Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
 
МИФЫ В ИСТОРИИ

Все ли динозавры вымерли?

Или и в наше время возможна встреча с живым «доисторическим» монстром?

Продолжение. Начало в № 15 (105)
   

ДИНОЗАВРЫ В БИБЛИИ

   Многие упоминания о динозаврах мы можем найти в Библии. Например, в ветхозаветной Книге Иова.
   Вот бегемот, – говорит Господь Бог праведному Иову, – которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют. <…> вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его (Иов. 40, 10–15, 18).

 

   Огромный зверь, описанный здесь, на древнееврейском называется «бегемот». Специалисты склоняются к мнению, что в этом месте Священного Писания речь идет о гигантской рептилии типа диплодока. По утверждению ученых, диплодоки – самые крупные динозавры и вообще самые большие из всех когда-либо живших на земле животных; в длину эти гигантские травоядные ящеры достигали 30–40 метров, а вес их был до 70 тонн (это вес примерно 20-ти слонов. – Свящ. А.Г.) и более. В 1993 году сотрудники Британского музея даже внесли некоторые исправления в модель скелета диплодока. В частности, хвост чудовища, ранее волочившийся по земле, теперь изображен раскачивающимся в воздухе.
   Далее в Книге Иова (гл. 40–41) приводится описание одного из морских творений – морского чудовища левиафана, отождествление которого с крокодилом или с крупнейшим из известных современных морских животных китом будет, конечно, наивным.
   Можешь ли ты, – спрашивает Господь Бог у Иова, – удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою <…>, можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? <…> не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его <…>. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука <стрела> не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен безстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости (по другому переводу – царь всех диких зверей. – Свящ. А.Г.) (Иов. 40, 20–26; 41, 1–2, 4–26).
   По этим приметам, как полагают специалисты, можно узнать самую крупную из ископаемых морских рептилий – кронозавра. Но возможно ли дышать пламенем? Вспомним множество преданий об огнедышащих драконах. Обитающий в Уэльсе жук брахинус – жук-бомбардир – может постоять за себя, выстреливая в обидчика реактивной струей раскаленного газа. Известны живые существа (рыбы, насекомые), способные испускать свет и электрические разряды. А в костных черепных гребнях некоторых гадрозавров (в частности, паразавролопуса) обнаруживают системы полых ходов, соединяющихся в носоглотке, которые вполне могли выполнять такую функцию, как у маленького жука.
   Не уступает левиафану по количеству упоминаний в древнееврейском тексте Библии (5 раз в 3-х книгах) другая крупная рептилия – раав. Причем Писание дает понять: несмотря на устрашающий вид и размеры, это животное весьма лениво и легко уязвимо, что позволяет авторам библейских текстов употреблять его имя образно, в частности, подразумевая Египет (см., напр., Пс. 86, 4). Мы и сейчас часто иносказательно используем названия некоторых животных – лиса, змея, медведь, осел, ягненок... Однако мы можем делать это лишь потому, что нашим собеседникам отлично известны и сами эти животные, и их повадки. В противном случае нас просто не поняли бы. Стало быть, и раав в те времена еще не был редким животным. Нашим же современникам это слово не говорит ни о чем, и в синодальном русском тексте Библии один раз оно переведено как дерзость (Иов. 26, 12), один раз – как сила (Ис. 30, 7), а в трех остальных случаях оставлено без перевода.

