Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
 
НАМ ПИШУТ

 

Вера и молодежь: мифы и реальность

   Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10, 1–5).

   Сегодня различные православные миссионеры много рассуждают о том, как привлечь в Церковь молодежь. Некоторые батюшки совершенно искренне восхищаются опытом протестантов с их проповедями на рок-концертах и футбольных стадионах, умением работать в молодежных субкультурах, окружать пришедшего в их общины человеческим теплом и лаской, встраивать разговоры о Боге, о вере в ту сумасшедшую круговерть, которой поглощены юные души. При этом часто слышится критика в адрес православных: мол, придешь в храм, а там – злые бабки, которые косо смотрят и ворчат по поводу соблазнительного внешнего вида, равнодушные священники, бурчащие что-то на непонятном языке, какие-то забитые, совершенно не современные люди, сплошное ханжество и убожество…
   Мой знакомый священник на вопрос по поводу деятельности отца Андрея Кураева заявил: «Не умеем своих миссионеров выращивать, так хоть не мешали бы работать таким, как отец Андрей. Он все правильно делает: нам надо перенимать опыт от протестантов – вот они умеют работать с молодежью!»…
   Мне двадцать один год, я не так давно пришла в храм и до своего воцерковления, если можно так выразиться, была в числе объектов миссионерской охоты отцов андреев, игуменов сергиев (Рыбко. – Примеч. ред.) и подобных им «миссионеров».
   В семнадцать мы вместе с друзьями впервые переступили порог храма, будучи совершенно далекими от Православной веры и Церкви молодыми людьми, поэтому не из чьих-то слов, а из реальной действительности знаем, какие возникают проблемы, когда в Церкви вместо Христа видишь «дешевую замануху». Эта «замануха» оттолкнула многих моих знакомых от веры, и лишь те, кто осознал, что в храм мы ходим не к кураевым и рыбковым, а к Богу, смогли воцерковиться.
   Вот потому-то сегодня не могу равнодушно слушать дискуссии и всевозможные новаторские предложения по поводу того, как следует работать с молодежью. Миссионеры спорят о том, как нас привлечь, что нас притягивает, а что отталкивает. Но при этом почему-то никто не руководствуется мнением самой молодежи, никто не спрашивает нас, как мы воспринимаем и оцениваем их работу. Воспринимаем не внешне, скажем, своим появлением на рок-концерте, где выступает тот или иной проповедник, но действительно – что мы думаем по этому поводу.
   Пишу это письмо, чтобы развенчать навязанные обществу стереотипы, касающиеся молодежи и Церкви.
   Во-первых – протестантская проповедь на рок-концертах. В наш провинциальный городок практически постоянно приезжают протестанты и устраивают такие шоу, причем совершенно безплатно, вход свободный. Они раздают свои диски и футболки, листовки и брошюры. Даже в учебные заведения умудряются пробраться: договариваются с завучами и директорами, всех учащихся собирают в актовый зал, где заморские гости сначала поют и танцуют, а потом просят пару минут внимания, чтобы рассказать о Боге. Мы с друзьями не раз ходили на их концерты. Что до музыки – нам было все равно, что они играют и поют, лишь бы потусоваться, как-то занять свой досуг. Но когда начиналась проповедь, доходило порой до смешного. Никому не было интересно, что говорит проповедник. Когда он появлялся и делал знак рукой, прося внимания, мы переговаривались между собой: «Ну вот, теперь будут лапшу на уши вешать». Некоторые ребята высказывались еще жестче. Помню, один раз на концерт пришла компания сатанистов. До начала проповеди они вели себя обыкновенно: прыгали, бегали, пили, курили, танцевали, пели, кричали – в общем, делали все, что всегда делают зрители на таких мероприятиях. Но вот музыка прекратилась, вышел протестант и обратился к залу со словами: «Мы два часа вас развлекали, столько времени работали для вас, а теперь просим всего 10 минут внимания, всего 10 минут…» Тогда сатанисты подняли жуткий визг, крики, перемежавшиеся матерной бранью, к ним присоединились и многие другие ребята, которым, с одной стороны, не хотелось слушать «лапшу», а с другой – было просто весело и интересно, чем закончится эта перепалка…
   Что мы думали в такие моменты? Могу сказать, что на «миссионерских» рок-концертах мне никогда всерьез не приходили мысли о Боге, просто невозможно было задумываться о таких вещах, воспринимать какие-то слова в такой обстановке. Даже когда «миссионеры» выступали в училище, где атмосфера была более мирная, в лучшем случае становилось скучно, в худшем – возникало отвращение. Почему? Все очень просто: Господь и рок-музыка несовместимы.
   Поэтому сегодня я поражаюсь так называемым православным миссионерам, которые подражают протестантам. Это совершенно безполезная, даже более того – вредная проповедь, которая в действительности неспособна привести к вере ни одного человека, но зато в глазах многих подрывает авторитет Церкви и отталкивает, как это произошло с моими друзьями, на долгие годы от спасительного пути, а кого-то и вовсе лишает возможности встать на путь истинный.
