Электронный вариант газеты «Дух христианина»

 

Взгляд на события/История/Рубрики
почта
Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16

РАСКОЛ

«БРАТИЯ, ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПРОИЗВОДЯЩИХ РАЗДЕЛЕНИЯ...»

 Продолжение. Начало в № 12 (102)

 

 

   Мы продолжаем публикацию цикла бесед на тему церковных расколов. Нынешний разговор, как и три предыдущих, посвящен так называемому старообрядчеству, а в частности – тем мерам, которые на протяжении нескольких веков с момента возникновения «старообрядческого» раскола предпринимались Российским государством и Русской Православной Церковью для его уврачевания.

   Историк Владимир: Как известно, вместе с Православием Русь переняла от Византии и идею симфонии властей. Основная суть этой идеи заключается в том, что христианские Цари – императорская власть – главнейшим своим долгом считали покровительство Церкви, выражавшееся в строгом соблюдении и защите ее святых догматов и канонов. Византийские Императоры – а вслед за ними и наши русские Самодержцы – боролись с различными ересями, покушавшимися на чистоту веры, старались устранять возникавшие церковные нестроения. Для этого они предпринимали соответствующие меры, например, созывали Соборы, утверждали специальные законодательные акты… Само собой разумеется, что и «старообрядческий» раскол как посягательство на единство Русской Церкви являлся для русских Царей объектом борьбы.
   Сразу после его оформления, указом Иоанна V и Петра I Алексеевичей, сыновей Государя Алексея Михайловича, взошедших на престол после смерти их старшего брата Феодора, постановлялось: наиболее упорных раскольников, хулящих Святую Церковь, склоняющих к самосожжению, смущающих чад церковных, перекрещивающих взрослых и детей, – казнить смертной казнью. Тех, которые сами перекрестились у раскольников, – бить кнутом и ссылать в дальние города, а имение раскольников продавать в пользу государственной казны.
   Со времени царствования Петра I и до Петра III «староверам» не дозволялось открыто жить в городах и селениях. К общественным должностям никто из них не допускался, их свидетельства в судах на православных не принимались. Всем раскольникам предписывалось носить особую, отличительную одежду – чтобы православные христиане сразу видели, что пред ними отступники от Святой Церкви…

   Отец Иоанн: Кстати, подобно этому и при Императоре Николае I, самом ревностном в борьбе с расколом правителе, с молитвенных зданий «старообрядцев» снимались кресты. Ведь как было замечено в нашем первом разговоре, раскол, по учению Святых Отцов, даже более опасен, чем ересь, так как он не столь очевиден, по внешним признакам как бы ближе к Церкви. Поэтому такая мера вполне оправдана. Да и по сути – у раскольников нет Христа, ибо кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. А нет Христа – не должно быть и Креста Христова!..
   Кроме того, в сегодняшней беседе, думаю, нужно сделать оговорку. Меры, предпринимавшиеся русскими Царями и Церковью для борьбы со «старообрядчеством», ни в коем случае нельзя сопоставлять с существовавшей у латинян инквизицией – расправой с инакомыслящими, как это любят делать мнимые староверы. Ни по своей строгости, ни по сути, то есть по духу, это несравнимо. Еретики-паписты пытали и убивали сотни тысяч людей за отказ подчиниться папской воле, за инакомыслие, то есть просто за то, что человек не хотел принадлежать к их ереси. Наши же православные Государи и Церковь лишь проявляли должную заботу для ограждения православных от влияния «сынов противления», чуждых Святой Церкви. Таким образом они уподоблялись бдительным чадолюбивым родителям, всемерно старающимся уберечь своих чад от дурных воздействий.

