Оперное кощунство
Известно, что Святые Отцы всегда отрицательно относились к театру как к соблазну, губящему душу. Например, свт. Иоанн Златоуст писал: «Не говори, что все, что представляется в театре, есть только вымысел, подражание, а не истина вещей. Это подражательное представление сделало многих прелюбодеями и многие домы разорило. Потому-то особенно я и сокрушаюсь, что такое большое зло не почитается и злом».
«Что вносят театры в сердца человеческие? – вопрошает св. прав. Иоанн Кронштадтский и тут же отвечает. – Дух этого века, – дух праздности, празднословия, пустословия, смехотворства, хитрости и лукавства, дух гордости, чванства, и никому нимало доброй нравственности не дают. Сочинители пьес и актеры передают народу то, что имеют в себе сами, свой дух, ни больше ни меньше».
Итак, всякому православному воцерковленному человеку понятно, что театр – отнюдь не душеполезное явление. Однако в гуще общего мрачного театрального порока встречаются авторы, творчество которых воплотило в себе зло в сугубой мере. К таким деятелям с полным правом можно отнести выходца из еврейской семьи композитора XIX века А. Рубинштейна, самое известное произведение которого – опера «Демон». Сочинил он и оперу «Христос», партитура коей в течение столетия считалась утраченной.
Но вот, именно эта опера прошла в рамках фестиваля «Дягилевские сезоны» на сцене Пермского государственного театра. «Творение» исполнялось на пяти различных языках: иврите, немецком, армянском, латинском и русском. Сюжет оперы составляют все самые известные моменты Евангелия. В постановке солисты Пермской оперы исполняли «арии» Христа, Божией Матери, Святых, а также Пилата, диавола и прочих «персонажей».
Что это, если не изощренное святотатство, представленное под видом «просветительства» в духе светской интеллектуальности? Увлеченный суетой и не контролирующий свой внутренний мир современный человек не видит кощунства в подобном действе, не осознает, что такое «искусство» (наряду с другими известными опусами протестантско-латинского происхождения – рок-оперой «Иисус Христос Суперзвезда», фильмом «Иисус» и проч.) лишь страстно воздействует на душу. Разжигая кровь, оно ни на йоту не просвещает человека, не приближает его к церковной жизни, но зато непременно достигает противоположной цели – все больше удаляет от Бога.
Человек зацикливается на своих личных острых переживаниях от увиденного, и они уводят его от истинной молитвы и богомыслия. Ложные, греховные образы Святых (а по сути, оперные «герои» – это всегда карикатуры на них), навязанные страстному человеку другим страстным человеком – режиссером – будут впредь ассоциироваться у него с истинными Первообразами (а ведь Святые Отцы строго-настрого запрещали любое зримое представление в мыслях Спасителя!).
В этом и заключается опасность, о которой и предупреждали богомудрые подвижники. Театр, даже при использовании сюжета, на первый взгляд приличного и проповедующего нравственность, в силу наличия игры, лицедейства, т.е. лжи, никогда не сможет служить источником правды, но всегда будет богопротивным «училищем страстей», как называет его Златоустый Святитель.
Елена Строгова
|
На сцене Пермского Драматического театра исполняется
«Ария Марии Магдалины»
Фото: http://permnews.ru |