Примечание. Вот характерный пример. В синодальном тексте Книги пророка Исаии стих 7 главы 30 имеет такой вид: «Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им <говорит Господь>: сила их – сидеть спокойно». Смысл последнего выражения не вполне ясен. Однако в переводе Ветхого Завета с древнееврейского языка на русский, осуществленном архимандритом Макарием (Глухаревым, † 1847; его работы были опубликованы в журнале «Православное обозрение» за 1860–1867 гг. и явились немалым подспорьем для последовавшего синодального издания Библии на русском языке), это место у пророка Исаии читается так: «И Египет будет помогать попусту и напрасно; потому Я называю его: Рагав-гем-шавет» (т.е. «храбры они, сидя дома». – Примеч. архим. Макария). Таким образом, употребленное Богом <через Пророка> выражение «рагав-гем-шавет», которое переводчик воспроизвел в оригинальном звучании, было у евреев, по всей видимости, поговоркой о показной силе и мнимой храбрости, когда кто-то подобен монстру рааву, но только сидя в своем доме. А в современном переводе Библии на английский язык («The Bible in Today's English», 1976 г.) еще проще: «The help that Egypt gives is useless. So I have nicknamed Egypt», «The Harmless Dragon», – т.е. безвредный, безобидный дракон.

   Рекордсменом же по количеству упоминаний в Библии среди названий древних рептилий (29 раз в 12-ти книгах), а также, пожалуй, главным претендентом на право называться древнееврейским эквивалентом современного слова «динозавр» является фаннин. Слово «фаннин» имеет один корень со словом «левиаФАН»; левиафан является разновидностью фаннина (это слово, по-видимому, этимологически связано также с ФА-ф-Ниром из скандинавского эпоса и аФАНком из британских хроник).
   В синодальном русском переводе Священного Писания фаннин называется по-разному: драконом, змеем, морским чудовищем, крокодилом, великой (большой) рыбой, гиеной, шакалом. Бывают фаннины изгибающиеся, бывают – прямобегущие. Некоторые из них живут в воде, некоторые – в пустыне, некоторые любят заселять брошенные города. Многие из них могут издавать громкие звуки – хрип, вой, рев; отдельные обладают хорошим обонянием. Существуют ядовитые разновидности фаннинов, причем по силе их яд сравним с ядом аспидов. Фаннины – мощные и устрашающие, а кое-кто из них способен даже проглотить, а затем извергнуть человека. По-видимому, слово «фаннин», так же как и слово «динозавр» (которое с греческого переводится как «ужасный ящер»), обозначает весьма разнообразную группу видов пресмыкающихся, которые при этом не являются обыкновенными змеями.
   Да и «обыкновенные» змеи в Библии (нахаш и сараф) далеко не всегда обыкновенны. Какое, например, существо могут обозначать летучие змеи, способные гнездиться, класть яйца, выводить потомство и заботиться о нем? Некоторые исследователи склонны видеть в этих животных летающих рептилий.
   В 14-й главе Книги пророка Даниила читаем: Был на том месте большой дракон, и вавилоняне чтили его. И сказал царь <Кир> (Персидский царь Кир II Великий, в 539 г. до Р.Х. покоривший Вавилон и Месопотамию. – Свящ. А.Г.) Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни! (Дан. 14, 24–27)
   Приведенное описание поражает простотой и бытовой достоверностью деталей. Похожий на использованный пророком Даниилом прием еще не так давно применялся эскимосами при охоте на полярного гиганта – белого медведя. Китовый ус скатывался вместе с жиром в ком и подбрасывался зверю, который тут же проглатывал его. В желудке животного жир растапливался, и ус, расправляясь, протыкал его. Даниил тоже мог использовать для такой же цели конский волос или что-либо подобное. Из текста ясно, что этот способ борьбы с драконами был прекрасно знаком Пророку – он решился убить дракона, не задумываясь, и был заранее уверен в своем успехе.
   Археологические данные также ставят под сомнение мифичность этого сюжета. Действительно, в древнем Вавилоне был широко распространен культ драконов. Их изображения, встречающиеся на различных предметах и сооружениях, без особого труда можно отождествить с теми или иными разновидностями ныне вымерших рептилий. Так, например, лапы дракона, украшающие знаменитые ворота Иштар, весьма напоминают птицепалые ступни игуанодона. <…>

Священник
Андрей Горбунов

Окончание следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.