Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

 

Оперное кощунство

   Известно, что Святые Отцы всегда отрицательно относились к театру как к соблазну, губящему душу. Например, свт. Иоанн Златоуст писал: «Не говори, что все, что представляется в театре, есть только вымысел, подражание, а не истина вещей. Это подражательное представление сделало многих прелюбодеями и многие домы разорило. Потому-то особенно я и сокрушаюсь, что такое большое зло не почитается и злом».
   «Что вносят театры в сердца человеческие? – вопрошает св. прав. Иоанн Кронштадтский и тут же отвечает. – Дух этого века, – дух праздности, празднословия, пустословия, смехотворства, хитрости и лукавства, дух гордости, чванства, и никому нимало доброй нравственности не дают. Сочинители пьес и актеры передают народу то, что имеют в себе сами, свой дух, ни больше ни меньше».
   Итак, всякому православному воцерковленному человеку понятно, что театр – отнюдь не душеполезное явление. Однако в гуще общего мрачного театрального порока встречаются авторы, творчество которых воплотило в себе зло в сугубой мере. К таким деятелям с полным правом можно отнести выходца из еврейской семьи композитора XIX века А. Рубинштейна, самое известное произведение которого – опера «Демон». Сочинил он и оперу «Христос», партитура коей в течение столетия считалась утраченной.
   Но вот, именно эта опера прошла в рамках фестиваля «Дягилевские сезоны» на сцене Пермского государственного театра. «Творение» исполнялось на пяти различных языках: иврите, немецком, армянском, латинском и русском. Сюжет оперы составляют все самые известные моменты Евангелия. В постановке солисты Пермской оперы исполняли «арии» Христа, Божией Матери, Святых, а также Пилата, диавола и прочих «персонажей».
   Что это, если не изощренное святотатство, представленное под видом «просветительства» в духе светской интеллектуальности? Увлеченный суетой и не контролирующий свой внутренний мир современный человек не видит кощунства в подобном действе, не осознает, что такое «искусство» (наряду с другими известными опусами протестантско-латинского происхождения – рок-оперой «Иисус Христос Суперзвезда», фильмом «Иисус» и проч.) лишь страстно воздействует на душу. Разжигая кровь, оно ни на йоту не просвещает человека, не приближает его к церковной жизни, но зато непременно достигает противоположной цели – все больше удаляет от Бога.
   Человек зацикливается на своих личных острых переживаниях от увиденного, и они уводят его от истинной молитвы и богомыслия. Ложные, греховные образы Святых (а по сути, оперные «герои» – это всегда карикатуры на них), навязанные страстному человеку другим страстным человеком – режиссером – будут впредь ассоциироваться у него с истинными Первообразами (а ведь Святые Отцы строго-настрого запрещали любое зримое представление в мыслях Спасителя!).
   В этом и заключается опасность, о которой и предупреждали богомудрые подвижники. Театр, даже при использовании сюжета, на первый взгляд приличного и проповедующего нравственность, в силу наличия игры, лицедейства, т.е. лжи, никогда не сможет служить источником правды, но всегда будет богопротивным «училищем страстей», как называет его Златоустый Святитель.

Елена Строгова

На сцене Пермского Драматического театра исполняется
«Ария Марии Магдалины»

Фото: http://permnews.ru

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.