Избирательная толерантность
Нельзя некритически воспринимать чужие взгляды, к чему обязывает толерантность, – сказал глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин 5 июня на встрече со студентами Московского гуманитарного педагогического института. – Я считаю, что мы имеем право говорить о том, что есть убеждения истинные и ложные, есть поступки хорошие и плохие, есть проявления человеческой индивидуальности нравственные и безнравственные».
По мнению протоиерея Чаплина, толерантность исключает такие понятия, как истина и ложь, нравственность и безнравственность. Любое проявление человеческой индивидуальности объявляется достойным уважения и принятия. «При всем уважении, мы можем давать оценку убеждениям, поведению другого человека, мы должны иметь право высказывать свою точку зрения о том, что такое хорошо и что такое плохо».
Как передает «Интерфакс», священник в своей речи процитировал слова ныне покойного Патриарха Алексия II, произнесенные им на епархиальном собрании 2007 года: «Идеологи толерантизма требуют „отказа от догматизма, от абсолютизации истины“ и в то же время благосклонно относятся к распространению на территории России зарубежных духовно-ценностных систем».
Слова, достойные человека, который является гласом Церкви по отношению к обществу. А что же на деле? На деле – недавнее запрещение газеты «ДХ», а также других правдивых православных изданий, которые безапелляционно названы экстремистскими. На деле – отстранение от приходов тех священников, которые на проповедях решились встать на защиту святоотеческого учения Церкви. Запреты проповедовать и исповедовать монастырским игуменам и иеромонахам, осмелившимся сказать правду. Эта практика по понятным причинам особо не афишируется, но все это имеет место в нашей повседневной церковной жизни.
Но в чем же обвиняют ревностных священнослужителей и мирян? Единственная претензия их противников (таких, например, как Кирилл Фролов, протодиакон Андрей Кураев, отец Владимир Вигилянский и др.) – это как раз то, к чему призывает прот. В. Чаплин, – «высказывание своей точки зрения „о том, что такое хорошо и что такое плохо“ и „оценка убеждениям и поведению“ некоторых людей».
И здесь возникает логичный вопрос, который не был затронут прот. Чаплиным в разговоре со студентами: получается, что каких-то людей можно оценивать, а каких-то – нельзя? Ведь на практике в отношении Патриарха и приближенных к нему высокопоставленных архиереев-экуменистов, которые как раз-таки являются распространителями «на территории России зарубежных духовно-ценностных систем» (например, латинских), высказывания прот. Чаплина «не работают».
Тем временем захвативший власть в Церкви нынешний Патриарх во всеуслышание проповедует еретические католические догматы, лобызаниями с врагами и хулителями Господа нашего Иисуса Христа попирает святые каноны, принимает от еретиков подарки и поздравления, не внимая недоумению и тревоге простого верующего народа.
Причем Предстоятель Церкви теперь, в силу самого своего положения, находится вне какой-либо критики. К нему необходимо относиться толерантно. Налицо – прямая аналогия с католической ересью, где считается недопустимым подвергать даже малейшему сомнению и вообще как-либо оценивать слова и поступки папы римского, почитаемого наместником Бога на земле и главой Церкви.
Поборники «непогрешимости» Патриарха в своем подобострастии «забыли» прописную истину о том, что никакой непогрешимой инстанции, подобной понтифику, Православная Церковь не признает. В Православной Церкви Главой всегда был, есть и пребудет до скончания века Один Господь Иисус Христос.
Получается, толерантность чаплиным, фроловым и вигилянским необходима, когда речь идет о еретиках, но она совсем не нужна и даже мешает им, когда требуется заставить замолчать проповедников Истины, верных святоотеческим постановлениям Божиих пастырей.
Студент N