Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта
Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

28 октября с.г. исполняется 300 лет со дня преставления ко Господу свт. Димитрия Ростовского. Этому событию мы посвящаем публикацию его небольшого катехизического труда, очень востребованного в наши апостасийные дни

Вопросы и краткие ответы о вере

и о прочем, необходимом для знания христианина

Творение свт. Димитрия Ростовского

   Вопрос. Что есть Символ?
   Ответ. Символ есть исповедание святой Православной Веры.
   В. Какого языка слово Символ?
   О. Греческого.
   В. Как сказать его по-славянски?
   О. Краткое изложение Православной Веры, или – исповедание оной.
   В. Где он написан?
   О. В книгах Святых Отцов и в Часослове.
   В. Чей это Символ?
   О. Никейский и Константинопольский.
   В. Почему Символ называется Никейским и Константинопольским?
   О. Потому что сложен на двух Вселенских Соборах, т.е. на Первом – Никейском, и Константинопольском, бывшем после Никейского.
 

   В. Как начинается сей Символ?
   О. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя и проч.
   В. На сколько членов разделяется сей Символ?
   О. На двенадцать.
   В. Скажи мне каждый член особо?
   О. Первого Собора:
   1). Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым.
   2). И во Единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
   3). Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес,
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
   4). Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
   5). И воскресшаго в третий день по Писанием.
   6). И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
   7). И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.

   Второго Собора:
  8). И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
   9). Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
   10). Исповедую едино крещение во оставление грехов.
   11). Чаю воскресения мертвых:
   12). И жизни будущаго века. Аминь.
   В. Скажи мне внятно, что разумеешь и чему веруешь в каждом члене?
   О. В первом – верую, что Един Бог Вседержитель есть Творец всей видимой и невидимой твари, Отец и Промыслитель (Соблюдатель) ее; и что Он, всесильным повелением и хотением Своим, из ничего сотворил Небо со всею лепотою и Ангелами, землю, с человеками и скотами, и все прочее во время свое, и содержит.
   Во втором – верую, что Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий Единородный, от Отца прежде всех веков неизглаголанным образом рожденный, – существенно и безстрастно, как свет рождается от света.
   В третьем – верую, что истинный Сын Божий, единосущен и равночестен Отцу, чтобы спасти род человеческий, падением Адамовым осужденный во ад – в область сатаны, сошел с Небес и принял плоть человеческую, словесную и одушевленную, а не без души и не призрачную, во утробе Девы Марии, от Ее девических кровей, Духом Святым. Верую, что Господь Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, состоящий из души словесной и человеческой плоти, – Един Сын Божий, а не два Сына: одна Сыновняя Божия Ипостась, пребывающая в двух естествах, – родившийся по Божеству от Бога Отца прежде всех веков, а по Человечеству – от Девы Богородицы в свое время.
   В четвертом – верую, что Спаситель наш – Господь Иисус Христос – по неизглаголанной любви к созданию Своему – человеку – истинно, а не призрачно претерпел самопроизвольную страсть, мучения и распятие, и погребение не Божеством, но только Человечеством.
   В пятом – верую, что Спаситель наш Господь Иисус Христос, с тою же плотию, которую принял во утробе Девы Богоматери, и которою страдал и умирал, в третий день воскрес, всемогущею силою Божественною, как предсказали пророчества.
   В шестом – верую, что Спаситель наш Господь Иисус Христос, после сорокадневного пребывания со учениками Своими, силою Божества Своего, вознесся на Небо с плотию Своею и сидит одесную Отца, как Бог равночестный и единосущный Ему.
   В седьмом – верую, что Спаситель наш есть высочайший (крайний) Судия живых и мертвых, праведных и грешных: и с тою же плотию, которую принял от Девы Богородицы, в которой пострадал, погребен, воскрес и вознесся, имеет прийти на землю со всеми Ангелами, со славою многою, чтобы воздать каждому по делам его; потом Царствию Его, которое праведники приимут в мздовоздаяние, не будет конца.
   В восьмом – верую, что Дух Святый есть Бог совершенный, единосущный Отцу и Сыну, от Самого Отца исходящий, равнопокланяемый и сславимый со Отцем и Сыном.
   В девятом – верую, что одна только есть Святая, Соборная и Апостольская Церковь, которая утверждена Кровию и учением Христовым, учением Апостолов и Святых Отцов, страданиями мучеников; которой и врата адовы не одолеют; которой держится восточное Православное исповедание, в (известное) несомненное спасение, последуя ее святым узаконениям.
   В десятом – верую, что если кто не крестится, не может быть спасен. Итак, тайна Крещения есть дверь благодати Божией, ибо, если не крестимся, то и Кровь Сына Божия не принесет нам никакой пользы; если же крестимся, то получаем оставление грехов, вечное спасение, бываем общниками заслуг Христа, Сына Божия, обязуемся к исполнению всех законов христианских, особенно же – к благоговейному причащению Тела и Крови Христовых, под видом хлеба и вина.
   В одиннадцатом – верую, что тою же плотию, которую приняли и созданы от Бога, и жили в мире, все воскреснем, по гласу Сына Божия, в последнее время, и примем, по делам нашим: или Жизнь Вечную, или мучение вечное.
   В двенадцатом – верую, что как Царство Небесное, так и ад безконечны, что по воскресении от мертвых и по дне Судном будем иметь или Жизнь Вечную, блаженную – с Богом, или мучительную (окаянную) – с диаволом.
   В. Сколько всех Символов?
   О. Два: а) Никео-Константинопольский и б) Святого Афанасия, Патриарха Александрийского.
   В. Почему Символ называется Никео-Константинопольским?
   О. Потому что Константинопольский Собор утвердил Никейскую веру и прибавил к Символу, что сказано выше, то есть: о Духе Святом полнее и следующие члены – о Церкви и прочие.
   В. Кто составитель указанного Символа?
   О. Святые Отцы, собранные на Вселенских Соборах Духом Святым: на Первом – в Никее, а на Втором – в Константинополе.
   В. Кто суть Святые Отцы?
   О. Патриархи, архиереи и прочие, утвержденные (изящные) в Православии и Учители православные.
   В. Как и где были собираемы Святые Соборы?
   О. Советом Святых Отцов, повелением и иждивением благочестивых Царей, по настоятельным и важным нуждам Церковным, – в Греческой области.
   В. Какие в то время были архиереи – русские или других областей?
   О. Греческие, римские и прочие.
   В. Почему же не были русские архиереи как православные?
   О. Потому, что в то время Русь еще не была просвещена святым Крещением, но пребывала во тьме идолослужения до самого равноапостольного Князя Владимира, который своим примером и старанием насадил и распространил веру в России в 988 году от Р.Х., от сотворения же мира в 6497 году.
   В. Почему Соборы сии названы Вселенскими?
   О. Потому что они составлены были из архиереев, собравшихся со всей вселенной, приняты от вселенской Христианской Церкви, созываемы благочестивыми Царями вселенной.

