Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ

 

Русские святые о русской святости

Ко дню всех святых в земле Российской просиявших

(празднование 8 / 21 июня)

   Разве Церковь Православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей ее Истины и Православия, ее чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени? <…> Разве не с нами и не за нас адаманты Православия – преподобные Отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней – Иоанн Дамаскин и наши русские преподобные Отцы: Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные Отцы наши?
   Знают ли лица, отрекающиеся от Православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они, каковы были столпы Православия, все наши благоверные святые князья: равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер – Православную, особенно же св. благоверный князь Александр Невский, обличитель латинства, Даниил и Роман Галицкие, св. Михаил Черниговский и Михаил благоверный князь Тверской? Разве пустое зрелище – недавнее прославление новоявленного святителя и чудотворца Черниговского Феодосия? Разве не славны доселе у Бога и у людей нетленно почивающие святители всероссийские: Петр, Алексий, Иона и Филипп, московские чудотворцы, и все множество прославленных Богом русских святителей и угодников: Никита, Иоанн, Моисей и Евфимий Новгородские, Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские и прочие? А Серафим Саровский, прославленный Богом еще при жизни явлениями Господа и Богоматери, стоящий на очереди к открытому прославлению, – разве он не свидетель о истине и спасительности нашей Веры и Церкви? Наконец скажу: разве не за нас вся история Церкви от начала и доныне? Какая иная вера может похвалиться столь многочисленными свидетелями Истины?

   Да хранит Бог Россию и Царя России, если не ради русских, ставших недостойными по своим великим грехам, то ради Церкви Православной, ради всех святых и ради всех чудес, явленных в России в прежние века по предстательству и заступлению Божией Матери и святых чудотворцев Русских, коими не скудна Русская Церковь и Русская земля.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

* * *

   Россия обильна победами и умеющими стяжавать победы. Это говорят дела. Это знает Вселенная.

   Сынове России! Бог Владимира, Бог Александра Невскаго, Бог Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Сергия, чрез роды и веки предал и сохранил нам чистую святую Православную Веру Христову и чрез веру посеял и возрастил в жизни предков наших добрые семена, способные взаимно питать веру и простирать ее действие в потомстве. Тщательно ли мы пользуемся сим наследием? Бдительно ли храним сие сокровище?

   Да будет Церковь и Держава Российская всецело и нераздельно уделом Царствия Божия. Ибо только союзные с Царствием Божиим царства земные могут быть тверды и истинно благополучны.

   Храни, Россия, царствующее над тобою благочестие и человеколюбие твоею верою и верностию, и чистою, от непорочной жизни восходящею молитвою, удерживай над собою благодатный покров Небесный.

   Благодарное воспоминание прежних благодеяний Божиих да привлечет новые благодеяния Божии.
   Почетная память доблестей, явившихся в минувших поколениях, да поощрит к доблестям новые поколения.
   Безпристрастный взор на погрешности прошедшего да отразит их от настоящего.
Добрые царственные опыты и примеры да обратятся в совет и в руководство.
   Что было началом огражданствования и просвещения России? Что объединило ее после княжеского раздробления? Что не допустило ее пасть под чуждым игом и исторгло из-под ига? Что из разрушительного междоусобия воссоздало ее в сильно сосредоточенную Монархию? Не паче ли всего Православная вера?

   Просветившим Россию Христианскою Православною верою равноапостольным великому князю Владимиру и великой княгине Ольге, преемственне в течение веков созидавшим и укреплявшим единодержавие России благоверным Царям и великим князьям, новосозидавшим Российское Царство и расширившим и прославившим оное в Бозе почившим благочестивейшим Императорам и Императрицам, – вечная память.
   Всем избранным сынам России, в течение веков верно подвизавшимся за ее единство, благо и славу на поприщах благочестия, просвещения, управления и победоносной защиты Отечества, – вечная память.
   Времена и лета в руце Своей положивый Господи, Твоим премудрым всеблагим Промыслом тысячелетне сохраняемому и возращаемому Царству Всероссийскому пробави велию милость Твою и сохраняй оное в вере и правде, во Богозаконии и благоустроении на лета и веки многие.