   Историк Владимир: Позвольте, я продолжу. Кроме прочего, при Петре I «старообрядцам» не дозволялось строить свои скиты, при этом православные священники обязывались вести в своих приходах учет раскольников. При Екатерине I строгость к раскольникам несколько уменьшилась, но при Петре II и, особенно, при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне опять усилилась. Например, в 1745 году им официально было запрещено принимать кого бы то ни было в свои скиты и называться «староверцами, скитскими общежителями и пустынножителями», а велено было именовать их исключительно раскольниками.
   При Петре III, в 1762 году, последовал указ, согласно которому в отношении религиозной свободы раскольники приравнивались к иноверцам, живущим на территории России. Екатерина II – Императрица, к сожалению, проникнутая западным духом и немало ущемлявшая Православную Церковь – и та, несмотря на некоторые уступки по отношению к «старообрядцам», запрещала им строить свои «церкви» и «часовни» и иметь колокола. Далее – Павел I. Это Государь, при котором для борьбы с расколом было учреждено так называемое единоверчество…

   Миссионер Игорь: Давайте обсудим это явление подробнее – оно вызывает немало смущений у православных. Вот у меня некоторое время назад был разговор с одним человеком, который, ссылаясь на единоверчество, утверждал, что мы можем иметь общение в Таинствах с неправославными. «Изначально при единоверчестве им, единоверцам, разрешалось причащаться в наших храмах, а нам в их – строго запрещалось, только в случае смертной опасности. Так же и тут, – говорил мой собеседник, – значит, можно иноверцам ходить в наши храмы и причащаться…» Но, насколько я знаю, это неверно, так ведь?

   Отец Иоанн: Конечно, неверно. И как раз-таки опыт единоверчества служит тому доказательством. Что такое единоверчество? Это искусственно созданный мостик для перехода «староверов» в Православие. Он был устроен так, что раскольники имели право придерживаться своих обрядов – двуперстия, сугубой «аллилуии», хождения посолонь (по солнцу) и т.д., но официально принимали православных священников, повиновались Православной Церкви. Через это они должны были вразумляться. Без сомнения, единоверчество учреждалось из благих побуждений – Император Павел I и митрополит Платон (Левшин) старались преодолеть церковный раскол. Но «никогда то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы, ибо нет ничего среднего между Истиной и ложью», – учит свт. Марк Ефесский. В житиях святых мы ведь тоже встречаем немало случаев, когда благочестивые христианские Цари пытались примирить православных и еретиков, но, в конце концов, приходили к осознанию тщетности такого намерения.
   Снисхождения к последним, как показывает многовековой опыт Церкви, не способствуют их переходу в Православие, но, наоборот, утверждают таковых в своей мнимой правоте. Так же произошло и со «старообрядцами». Единоверчество создавалось с целью возвратить «старообрядцев» в церковное лоно, а, в итоге, они, видя, что Церковь дозволяет придерживаться «старых» обрядов, которые, как мы выяснили, являются обновленческими нововведениями, еще более уверились в том, что они – «истинные ревнители старины». Лишь единицы людей благодаря единоверчеству перешли в Православие, в большинстве же своем раскольники отвергли этот шаткий мостик.

   Историк Владимир: Вы совершенно правы, батюшка. Насколько мне известно, свт. Игнатий (Брянчанинов) отрицательно отзывался о единоверчестве. И из этого опыта – опыта икономии – неплохо было бы извлечь должный урок тем церковным иерархам, которые сегодня ратуют за то, чтобы дозволять еретикам и раскольникам молиться и даже причащаться в наших храмах, якобы для того, чтобы они познали Истину. Не к познанию Истины, не к покаянию, а к утверждению в своих заблуждениях ведет такой путь.
   Для лучшего уяснения ситуации с единоверчеством, которая, как и я слышал, весьма многим непонятна, предлагаю читателям «ДХ» ознакомиться с «Правилами учреждения единоверия».

ПРАВИЛА УЧРЕЖДЕНИЯ ЕДИНОВЕРИЯ 1800 ГОДА
Прошение московских «старообрядцев» митрополиту Платону
о принятии их в Церковь при «старых» книгах и обрядах

На подлинном собственною рукою Императора Павла I написано: «Быть по сему. Октября 27 дня 1800 года. Гатчино».