Сказание о святых Вселенских Соборах

   В. Против кого был созван Первый Собор?
   Первый Вселенский Собор созван был в 325 году по Р.Х. От начала же мира в 5833 лето, в 12-й год единодержавия Константина Великого, в городе Никее, и состоял из 318 Святых Отцов. Старейшие из Святых Отцов на том Соборе были: Александр Константинопольский, Александр Александрийский, святитель Николай Мирликийский, Евстафий Антиохийский, святители Спиридон Тримифунтский и Макарий Иерусалимский. Сильвестр Римский присылал своих послов. Собор сей созван был против Ария, бывшего священника Александрийского, хулившего Сына Божия; ибо он называл Его тварию, а не Богом Творцом, и не единосущным Отцу, и говорил, что было время, когда Его не было. На этом Соборе Отцы изложили то учение, которое исповедует Сына равночестным и равнопрестольным – единосущным Отцу, установили праздновать нам Святую Пасху так, как ныне празднуем, и другие правила. Ария же с его непокаявшимися единомышленниками прокляли навеки.
   От Первого Собора до Второго прошло 55 лет.

   Второй Вселенский Собор был в 380 году, в Царьграде, в царствование Феодосия Великого, при святых Григории Богослове, Нектарии Константинопольском, Кирилле Иерусалимском, Тимофее Александрийском, Мелетии Антиохийском и прочих святительских лицах. Всех Святых Отцов было 150, собравшихся на Македония, Патриарха Константинопольского, злочестивого хульника Святаго Духа, ибо утверждал, что Он – тварь, а не Бог, и не одного и того же существа со Отцем. Но Святые Отцы исповедали Святаго Духа равночестным Отцу и Сыну, исходящим от Отца и равнопоклоняемым со Отцем и Сыном.
   В. Не было ли на этом Соборе других еретиков?
   О. Были единомышленники Аполлинариевы. А заблуждение Аполлинария было то, что он говорил, якобы Сын Божий имел одну только плоть без души и якобы с телом умерло божество и проч.
   От Второго Собора до Третьего прошел 51 год.

   Третий Вселенский Собор был в 431 году от Р.Х., в царствование Феодосия Младшего, в городе Ефесе, при Кирилле Александрийском, Ювеналии Иерусалимском и Мемноне Ефесском. Святых Отцов на этом Соборе было 200. Собор был против злочестивого Нестория, Патриарха Цареградского, говорившего, что во Христе как два естества, так и две Ипостаси – Божеская и Человеческая; и исповедавшего, что Христос родился от Девы простым человеком, (а не Богочеловеком); потому и Марию Деву называл не Богородицею, а Христородицею, и многие злохульные ереси проповедал. За что Вселенским Собором осужден и казнь за свое безумие от Бога воспринял: богохульный язык его червями был источен.
   От Третьего Собора до Четвертого прошло 20 лет.

Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М., 1906

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.