Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

 

«Это единственный дар, который я могу Тебе принести...»

Беседа преп. Иустина Челийского

   В городе, где жила грешница, Спаситель был приглашен на обед в дом фарисея (см.: Лк. 7, 36–37). Бог в человеческом теле и женщина во грехах – какая встреча! Она ощутила особые чудесные волны милости, исходящие от Господа Иисуса Христа. Она почувствовала, что Этот чудесный Иисус из Назарета, Который одним взглядом и словом лечит всех болящих, может и ее избавить от страстей.
 

   Исполненная грехами, купила она сосуд мира и, представляя встречу с Богом в человеческом теле, думала: «Нет, я не буду ничего говорить! Как я смогу разговаривать с Богом, Который будет передо мной? Я паду ниц и стану плакать, я свою душу открою Ему своими слезами! Кто меня сможет остановить?»
   И вот, вошла она в дом фарисея, а Господь сидел за трапезой. Встала грешница со страхом у ног Спасителя, держа в руках сосуд мира, и заплакала. А в голове у нее билась мысль: «Это единственный дар, Господи, который я могу Тебе принести... А внутри ад, ад греховный из моих страстей. Вот, целый город знает, какая я грязная и гадкая. Вот, я к Тебе пришла. Нет у меня ничего, кроме слез…» Плакала она и волосами, мокрыми от слез, вытирала Ему ноги. А Благий Господь молчал и смотрел. Должно быть, стояла сугубая тишина. Должно быть, было очень страшно. Известная блудница осмелилась придти с миром, и вот она плачет, своими слезами омывает ноги Господу, вытирает своими волосами. Так повествуется в Святом Евангелии. Господи, какая сцена!
   Грешница не имеет ничего кроме волос, чтобы отереть Тебе ноги, и все ради того, чтобы сказать о своей греховности. Но ее слезы красноречивее слов. Ты видишь, Господи, всю адскую бездну ее грехов. И целовала ноги Его, и мазала миром (Лк. 7, 38). И думала: «Господи, я обоняю в душе своей смрад! Как могу гноем души моей помазывать Твои ноги? Вот благовоние, которое Ты сотворил, им и помазываю Твои божественные ноги». Ни слова не произнесла грешница, ни звука – будто лишилась языка. Не могла даже сказать: «Господи, я грешница». Все молчало, кроме ее души, которая пламенела любовью ко Господу и в чудном покаянии омывалась слезами.
   Долго продолжалась та необычная, чудесная, трепетная, умилительная, удивлением и страхом исполненная тишина. В доме находилось множество людей, среди которых были фарисеи, приглашенные Симоном в качестве гостей. Присутствовали и ученики Господа, и множество иного народа. И на виду у них грешница омывала ноги Христа – воцарилось всеобщее недоумение. И вот, Господь прервал тишину и обратился к Симону, хозяину, пригласившему Его в свой дом:
   – Я имею нечто сказать тебе.
   – Скажи, Учитель, – ответил тот.
   – У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? – спросил Господь.
   – Думаю, тот, которому более простил, – прозвучал ответ.
   – Правильно ты рассудил, – сказал Христос. – Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами омыла Мне ноги и волосами главы своей отерла их. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать Мои ноги. Ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А ты с удивлением думаешь про себя: «Если бы Он был Пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».
   После этого Господь раскрыл Свою тайну ради всех нас и всеобщего покаяния:
   – Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
   – Кого, Господи?
   – Бога в человеческом теле.
   Любовь к Богу – это дар, который Он нам дал. И «прощаются тебе грехи» – это божественная сила, изливающаяся на человека. Она сожигает в кающейся душе все согрешения, угашает все страсти. И при этом любовь распаляется еще сильнее, ведь кто мало любит, тому мало прощается.
   «Знаешь, кто ты? – был задан безмолвный вопрос Симону. – Ты кающийся грешник. И ты любишь Меня; вот, пригласил ты Меня на обед, но позвал ты и других людей. Может быть, из тщеславия, чтобы все видели, что в твой дом вошел великий Учитель. Это хорошо, но это малая любовь. Смотри, эта женщина открыла перед всеми свою душу, слезами принесла покаяние, исповедуя искреннюю любовь ко Мне. – Прощаются ей все грехи ее!»
   «Господи, неужели все?» – спрашиваем мы. А фарисеи, будучи зваными, стали про себя роптать: «Кто Он Такой, чтобы прощать грехи?» А Господь, обернувшись к женщине, сказал: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром».
   Осуществился Промысл Божий, спасена душа, исповедано Евангелие о спасении грешных жен в этом мире. А кто из нас безгрешен? Найдется ли хоть один человек, который мог бы неложно сказать Господу: «Ты ведь знаешь, что я безгрешен». Если бы такой нашелся, то он бы мог так говорить только от сатанинской прелести, демонской, иудиной гордости. Обычный же человек, приближаясь ко Господу, чувствует свою греховность. Не просто греховность, но всегреховность. Как встать перед лицом безгрешного Господа, такого Милостивого, такого Благого? Но Евангелие нам указывает путь – великое и чудесное Христово Евангелие, Евангелие Бога любви – путь очень простой и легкий для спасения от самых страшных и смертных грехов: вот, известная грешница обрела спасение души. Что помогло спасению? – Слезы, покаяние.