Святейшаго Правительствующаго Синода члену Великому Господину
Высокопреосвященнейшему Платону, Митрополиту Московскому и Калужскому,
Свято-Троицкия Сергиевы лавры священноархимандриту и орденов святых апостола
Андрея и Александра Невскаго кавалеру
Московских старообрядцев всепокорнейшее
ПРОШЕНИЕ

   Надеясь на безпримерныя щедроты и великия милости Его Императорскаго Величества Благочестивейшаго Государя нашего Императора Павла Петровича к старообрядцам и на благоснисхождение пастырей Грекороссийския Церкви к оным, восприяли мы непременное намерение и желание воспользоваться Монаршими щедротами и пастырским благоснисхождением и испрашивать об открытии себе святых церквей и о снабдении нас правильными священниками; а на каком положении, о том явствует в нижеследующих статьях.
   1. Святейший Синод разрешил прежде положенныя клятвы на двоеперстное сложение и другие, подобные сему, обряды.
   2. Да соблаговолит Ваше Высокопреосвященство избрать священников и диаконов, кои по собственному желанию согласятся быть в старообрядчестве и по желанию прихожан. Если же таковых не окажется, то хиротонисать по старопечатным книгам избранных Вашим Высокопреосвященством священников и по согласию прихожан. Также священников, уклонившихся в старообрядчество доныне, если они окажутся безпорочны и явятся к Вашему Высокопреосвященству с истинным смирением, таковых разрешить и благословить отправлять службу Божию и требы христианския; отлучившиеся же таковые священники без воли своего епископа впредь к старообрядческим церквам принимаемы не будут.
   3. Дабы Святейший Синод и Ваше Высокопреосвященство благословили старообрядческим священникам службу Божию, таинства и требы христианския совершать по старопечатным книгам при всероссийских Патриархах Иове, Ермогене, Филарете, Иоасафе и Иосифе. Чему следовать должны диаконы и церковнослужители.
   4. Церкви для старообрядцев освятить Вашему Высокопреосвященству по старопечатным книгам или, по благословению Вашего Высокопреосвященства, старообрядческим священникам; и да будут Антиминсы, освященные при вышепоименованных Патриархах, или вновь освящены быть имеют Вашим Высокопреосвященством по старопечатным книгам и изображены так, как показано в старопечатном потребнике.
   5. Старообрядческих священников не требовать в Грекороссийскую Церковь к соборным молениям, как-то: крестные ходы и тому подобное; а отправлять им по благословению Вашего Высокопреосвященства в церквах старообрядческих оныя соборныя моления. Также не принуждать старообрядцев к допущению на общее моление знаменующихся тремя персты, брады бриющих и прочия имеющих несогласия древним обыкновениям, выключая Высочайших особ. Старообрядцам, хотя и не записанным, но издавна удалившимся от сообщества Грекороссийския Церкве, таковым не возбранять присоединяться к Церкви старообрядческой.
   6. Старообрядческим священникам и приемлющим сие священство старообрядцам по духовным делам быть под судом и в полном ведении у Вашего Высокопреосвященства; по делам же, принадлежащим до старообрядцев, благоволите чинить разбирательство и суждение чрез старообрядческих священников, выключая таковых дел, кои требуют законнаго следствия. Но в чем надлежит оным священникам относиться к Святейшему Синоду и Вашему Высокопреосвященству, на то иметь особаго письмоводителя с произвождением платы от общества старообрядческаго.
   7. Старообрядческие священники да будут снабжены Святым миром от Вашего Высокопреосвященства.
   8. Старообрядческих священников не принуждать исповедь иметь, кроме старообрядческих же священников.
   9. Благоволите, Ваше Высокопреосвященство, благословлять старообрядческих священников и старообрядцев, слагая два перста по обычаю, древле бывшему в России.
   10. Священнодействия, до ныне старообрядческими священниками учиненныя, как-то: крещение, бракосочетание, молитвословие, монашество (если к сему не окажется со стороны светскаго правительства препятствия), и другия требы христианския да будут оставлены в существенной их силе, а не повторять оныя; разве токмо окажется каковый-либо из оных старообрядческих священников, бывших до ныне, самозванец или правильно изверженный, священнодействия оныя совершал. Также и старообрядческие священники, определяемые ныне к старообрядческим церквам, не долженствуют поправлять приемлемыя старообрядцами от Грекороссийския Церкве Священныя Тайны, как-то: хиротонию, крещение, миропомазание, брак и проч., но принимать оныя в действительной их силе.
   11. Если кто из сынов Грекороссийския Церкве пожелает приобщиться Святых Таин от старообрядческаго священника, таковому не возбранять, равно ж если и старообрядец пожелает приобщиться Святых Таин в Грекороссийской Церкви, не возбранять оному.
   12. Если учинит старообрядческий священник преступление, достойное извержения, таковый предоставляется суду Вашего Высокопреосвященства. А если же в таковой вине окажется, за которую только временно должен понести наказание, таковой епитимийствуется при церквах старообрядческих, по разсуждению Вашего Высокопреосвященства.
   13. При старообрядческих церквах иметь троечастныя книги. Но во время святых постов, если кто из старообрядцев по каким-либо встретившимся обстоятельствам на исповеди и у причащения Святых Таин не будет, таковых ко взысканию с них штрафных денег не выписывать и о том никуда не представлять, но да судят о том духовные их отцы по священным правилам. Если ж кто по нерадению или пренебрежению, или другим незаконным причинам уклоняться будет от оныя Святыни, таковых записывать в особыя книги и наказывать епитимиею и другим духовным исправлением.
   14. Если случится быть браку, состоящему одной половине Грекороссийския Церкве, а другой старообрядческой, таковых по общему согласию или в Грекороссийской, или <в> старообрядческой Церкви <венчать>.
   15. Священники старообрядческие во всех служениях имеют приносить моление о Высочайшем здравии и благоденствии Его Императорскаго Величества, Супруги Его, Ея Императорскаго Величества, Наследника Его, всей Высочайшей фамилии и прочих, кого следует, по данной от Святейшаго Синода форме.
   16. Распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения, ибо таковая обоесторонняя разность, как не принадлежит по сущности веры, то и да пребудут старообрядцы и сынове Грекороссийския Церкве в мире, любви и соединении, яко чада Единыя Святыя Соборныя и Апостольския Церкви.
Того ради, препоручая себя в милостивое Вашего Высокопреосвященства благоволение, всепокорнейше просим изъявить нам архипастырскую свою милость и благоснисхождение, открыть нам святыя церкви и снабдить нас правильными священниками, и о сем нашем прошении милостивое решение учинить.
   К сему прошению Московской первой гильдии купец Григорий Александров, в семействе имею пять человек, и руку приложил.
   Далее идут по такому же образцу остальные подписи, количеством до 250 лиц.

