../christian-spirit.ru/sait.css"


   

   
 
ИСТОРИЯ

Преп. Михаил исп., еп. Синадский

(память 23 мая / 5 июня)

Рисунок Д. Ивановой

   Воспоминаемый ныне святой Михаил, епископ Синадский, носивший имя, тезоименное Архангелу Небесных Сил, и житие проводил ангельское, украшенное девственною чистотою и многоразличными добродетелями. Еще в младенчестве он был посвящен Богу, а в юношеских летах принял монашество и стал достойным служителем Пресвятой Троицы. Преподобный подвизался вместе со святым Феофилактом, епископом Никомидийским, в Патриаршество Святейшего Тарасия, которым оба и были посланы в монастырь, находившийся на берегу Черного моря. Проводя здесь время в иноческих трудах, святые весьма преуспевали в добродетелях, и молитвы их имели великую силу у Бога.
   Однажды во время жатвы, когда стояла невыносимая жара, так что от недостатка воды в том месте многие изнемогали от жажды, святые помолились Богу, и по молитвам их пустой медный сосуд стал источать воду в достаточном количестве. Так Господь исполняет прошения почитающих Его и приклоняет слух Свой к их молитвам. Это чудо напоминало собою то прежде бывшее в пустыне чудо, когда для изнемогавшего от жажды Израиля Бог извел воду из камня (см.: Исх. 17, 6), и другое, – когда ради Самсона, судии израильского, умиравшего от жажды, Бог источил родник живой воды из высохшей кости ослиной челюсти (см.: Суд. 15, 19).
   После того Святейший Патриарх Тарасий, видя добродетельную жизнь преподобных Отцов, сиявших, как звезды на небе, признал их достойными высокого архиерейского сана. Блаженного Феофилакта он посвятил в сан митрополита Никомидии, а святого Михаила – в епископа города Синад, и оба они пасли стадо Христово, своею жизнью подавая добрый пример пастве.
   Когда же отошел от земной жизни ко Господу Святейший Патриарх Тарасий, а после него принял престол Константинопольской Церкви святой Никифор, снова поднялась буря иконоборческой ереси, которая уже была осуждена на Седьмом Вселенском соборе Святых Отцов. Нечестивый Император Лев Армянин, заразившись этой ересью, воздвиг гонение на Церковь Христову. Отрицая почитание святых икон и называя их идолами, поклоняющихся им он подвергал мучениям и смерти. Прежде всего он изгнал Святейшего Патриарха Никифора, а также и прочих православных архиереев с их престолов, а вместо них назначил своих единомышленников – еретиков, и водворилась на святых местах мерзость запустения.
В это время святой Михаил явил себя ревностным защитником Православия и обличителем еретического нечестия. Укрепляемый и умудряемый благодатью Святаго Духа, он противоборствовал еретикам и заграждал уста порицавших святые иконы. Нечестивый Царь Лев, не вынося речей Святого, дерзновенно обличавшего его еретическое заблуждение, предал Исповедника Христова на мучения. Святой же, не страшась мучений, мужественно отстаивал свои убеждения и говорил Императору: «Я почитаю святые иконы Спасителя моего Иисуса Христа и Пречистой Девы, Его Матери, и прочих святых и поклоняюсь им; твое же распоряжение не считаю возможным исполнить».
   Посрамленный Лев, разгневавшись, осудил Исповедника Христова на изгнание.
   Гонимый из одного места в другое, много горьких скорбей и неприятностей перенес Святой, пока не достиг Небесной обители и не улучил вечный покой. Так в 821 году он окончил праведную жизнь свою, украсившись двояким венцом – причисленный к архиереям, как архиерей, и к мученикам, как мученик, во славу Христа Бога нашего.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития Святых»

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Блгв. кн. Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские

(память 21 мая / 3 июня)

  Князь Константин (Ярослав Святославович) был потомком равноапостольного князя Владимира. Он упросил своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить их светом христианской веры.
Сына своего Михаила Князь отправил к муромцам в качестве посланца от себя, но язычники убили юношу. Когда же Князь сам подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и приняли его.
Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, Князь не оставил, однако, мысли об их просвещении и прежде всего построил храм Благовещения на месте убиения своего сына, а вскоре и другую церковь – в честь свв. Бориса и Глеба. В то же время сам он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру, с проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с Князем.
Однажды толпа ярых язычников, недовольных Князем, подступила к его дому, грозя смертью всем живущим в нем. Помолившись Богу, Князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять Православие. Крещение муромцев было совершено торжественно, с теми же обрядами, как при св. равноап. Владимире в Киеве.
В распространении веры Православной блаженному князю Константину ревностно помогал его второй сын, князь Феодор. В 1129 году св. Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения, рядом с почившими ранее сыновьями – блаженными Михаилом и Феодором.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития Святых»

Страдание мч. Философа

(память 31 мая / 13 июня)

   Сей мученик Христов происходил из окрестностей города Александрии. Во время гонения христиан святой Философ не восхотел отречься от Христа Господа перед князьями и судьями безбожными. За это язычники послали его на лютые муки, но он их мужественно перенес.
   Тогда в прекраснейшем саду, полном различных многоцветных и благоуханных растений, поставили для мучения роскошно украшенную постель и на нее положили связанного по рукам и ногам святого Мученика. И пустили к нему развратную жену, чтобы навести на него грех. Слыша от пришедшей к нему блудной жены соблазнительные и безстыдные речи, доблественный Мученик смежил свои глаза, чтобы не смотреть на нее, но ушей он не мог закрыть, поскольку был связан. Тогда он поступил так. Кусая до крови зубами язык свой и нанося этим себе сильную боль, он от этой боли не слышал того, что внушала ему безстыдная жена. А так как не имел возможности закрыть себе ноздри, то мочил своим окровавленным языком нечистую постель и сильно окровавил свою одежду. Таким образом он остался невредимым от искушения. Этот подвиг совершил святой Мученик, чтобы не покориться мучителю, но остаться верным Христу.
   После этого ему отсекли голову, и он вселился в Небесные обители, чтобы вечно радоваться с праведными.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития Святых»