Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта
Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16

НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

ЦАРСКИЙ ЗАВЕТ

   Продолжение. Начало в № 11 (101)

Святитель Николай Сербский

ГЛАВА ВОСЬМАЯ,
в которой говорится
о превосходстве воли тех,
кто возлюбил Царство Небесное

   Слушая эти возвышенные речи, Лазарь чувствовал, как его сердце горит любовью к чудесному Творцу человечества. После долгого молчания и раздумий в его душе родилось еще одно недоумение, которое он никак не мог разрешить. И задал князь Небесному Вестнику такой вопрос:
   – Объясни мне, Вестник Божий, не будет ли независимость моего народа задушена рабством? Не иссякнет ли его великая воля под гнетом неприятельским? И не уподобится ли его внутренний Богом данный дар созидания таланту, закопанному в землю?
   – Ты волнуешься о своем народе и в смертный час, как родитель о детях своих, о, Светильник сербского народа! Вот что скажу тебе: такую жертвенность не забудет ни Бог, ни народ. Но твой вопрос свидетельствует о том, что ты еще не до конца освободился от призрачных земных привязанностей. Знай же, что на святых Небесах не ценятся никакие дела человеческие сами по себе, но только по намерениям и по содержанию воли, с какой эти дела творятся.
   Государства, законы, книги, дворцы и города, башни и дороги, машины и приспособления, механизмы и различные обиходные предметы – все это само по себе ничтожно и подобно опустевшему муравейнику или пустому гнезду, покинутому ласточками. Большие города, видимые с самого низкого облачка, сливаются с дорожной пылью и не отличаются от нее. Домашние пчелы и дикие осы посмеялись бы над самым организованным вашим царством и сказали бы: «У нас порядок лучше!» Малюсенький светлячок рядом с вашим светильником представляет собой большее чудо. Или ты думаешь, что мы в Небесном Царстве удивляемся вашим изобретениям? О, княже, как тяжело объясняться свободной птице с той, которая живет в клетке! Но через все свои дела люди проявляют либо добрую волю, либо злую, и именно это оценивается, измеряется и судится в духовном Царстве. То есть дело не ценится по делу, но по побуждению на него.
   Возлюбившие царство земное отличаются от возлюбивших Небесное Царство только по воле, так же, как по мыслям и чувствам. Они имеют либо смешанную, либо чисто земную волю, в зависимости от влияния духа природного или духа демонского. Поэтому их дела являются смесью добра и зла или просто злом.
   Самоволие есть злая воля. Ангелы Небесные не знают, чего хотят, пока не вдохнут в себя хотение Божие. Всякая воля, пребывающая вне воли Божией, есть злая воля. Если человек хочет того, чего он хочет, он злого желает. Многие думают, что своим самоволием они выражают себя, свою личность, но на самом деле этим они свидетельствуют о неимении личности и о тирании земли и ада над собой.
   Так же как в Египте нет воды за пределами Нила, так нет никакого добра в душах человеческих, никакой доброй воли вне сладостного и вечного Источника всякого добра. Но эта истина стерлась из памяти тех, кто своей душой прилепился к праху. Отпав от воли Божией, от воли благой и всемогущей, они с гордостью следуют своей воле. Их ли это воля, как они думают, или воля неких стихий, миров, им неведомых? Но они думают, что действуют по собственной воле! Передвигаясь различными тропами, выбранными ими, они заходят далеко и называют это прогрессом. А когда падают от усталости, то видят, что остаются на том же месте, где были и раньше – на нулевой отметке. Они обожают дела рук своих; по обычаю суетных, они любят идолов, которые ниже их. Но когда они пожелают счастья от своих рукотворных божков, то те их устремляют к самоубийству как к единственному избавлению. Ведь смерть есть бездонная пропасть, в которую безповоротно и безвозвратно срываются все мудрования, все ощущения и все дела человеческие вне жизни и животворного Вседержителя.