Свт. Филарет Московский

 

Послание к брату, вопросившему о безчувствии и охлаждении любви

Преподобный авва Дорофей

(память 5 / 18 июня)

   При безчувствии души, брат, полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов богоносных Отцов, памятование о Страшном Суде Божием, об исходе души из тела и об имеющих ее встретить страшных силах, с <наития> которых она делала зло в этой маловременной и бедственной жизни.
   Также <полезно> вспоминать о том, что мы должны будем предстать перед Страшным и праведным Судилищем Христовым, и не только в делах, но и в словах, и в помышлениях дать ответ перед Богом, перед всеми Ангелами Его, и вообще перед всем созданием. Вспоминай также часто тот приговор, который произнесет страшный и праведный Судия стоящим ошуюю Его: Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25, 41).
   Хорошо также вспоминать и великие скорби человеческие, дабы хотя невольно таким образом смягчалась жестокая и безчувственная душа и пришла в сознание своей греховности.
   А в братолюбии изнемогаешь ты оттого, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу. Это случается с тобой также и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против твоей воли.
   Итак, прежде всего должен ты с помощью Божией отнюдь не веровать своим мнениям и всей силой стараться смирить себя перед братьями твоими. И от всей души отсекать перед ними свою волю. Если кто-нибудь из них тебе досадит или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову Отцов, помолись о нем, как об оказавшем тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твое. Через это раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо, по словам Святых Отцов, любовь есть узда раздражительности. Прежде же всего моли Бога дать тебе внимание и разум, дабы ты мог знать, в чем состоит воля Божия благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2), а также и силу быть готовым ко всякому благому делу.
   Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

 

Исповедание веры

Святитель Феофан Затворник

(перенесение мощей 16 / 29 июня)

   Мы исповедаем Бога, когда словами либо наружными действиями изображаем истинное учение о свойствах и действиях Триединого или когда пред другими свидетельствуем веру нашу в Него. Самые строгие прещения, самые жестокие гонения не должны заграждать уст наших от сего исповедания, когда того требуют обстоятельства, когда твердостию исповедания можно одних более утвердить в вере, а других обратить от мрачного пути заблуждения к свету Истины, и когда молчание может показаться отвержением Истины и чрез то будет соблазном для других.
   К такому исповеданию мы обязываемся важностию исповедуемых истин, великостию благодеяний Божиих к нам, обещанием Иисуса Христа исповедать тех пред Отцом Небесным, которые будут с твердостию исповедовать Его пред человеками (см.: Мф. 10, 32), наконец, – примером Апостолов и Мучеников, которых никакие гонения и мучения, ни самая смерть не могли удержать от исповедания истинной веры.
   Правда, есть случаи, когда позволительно удерживаться от сего исповедания. Это тогда: 1) когда не только нет надежды чрез сие обратить других к вере, но даже можно более ожесточить их против ее, – в каковых случаях и Сам Иисус Христос неоднократно укрывался от ожесточенных иудеев (см.: Ин. 7, 1; 8, 59), и ученикам Своим заповедал: Егда гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф. 10, 23); и 2) когда нет никакого вызова к исповеданию веры, а, между тем, чрез молчание об ней может быть достигнута какая-нибудь добрая цель или отклонена опасность либо самая смерть.
   Но вообще-то христианин должен вести себя так, чтобы из угождения людям не скрывать намеренно своего усердия к вере, что противно благоговейной любви нашей к Богу. Кто из человекоугодия принимает на себя вид холодности к вере, тот стыдится своей веры. А иже аще постыдится Мене и словес Моих, – говорит Иисус Христос, – сего и Сын Человеческий постыдится, егда приидет в славе Своей, и Отчей, и Святых Ангел (Лк. 9, 26). Особенно должно помнить, что если никакие ужасы мучений не извиняют измены вере, то какое могут иметь оправдание те, которые по нечестию отвергают Бога или Иисуса Христа и Святаго Духа, которые не только сами не покоряются Истине, но и других отклоняют от нее, увлекая их в свои заблуждения или ересь и раскол, и которые, под предлогом безпристрастия к ложным толкам Истины, остаются холодными к самой Истине?

   

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.