердечное милосердие и сострадание к ближним, а также воздержание, укрепляющее в подвиге, вкупе с духовной нищетой, обогащающей душу для Вечности. Человека, старающегося стяжать эти добродетели, особенно возлюбит свт. Николай. Святой изольет на такового всю свою любовь, великую благодать и милость, будет слышать и исполнять его молитвы, избавит от многих бед и скорбей и навеки соединит с Господом Иисусом Христом для вечной, непрестающей радости в Его Царствии Небесном.
   Святителю отче Николае, моли Бога от нас!

Игорь Беланов

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.