   Комментарий отца Иоанна Корниенко: В своем прошении мнимые старообрядцы сами себе противоречат. С одной стороны, они утверждают, что содержание разных обрядов и книг, повлекшее за собой разделение с православными, «не принадлежит по сущности веры». А с другой – тут же требуют, чтобы и все обряды у них сохранились, и церкви освящались по старопечатным книгам, и Антиминсы – тоже, и чтобы изображались непременно так, как показано в их требнике. Требуют, чтобы их священники не участвовали в соборных молитвах Православной Церкви, а православные, знаменующиеся троеперстием, чтобы не допускались к ним. Выдвигают условие, дабы их пастыри исповедовались только у своих же священников… Но если все эти обряды действительно не относятся к сути веры, то тогда в чем, собственно, проблема? Почему бы не принять Антиминсы от православных, почему нельзя молиться в церкви, освященной по «новым» книгам? Не лукавство ли это? Нет ли в требованиях «старообрядцев» завуалированной хулы на Православную Церковь?
   По сути такое «примирение» мнимых староверов с Церковью – это просьба предоставить им официальный статус, отсутствие которого всегда являлось для раскольников главной проблемой.
   Кроме того, 11 пункт Прошения – чисто экуменическая уловка, рассчитанная на совращение православных в «старообрядчество», на развитие в чадах Церкви индифферентного отношения к вере.

