Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

28 октября с.г. исполняется 300 лет со дня преставления ко Господу свт. Димитрия Ростовского. Этому событию мы посвящаем публикацию его небольшого катехизического труда, очень востребованного в наши апостасийные дни

Вопросы и краткие ответы о вере

и о прочем, необходимом для знания христианина

Творение свт. Димитрия Ростовского

Продолжение. Начало в № 15 (105)

 

   Четвертый Вселенский Собор был в 451 году, в царствование Маркиана, в городе Халкидоне, при Патриархах Анатолии Цареградском, Ювеналии Иерусалимском и Максиме Антиохийском. Святых Отцов на сем Соборе было 630. Собор был против злочестивого Диоскора, Патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, которые Господа нашего Иисуса Христа хотя и исповедали единосущным Отцу, но о принятии Им человеческого естества проповедовали нечестивую хулу – то есть сливали в Нем два естества – Божеское и Человеческое – и признавали, что по соединении из них образовалось одно существо, так что и Божеству приписывали страдания и смущения – скорби. Но и то еще говорили, что Господь не одного и того же с нами существа, – что Он якобы принял плоть не из Девической крови образованную, а воплощен был каким-то неизреченным и Божественнейшим образом. За такие мечты святой Собор сей низложил их и предал анафеме; и утвердил, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, в двух естествах, так что естества сии ни разделились на две Ипостаси, или два Сына, ни слились в одно естество.
   Еретического исповедания, преданного проклятию на Четвертом Соборе, до сих пор держатся монофизиты (армяне), и тот монофизитский (армянский) толк заключается в раскольническом двоеперстии, в котором указательный перст, стоящий прямо, означает Божество, а согнутый подле указательного – человечество. В этом толке указывается и причина, почему перст, знаменующий человечество Христово, согнут: потому якобы что Христос человечеством сошел на землю, преклонь Небеса; следовательно, снес с Неба на землю готовое человечество и с готовым человечеством вселился в утробу Девы, а не от кровей Ее девических принял оное. Под таковое монофизитское (армянское) мудрование о двух перстах и о воплощении Христовом подходит и следующее: три перста – первый с двумя последними – слагаются во имя Пресвятой Троицы, в том смысле, что вся Троица якобы во Христе и что воплотилась вся Троица, а не один из Троицы – Сын Божий.
   По этому толку монофизиты (армяне) и к Трисвятому пению прибавляют: «Распныйся нас ради – за ны». С таковым-то злохульным монофизитским (армянским) толком раскольники признают свое двоеперстие за крайнюю святыню, за главизну спасения и христианства. Называя таковой крест старинным, они превозносят свой крест не только выше настоящего креста, но и выше Самого Христа.
От Четвертого до Пятого Собора прошло 172 года.

   Пятый Вселенский Собор был в Константинополе, в 553 году, в царствование Иустиниана Великого; Святых Отцов, сошедшихся на него, было 160; старейшие из них были: Евтихий Константинопольский, Аполлинарий Александрийский, Домн Антиохийский, Дамиан Созополитский. Сей святой Собор довершил и утвердил все, что было на Халкидонском Соборе; и новые ереси, явившиеся ко времени сего Собора, предали проклятию, то есть – баснословные учения иерея Оригена, <диакона> Евагрия и <слепца> Дидима, которые безумно учили, якобы будет конец мукам. Основывали они сие учение на словах: щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует (Пс. 102, 8–9); но оставляли без внимания Евангельские слова Христовы: идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25, 46), которым словам не противны указанные слова Псаломника: не до конца прогневается Господь. Если внимательно рассмотреть, они относятся к нынешнему веку, т.е. к настоящей жизни, в том же смысле, как и слова 7-го псалма: Бог Судитель, праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день (Пс. 7, 12). Но что следует там дальше, того нужно ужасаться: аще не обратитеся, – сказано, – оружие свое очистит, лук свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгораемым содела (Там же, 13–14). Тот же Ориген говорил, что воскреснет не эта наша плоть, потому что души переходят из тела в тело, и многое другое – тьмохульное, что все Собор сей отверг.
   От Пятого Собора до Шестого прошло 128 лет.

   Шестой Вселенский Собор был в Константинополе, в 680 году, в царствование Константина Брадатого; а Святых Отцов на нем было 171. Старейшими на этом Соборе были: Патриархи Георгий Константинопольский и Феофан Антиохийский; Петр, монах из Александрии; и прочие Святые Отцы. Собор сей созван был против единовольцев – монофелитов: Феодора, епископа Фаранского, Гонория, папы римского, Павла, Пирра, Сергия, Петра Гугнивого, бывших епископов Константинопольских, Макария Антиохийского, Кира Александрийского, ересеучителя, старца Полихрония и на их сообщников, которые все говорили, что в Иисусе Христе была одна воля. Но святой Собор сей изложил учение, что Христос Бог имеет два естества и два хотения, или две воли, Ипостась же одну – Бога Слова; изложили и еще 102 правила.
   От Шестого Собора до Седьмого прошло 117 лет.

   Седьмой Вселенский Собор был в Никеи, в 797 году, в царствование Константина и матери его Ирины; а Святых Отцов было на нем 167; <он собрался> при послах римского папы Адриана и Тарасии Цареградском, на иконоборцев, которых прокляли; а Господа нашего Иисуса Христа проповедали неописанным по Божеству и описанным по Человечеству. Посему и положили: поклоняться Пречистому Его образу и <образу> Матери Его, и всех святых. Сей святой Собор изложил 22 правила.