   Возлюбившие царство земное ежедневно терпят падения от самообмана, но они упорно строят себе башню счастья из земных утешений, пока не сорвутся в пропасть смерти, так и не испытав счастья. Они провозглашают своих предков безумными, потому что те искали счастье другими путями. Но, провозглашая своих предков безумцами, они свидетельствуют о себе, что являются детьми безумцев. И, наконец, не достигнув желаемого, они оставляют завет своим потомкам искать счастья их путями, на которых сами его так и не обрели.
   Знай же, основатель церкви Лазарицы, что этот день обратит твой народ не ко злу, но к добру. Забвение воли Божией и безумное самоволие устремили народную душу к вечной смерти. Теперь же твой народ будет вынужден покоряться чужой воле, чтобы научился покоряться воле Творца. Он должен будет повиноваться самоволию тиранов, чтобы через это возненавидеть собственную тиранию над самим собою. И через трудные, знойные века, которые грядут, он научится ненавидеть две худшие воли, два самоволия: свое и своих господ.
   В тяготах и притеснениях со всех сторон твой народ сможет расти только вверх, подобно дереву в густом лесу, и потому будет желать света только свыше. И станет искать светлую волю своего Создателя, и легко найдет, потому что ничего третьего пожелать не сможет, возненавидев свою и чужую волю. Легко найти ему будет Того, Кого знал, но забыл. А когда обрящет и узнает, то возрадуется как сирота, украденная и возвращенная своим родителям. И будет ему воля Создателя слаще меда и сота, и тем сладостнее она станет для него, чем больше он впитает ее в себя. С непокрытой головой и босоногий твой народ поклонится воле Всевышнего и при этом окажется блаженнее и своих бесноватых господ, и своих предков, утопавших в золоте. Его художественный талант, дарованный свыше всякому живому существу Великим Художником, не пропадет и не угаснет, не бойся. Твой народ не станет проявлять его в строительстве дворцов и городов, но проявит его в своем близком кругу, в своих домашних делах. И все дела его будут трогательны по духу любви, который обретут; и люди сделаются настолько возвышенными в духовной красоте и благородстве, что весь мир удивится. И во всех народных изделиях будет чувствоваться таинственная рука Неба, Небесная гармония и милосердие, поскольку они явятся выражением гармонии воли человеческой с волей Божией. Все дела твоего народа будут посвящены Богу, все будет подчинено Его святой воле, и поэтому все будет вдохновлено Духом Святым, Духом Истины и Красоты. И все-таки даже такие дела не будут сами по себе иметь цену перед святыми Небесами, как и всякие дела человеческие, безполезные сами по себе для Вечности. Но обожествленная воля, которую они будут выражать, унаследует Вечность.
   Поэтому, царская душа в гнилостном прахе, восстани и поклонись воле Божией, воле Безсмертного и Вечного; Ему же народы Небесные денно и нощно кланяются. Не волнуйся о своем народе, когда предаешь Его воле Вышнего. Ведь Его воля будет твоему народу сладка в рабстве, так же, как самоволие в безумном господстве земном. Избрав Царство Небесное, ты удостоил свой народ стать Небесным народом, безсмертным и ангельским. Как человек и как князь ты не мог оставить своему народу большего наследства, как только этим сделанным выбором, который ты засвидетельствовал алой печатью своей крови.
   Поэтому сейчас, на этом поле, как в своей Гефсимании, повтори слова Господни: «Отче, да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли!» И будь готов через час или два перейти из этого земного противостояния в Вечный покой. Только там ты познаешь, как величественна воля Божия и каким наслаждением является покорность ей. В ней нет ни капли злобы, ни мгновения немощи, ни тени усталости. Она сотворила безчисленные миры, видимые и невидимые, чтобы они вкусили ее сладость и доброту. Она все утопила в океане своей упоительной радости и милосердия. И все, чего желает она от детей своих, – это лишь погружение в ее безсмертные и животворные воды.

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Продолжение следует

монастырь Сопочаны

Монастырь Сопочаны на юге Сербии.
Был сожжен турками после Косовской битвы. Восстановлен Королем Стефаном

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.