Митрополит Платон
Митрополит Платон (Левшин)
(1737–1812)

Донесение
митрополита Платона Св. Синоду о просьбе московских «старообрядцев»

Святейшему Правительствующему Синоду от синодальнаго члена Платона, Митрополита Московскаго и Свято-Троицкия Сергиевы лавры архимандрита
ДОНОШЕНИЕ

   Находящиеся в Москве именующие себя старообрядцами подали мне прошение, на коем до 250-ти человек подписались, прося, чтоб дозволить иметь церковь и дать священников; а на каком основании, прилагаю при сем с их прошения точную копию.
   О чем, яко о деле для Церкви важном, довольно рассуждая, то же самое к прилежному рассуждению предложил и Консистории вкупе со обретающимися в Москве архимандритами и всех сороков благочинными, которые по тому представили мне разныя мнения; с каковых мнений прилагаю при сем точныя копии. Я во все то вникая со тщанием, сколько важность материи требует, и призвав Пастыреначальника Христа в помощь, мнение свое полагаю следующее, объясняя каждую статью по порядку, в их прошении прописанному.
   1. От клятв, прежде на них возложенных, разрешить: ибо хотя Церковь на них оныя возложила праведно, что они и сами признают, почитая ими себя связанных и от оных прося разрешения; но как ныне они сближаются или паче соединяются с Церковию и Истину ея, и Таинства, и священство ея признают действительными, то и потребно сие разрешение и не должна более теми клятвами их совесть быть отягощаема, под каковыми отторгающиеся еще от Церкви имеют и впредь состоять праведно. А чтоб сие разрешение было открытее и их более успокаивающее, то над каждым, принимаемым к дозволяемой им церкви, прочесть епископу или пресвитеру с возложением руки следующую разрешительную молитву: «Господь наш Иисус Христос, благодатию Своею и человеколюбием да разрешит тя, к Церкви Святей обращающагося, от всех клятв, имже от Церкви, отторжением от нея, подверглся еси. И аз недостойный (архиерей или иерей имя рек), властию от Него мне данною, разрешаю тя, раба Божия (имя рек), от оных клятв и всех грехов твоих: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
   2. Вторую статью во всей ея силе по снисхождению дозволить: но с тем, чтоб определить священников по избранию прихожан и по разсмотрению и разсуждению епископа, а прежних их попов, яко беглецов и предателей Церкви, совести и сана своего, к таковой церкви не определять.
   3. Третию статью так же дозволить: ибо хотя в книгах, ими употребляемых, и находятся погрешности, но не в существенных веры догматах, а в словах и обрядах, и что приобретение мира церковнаго есть важнее сего.
   4. На четвертую статью можно преподать согласие.
   5. Так же. Но что надлежит до недопущения им в церковь некоторых ими объясненных особ, на сие согласиться предусмотрительно, а предоставить сие благоразсуждению определенных к ним священников с наставлением епископа. А чтоб не возбранять присоединиться к церкви ими просимой и другим не записным, но издавна удалившимся от сообщества Грекороссийския Церкви, сие не иначе дозволено быть может, как по изследовании от епископа, что он никогда дотоле в Церковь Православную не ходил и Таинств ея не принимал; и то, нашедши его таковым, при принятии к Церкви прочесть над ним вышеписанную разрешительную молитву. А в Церкви нашей Православной доселе бывших никак до такового присоединения не допускать.
   6. Шестую статью можно принять.
   7. Приемлется.
   8. Оставить сие каждому священнику на совесть.
   9. Сие предоставить благоразумию и совести каждаго епископа, однако предохраняя других от соблазна.
   10. Приемлется.
   11. По сей статье сын православныя Грекороссийския Церкви не иначе может иметь дозволение, разве в крайней нужде и в смертном случае, где б не случилось найти православнаго священника и церкви, а старообрядцу дозволять то без всякаго затруднения.
   12. Приемлется.
   13. Хотя на сию статью и можно согласиться, но как деньги штрафныя собираются в казну, то сие зависит от благоразсмотрения Святейшаго Синода. А ежели б и все православные от онаго денежнаго штрафа были освобождены, а наказаны б они были за духовное преступление духовными епитимиями, сие бы сходственнее было с духовным прегрешением.
   14. Сию статью принять можно.
   15. Сие необходимо потребно.
   16. Требование благое и достойное, чтоб оное было от всех сохраняемо в точности.