В. Что есть икона?
О. Икона есть изображение Лица первообразного.
В. Итак, икона не Бог ли, потому что почитается?
О. Не Бог, но изображение Божие, ради которого почитается.
В. До вышеуказанных Соборов были ли какие Соборы?
О. Были еще при Апостолах, в Иерусалиме, и в других местах, после Апостолов. Действия же Собора Апостольского Иерусалимского изложены в Деяниях Апостольских, написанных святым Евангелистом Лукою (см.: Деян. 15).
В. Все ли те Семь Соборов были и пребывают тверды?
О. Все тверды, потому что на них высшая Глава – начало нашей веры утверждается.
В. Символ Патриарха Афанасия где написан?
О. Имеем его в Псалтири.
В. Как начинается?
О. Иже хощет спастися, прежде всех подобает держати ему Кафолическую веру, еяже аще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, погибнет.
В. Что есть Кафолическая вера?
О. Веровать во Единого Бога, в Троице Славимого, и Троицу во Единице почитать, как научает нас этому Символ.
В. Что есть Кафолик?
О. Повсеместный, соборный, согласный.
В. Что есть Святая Троица?
О. Три Ипостаси, или три Лица.
В. Скажи мне яснее.
О. Отец, Сын и Святый Дух: Отец не рожден; Сын от Отца прежде век рожден; Дух Святый от Отца прежде век исходящ – Святая Единосущная и Нераздельная Троица.
В. Итак, не три ли Бога?
О. Не три Бога, но Един Бог, в трех Ипостасях – Лицах – поклоняемый.
В. Что есть Ипостась?
О. Ипостась есть слово греческое, которое по-русски значит Лицо, Лицо же не телесное, но духовное – в Боге, как бы в свете сияние.
В. Какое понятие должно иметь о Боге?
О. Бог есть Пресвятая Троица: Отец и Сын, и Святый Дух, Творец Неба и земли, всего видимого и невидимого.
В. Что такое видимое и невидимое?
О. Видимое то, что наши телесные глаза видят, то есть: небо, земля, солнце, луна, звезды и все украшение вселенной. Невидимое же – Ангелы Божии, души человеческие.
В. Сын Божий – Творец ли?
О. Творец.
В. Дух Святый – Творец ли?
О. Творец.
В. Итак, не три ли Творца?
О. Не три, но Един, потому что Един есть Бог, в Троице поклоняемый и исповедуемый.
В. Как Бог сотворил такое величественное здание сего видимого и невидимого?
О. Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила Их (Пс. 32, 6), – говорит Псалмопевец.
В. Сколько естеств исповедуем в Боге?
О. Одно естество.
В. Какое?
О. Божеское.
В. Сколько существ?
О. Одно существо – безконечное.
В. Что есть безконечное существо?
О. Безконечное существо есть вещь самобытная, не требующая другого к своему составлению.
В. Сколько образов исповедуем в Боге?
О. Один образ: ибо каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святый, т.е. Отец есть Свет, или Сияние, и Сын такой же Свет, или Сияние, и Дух Святый такой же Свет, или Сияние.
В. Сколько <исповедуем> воль, или хотений, в Боге?
О. Одну волю.
В. Сколько Ипостасей исповедуем в Боге?
О. Три Ипостаси: Отца, и Сына, и Святаго Духа.
В. И если ты так сказал о Боге, скажи мне еще кратко: по чему Бог единственен и по чему тройственен?
О. Единственен по Божеству, как сказано выше; а тройственен по Ипостасям.
В. Что в Трех Божественных Ипостасях общее и что особенное?
О. Особенное: у Отца – нерождение; у Сына – рождение, а у Духа Святаго – исхождение, общее же у них – Божество и Царство.
В. Сын от Кого рожден?
О. По Божеству от Отца, прежде всех веков, так, как свет от света, образом духовным, а не плотским, или лучше – неизглаголанным.
В. Дух Святый от Кого исходит?
О. От Того же Отца, как Евангелие и Символ Святой веры научает нас.
В. Видим ли Бог или невидим?
О. Невидим, потому что Бог есть Дух, Бог есть Свет, Бог – духовная природа, безплотен, невообразим, неописан, неизречен.
В. Если Бог таков, как ты сказал, т.е. безплотен; то почему Псалмопевец приписывает Ему многие действительные части тела: очи, уши, руки, плечи и прочие?
О. Так Псалмопевец описывает Бога для того, чтобы, через телесные видимые знаки выразить действительную в Боге невидимую Божескую силу, которою Он всю тварь содержит и управляет ею. Он весь есть око, весь есть слух; ибо все видит и все слышит, и ничто пред Ним не может быть утаено, но вся нага и явленна суть перед Ним, не только дела и слова, но и мысли сердечные; следовательно и весь рука, всемогущая и всесильная, – все творящий по Своему всемогуществу.
В. А где пребывает Бог?
О. Божеством Своим Он везде есть.
В. А благодатию Своею везде ли?
О. Не везде, но только на местах избранных.
В. Что такое места избранные?
О. Храм Божий, где святые мощи почивают и Святые Тайны совершаются. Особенно же избранное для Него место – Престол Божий на Небе.

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.