   Что же такое покаяние? – Ненависть к грехам в своей душе. Поставила она себя перед Господом Христом, посмотрела на себя как бы через Него, словно в зеркале, и увидела адское пекло, увидела всех бесов, все свои страсти, узрела вечность, исполненную мраком, тьмою и мукой – ад! Тогда надорвалась душа от потока слез, а руки – руки рвали волосы на голове и вытирали Христовы ноги. И все это произошло ради нашего назидания. Все в Евангелии блаженно и дивно, все от Господа Иисуса Христа, потому оно так сладко и так благостно! И нет греха, от которого Он не желал бы избавить меня и тебя.
   Смотри, Евангелие мужа-грешника намного страшнее Евангелия грешной жены. Евангелие грешного мужа или, точнее сказать, человека, – это притча о блудном сыне. Блудный сын обособился от своего Небесного Отца. От Кого обособился? Обособился от Бога, ушел так далеко, чтобы совсем не видеть Творца, чтобы служить диаволу, пасти ему свиней, то есть пасти свои страсти, чтобы жить в страстях, быть вне себя, безумствовать. Так Спаситель и говорит: вне себя. Таким образом, грешный муж намного сильнее погряз в своих страстях и пороках, чем грешная жена. Вот его страшное Евангелие.
   Он пас в чужой земле свиней для бесов, пас свои страсти. Жил, увязая во грехах, но внезапно в нем пробудилось покаяние: «Чем же это я занимаюсь? В чужой земле блуждаю по пустыне мерзких своих страстей, живу по безумным своим желаниям. Эта моя пустыня – моя смерть, безкрайняя и безконечная смерть. Пойду-ка я ко Отцу, ведь когда-то я был сыном Отца Небесного. Скажу Ему: „Отче! Я согрешил против Неба и пред Тобою. Приими меня к Себе. Услышь меня, Христе Боже!..“»
   Когда блудный сын пришел в себя и решил, что пойдет ко Отцу, он очнулся от своего безумия. Пока он жил без Бога, жил по страстям, он, по сути, пребывал вне себя. И действительно, каждый страстный человек находится вне себя, в большей или меньшей степени. Не знает себя, не видит себя, не изучает себя, творит безумства, глупости. Но вот он вразумляется, и покаяние обнажает его душу от всякой тьмы, от всякого помрачения: «Иду, иду к Отцу Небесному. Я согрешил против Неба и пред Тобою! Видишь, сколько во мне страстей – свиней, бесов – целые легионы, все это вошло в меня, целый ад. Отче! Согрешил я против Неба и земли, приими меня как слугу!» А Отец, увидев его издалека, уже бежит к нему и обнимает, и целует. Так говорится в Святом Евангелии. И Он даже не стал выслушивать все грехи блудного сына. Вошел в Свои палаты Небесные и повелел Ангелам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги», и приказал устроить пир. Отец ликовал: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся!» И началось веселие – всем стало радостно. Все Ангелы радовались, когда покаялся один грешник, – вот что значит для Бога одна человеческая душа!
   И такое же веселье, братья и сестры, будет на Небе, если я и ты покаемся. Если каждый из нас покается, заплачет так же, как эта грешница, несчастная и дивная; если найдет в себе желание и решимость оставить пустыню своих безумных страстей и, подобно блудному сыну, придет в себя, поспешит к Небу, к Царству Небесному. Без сомнения, Отец Небесный побежит навстречу грешнику, и к тебе и ко мне навстречу и скажет мне и тебе: «Был ты мертв и ожил, пропадал и нашелся!» И воцарится радость среди Ангелов на Небе, а самая большая радость будет в сердце Всемилостивого Небесного Отца.
   Вот, Евангелие грешной жены и грешного мужа говорит нам о спасении. Бог в теле с нами, Господь Христос, сошел и всегда пребывает с нами в Своей Церкви. А мы всего лишь люди, всегда грешные и подобные той грешнице и тому блудному сыну, пребываем в одних и тех же грехах. Наши грехи – меньше ли, больше – все одни и те же. Мои грехи не сильно отличаются от твоих и от любых других. Все мы во грехах подобны друг другу. И наше покаяние сходно, когда решительно говорим себе: «Не хочу больше иметь этот грех, не хочу больше работать этой страсти! Господи, выведи меня из пустыни безумных моих желаний! Дай мне прийти в себя, верни мне ум, чтобы мне больше никогда не творить волю ненавистных бесов, да оставлю страсти и послужу Тебе, Господи! А работая Тебе, я лучшую службу сослужу себе самому, ведь Ты же – Вечность, Вечная Жизнь, Вечное Блаженство».
   Как хорошо быть человеком! Как это высоко – стать человеком, как это сладко! Господь для каждого раскрывает Свои объятия, Он, как этой грешной жене, любому готов сказать: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром!»
   Чудесное Евангелие Господа нашего Иисуса Христа сбудется и на нас. И Он, Всемилостивый и Всеблагий, обнимет и тебя, покаявшегося, даже если ты был самым большим грешником. И очистит тебя, и удостоит Своего Царствия Небесного.
   Ему, Единому Истинному Богу, от нас, грешных и ничтожных, слава, честь и хвала во все времена, во веки веков! Аминь.

Монастырь Челие, 1966 год

   

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.