   Сверх всего того заключаю свое мнение тем:
   1-е. Чтоб по таковом взаимном всего вышеписаннаго принятии и согласии таковых приемших и согласившихся, и получивших на вышепрописанном основании церковь не называть более раскольниками или старообрядцами; ибо в Церкви ничего новаго нет и нет новообрядцев; а называть их соединенцами или единоверцами, на что они, особливо на последнее по предложению моему, и согласны быть оказываются, а потому и церковь их имеет называться единоверческою, а в упорстве и во отторжении от Церкви прибывающие да останутся при прежнем их имяновании раскольниками.
   2-е. При дозволении просителям церкви потребно быть судится провозгласить следующее: что несчастливый раскол от чего произошел и когда, сие известно из многих изданных о том книг. Церковь все тщание и ревность прилагала к приведению на путь Истины отторгшихся от нея и для того изданы многия книги, в коих явственно и доказательно показано и заблуждение отторгшихся, и погрешности от нерадения и невежества взошедшия в прежния церковныя книги, и как сходственно с греческими и славянскими древними книгами оныя погрешности исправлены, и что таковым образом исправленныя книги в нашей Церкви Православной употребляются; и хотя и ныне не может быть о всем том иная Церкви мысль, разве каковая ею доселе за истину признана и признается, однако Церковь, яко Мать сердобольная, не видя в обращении отторгшихся от нея великаго успеха (хотя некоторые Богом просвещенные и совершенно соединяются с нею), разсудила за благо учинить некоторое таковым в неведении погрешающим снисхождение, однако без соблазна правоверных, особливо разсуждая их прошение, которое довольным образом их с Церковию сближает или паче соединяет, следуя примеру Апостольскому, иже немощным бысть яко немощен, но с тем, да немощных приобрящет; и дабы возыметь благую надежду, что таковые со временем Богом просветятся и ни в чем в неразнствующее с Церковию приидут согласие. Прописать сие почитается нужным, дабы всем ведомо было, по какой вине Церковь ныне таковое им творит снисхождение, и дабы развратные не протолковали, акиб Святая Церковь свое прегрешение, а их истину познала, как то некоторые дерзают и мыслить, и говорить.
   Вашего Святейшества послушный Платон, Митрополит Московский.

   Комментарий отца Иоанна Корниенко: Из ответа митрополита Платона ясно видно, что основная цель учреждения единоверчества – это то, что раскольники «со временем Богом просветятся и ни в чем в неразнствующее с Церковию приидут согласие», то есть последует окончательное искоренение «старообрядчества»-обновленчества. Именно поэтому в 11 пункте он строго воспрещает православным принимать Таинства у «староверов»-единоверцев. Однако следует разрешение мнимым старообрядцам причащаться в наших храмах якобы ради того, чтобы они возвратились в Церковь. Но, как показала практика, начинание митрополита Платона не увенчалось успехом, потому что для познания Истины нужно прежде всего смирение и покаяние со стороны отступивших. «Един Господь, едина вера, едино крещение. Если у них хорошо, то у нас худо, если у нас хорошо, то у них худо», – пишет свт. Иоанн Златоуст по поводу того, что двух Истин быть не может.

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.