   От таких проповедей оставалось ощущение, что нас просто хотят заманить в секту, чтобы потом использовать. Появлялась твердая уверенность, что в такой «церкви» нет Бога, и, если мне в какой-то момент жизни необходимо будет обратиться к Нему, – я никогда не пойду в такую «церковь».
   Но когда подобные мысли и чувства возникают касательно протестантской общины – это справедливо и даже хорошо, поскольку у протестантов действительно нет Бога. Однако, если православные опускаются до уровня еретиков и провоцируют возникновение у молодеи подобного мнения о Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви, – это ужасно. Это уже не миссионерство, а антимиссионерство, какое-то чудовищное извращение.
   Второе – миф о неприглядности традиционного Православия. Взять хотя бы распространенное мнение о том, что молодых девушек смущает необходимость ходить в храм в платке и юбке. Это неправда. Когда мы с подругой начали воцерковляться, то первым делом решили обойти все храмы города, потому что в большинстве из них ни разу в жизни не были и нам было просто интересно, как там все устроено.
   Практически нигде не возбранялся вход в брюках и с непокрытой головой. Только в одном храме при входе нам выдали юбки и платки. Думаете, нас это смутило или огорчило? Напротив, от этого храма осталось особое ощущение благоговения, страха Божиего, настоящей Церкви, где люди молятся, а не места, куда забегают на пять минут поставить свечку. Да и ворчливые бабушки – тоже миф, во всяком случае мы с такими практически не сталкивались. Бабушки в наших храмах очень добрые, милые. Однажды мы с подругой сильно замерзли и зашли в храм погреться, а там было так тепло, так хорошо, как дома. К нам подошла бабулечка и сказала: «Девочки, подойдите, – вон там, в корзиночке (а это было после праздника, когда прихожане принесли на канун много продуктов), возьмите хлебушка, пирожков... Вы, наверное, студентки, голодные…» Мы были тронуты до слез.
   Долгая непонятная служба? Именно этим она и привлекала, потому что мы чувствовали, что это настоящее богообщение, а не очередная человеческая тусовка.
   А что нас в действительности отталкивало? Помню, например, такой случай. В одном храме шел молебен, люди подходили к священнику и вместе с записками клали прямо на аналой перед молящимся батюшкой денежные купюры. Вот от этого стало противно.
   Еще пример: помазание, верующие сначала подходят к батюшке, он помазывает, следуют дальше – получают освященный хлебушек, а еще дальше… тарелка, на которую надо обязательно класть деньги, ее никто не миновал. Однажды я видела, как женщина после помазания подошла к блюду, где лежал хлеб, а он как раз в тот момент закончился. Она, очевидно, не поняла, в чем дело, но уже зная, что где-то надо оставлять «презент», положила деньги прямо на хлебный поднос. Выглядело это, честно говоря, ужасно.
   В другом храме был не менее смутительный обычай: исповедующиеся покупали свечи и, заворачивая их в денежные купюры, оставляли на специальном столике, недалеко от того места, где исповедовал батюшка. Или еще: Шестопсалмие. Это ведь предстояние на Страшном Суде Христовом. Мы тогда не знали точно, что оно символизирует, но понимали, что это какая-то очень важная часть службы, потому что в храме гасится свет и тушат все свечи, верующие стоят в особенном благоговении, склонив головы, даже не крестятся. Так вот, в этот священный момент вдруг начинались поборы: сборщики с подносами с благословения священника обходили храм, кругом воцарялась суета, возня, люди рылись в сумках, искали кошельки… Когда им было думать о грехах, о Боге, главное – положить монетку, не пропустить заветный поднос.
   Еще меня смутило, когда однажды на исповеди, каясь в грехе уныния, услышала совет: «А что ты унываешь? Сходи в кино, в театр, и все будет нормально…»
   Мы, дети конца безумного безбожного XX века, отравленные и перенасытившиеся повсеместной свободой, а точнее – вседозволенностью, ищем в Церкви и ожидаем от православных пастырей совсем не того, что многие их них ныне пытаются нам навязать. Ведь, по сути, вне церковной ограды есть все: деньги, развлечения, власть, иллюзия свободы… Нет только истинного целомудрия, чистоты, святости, мира, безкорыстия… Христа. А есть ли Он в словах и в жизни нынешних проповедников?..
   Хочется через «Дух христианина» сказать о. Андрею Кураеву, о. Сергию (Рыбко) и другим «православным протестантам»: Дорогие миссионеры! Не надо лукавить. Вы сами часто говорите, что молодежи свойственен максимализм, поиск высоких, чистых, светлых, абсолютных идеалов и стремление воплотить их в жизнь.
   Так для чего же вы рушите эти идеалы своим неподобающим поведением, своими странными неправославными взглядами и выходками? Зачем так часто и помногу дискутируете на тему, как привлечь молодежь в Церковь? Ведь вы же не менеджеры какой-нибудь сетевой компании по продажам, которая, как в воздухе, постоянно нуждается в новых клиентах. Вы – пастыри овец Христовых, за которых Он пролил Свою святую Кровь на Кресте…

А. М.

Игумен Сергий (Рыбко) «миссионерствует» на рок-концерте
Фото: http://pravoslavie.ru

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.