Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
 
РАСКОЛ

«БРАТИЯ, ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПРОИЗВОДЯЩИХ РАЗДЕЛЕНИЯ...»

Продолжение. Начало в № 12 (102)

    

   Историк Владимир: Продолжим о борьбе с так называемым старообрядческим расколом. Следующий после Императора Павла I русский Царь из династии Романовых – Александр I. При нем в официальных бумагах снова появилось наименование «раскольник», которое мнимые староверы считают для себя оскорбительным и которое было упразднено в эпоху либерально настроенной Екатерины II. Так же при Александре I раскольники хотя и получили дозволение содержать свои уже имевшиеся «часовни» и «храмы», однако им строго запрещалось строить новые. За вторичное уклонение в раскол мужчины отдавались в рекруты, а женщины ссылались в Сибирь. В 1820 году безпоповцы, среди которых обнаруживались случаи разврата и детоубийства, были поручены надзору полиции. Их снова, отменяя лишенные ревности о благочестии екатерининские постановления, запрещалось выбирать на общественные должности. А в 1825 году был учрежден специальный секретный комитет по раскольническим делам.
   Но наибольшее усердие в борьбе с расколом проявил брат Александра I, сменивший его на престоле Государь Николай I. В его правление антираскольнические меры приобрели программный характер. «Старообрядцам», обратившимся к Царю с просьбой официально разрешить им совершение треб, он ответил: «Закон дозволяет открыто исправлять духовные требы только лицам духовного звания, по церковным правилам на то уполномоченным».
   Важным шагом для более последовательного и успешного искоренения раскола стало разделение раскольнических сект по степени их вредности. В 1842 году министерство внутренних дел обратилось в Синод с просьбой указать, какие именно из сект раскольников являются особенно противными учению Святой Церкви и в каком порядке они следуют одна за другой по масштабам вреда для Православной веры. Обер-прокурор граф Протасов уведомил министерство, что толки раскольников, наиболее известные, могут быть разделены таким образом:
   «I) Секты вреднейшие: 1) Иyдействующие, ибо это хуже, нежели ересь; это совершенное отпадение от христианства и существенная вражда против христианства. 2) Молокане хотя по-видимому и держатся Священного Писания, но берут из него только то, что им нравится: не признают ни Таинств, ни иерархии. Не принимают присяги, никакой власти не признают богопоставленной; повинуются только поколику нельзя противиться. Секта разрушительная. 3) Духоборцы. Сколько известно, одинакового духа c молоканами. 4) Хлыстовщина. Ересь богохульная, потому что, не отвергая наружного общения с христианской церковью, вводит человекообожание. 5) Скопцы. Также богохульная ересь, потому что начальника секты почитают Христом. Вредит обществу, охуждая брак, искажая людей и истребляя потомство. 6) Те безпоповщинские секты, которые отвергают брак и молитву за Царя: они пишут и произносят жестокие хулы на Церковь и Таинства и всякую власть нынешнего времени почитают антихристовой.
   II) Секты вредные – те из безпоповщины, которые принимают брак (новожены) и не отказываются молиться за Царя. По сим чертам могли бы считаться менее вредными; но решительно вредны, потому что отвергают священство и Таинство Евхаристии и, кроме сказанного, все заимствуют от худших отраслей безпоповщины и, между прочим, дух демократический.
   III) Секта менее вредная – Поповщина. Это не ересь, а раскол. Более церковного сохраняет и более представляет надежды к обращению».
   Этими соображениями министерство внутренних дел руководствовалось при дальнейшей своей борьбе с так называемым старообрядчеством…

   Отец Иоанн: Между прочим, по поводу демократии «староверов» свт. Филарет Московский, живший как раз при Императоре Николае I и, как и другие Святые Отцы Церкви, обличавший раскольников, пишет: «Господствующее начало в раскольническом обществе есть не монархическое, не иерархическое, но демократическое». Также Святитель высказывался против употребления словосочетаний «раскольнические монастыри» и «раскольнические церкви». Он утверждал, что монастырями можно называть только православные обители, а церквами – лишь православные храмы. Для «старообрядческих» «церквей» Святитель предлагал название «церквицы» или «так называемые церкви», преимущественно, кстати, второе. Для остальных молитвенных зданий раскольников, даже если они по виду напоминали храмы, он рекомендовал использовать уже привычное в то время наименование часовен и молитвенных домов. И Священный Синод последовал предложениям Святого.
   Кроме того, хочу заметить, что, как мне сообщили, в редакцию газеты поступило множество корреспонденции, в которой читатели благодарят за разъяснение вопроса о старообрядческом расколе. Но есть несколько писем, где нам ставят в упрек то, что мы якобы незаконно поносим «старообрядцев»…

   Миссионер Игорь: Да, Батюшка, мы планируем выбрать наиболее существенные аргументы некоторых наших читателей-оппонентов и по мере возможности постараемся ответить на них в следующем номере.

   Отец Иоанн: Предваряя готовящуюся публикацию, скажу: мы ничего не проповедуем от себя, но доводим до сведения православных христиан святоотеческую позицию по этому вопросу и достоверные исторические факты. Поэтому если кому-то не по душе то, что и как мы здесь обсуждаем, – советую почитать Святых Отцов. Не каких-то современных сомнительных авторов, которые ссылаются на еретиков-экуменистов, и, между прочим, очень любят ссылаться на Никодима (Ротова) и его Поместный собор 1971 года, якобы восстановивший справедливость по отношению к «старообрядцам» (об этом см. в следующих номерах «ДХ». – Примеч. ред.)…
   Так что, обвиняя нас в пристрастном взгляде на раскольников, в недостатке любви или в банальной некомпетентности наши оппоненты тем самым выступают против богомудрых мужей – свт. Филарета Московского, свт. Феофана Затворника, свт. Димитрия Ростовского, свт. Игнатия (Брянчанинова) и многих-многих других, святостью жизни засвидетельствовавших свою правоту.
   Простите, Владимир Георгиевич, что я Вас перебил.

   Историк Владимир: Ничего страшного, продолжим. Также при Императоре Николае I раскольники не признавались особым обществом или классом населения. За их учреждениями не было права приобретать имущество по купле, по завещанию и иными способами. Они не могли иметь печатей, выдавать книги для сбора подаяний. От раскольнических учреждений было запрещено принимать пожертвования. Раскольникам – опять же – не дозволялось свидетельствовать против православных в судах. В гимназии и университеты их дети могли поступать только по принятии Православной веры.
   Особенно поучительно, что последователям более вредных сект безусловно воспрещалось занимать должности, сопряженные с властью. Помещикам рекомендовалось делать начальниками в имениях православных или, по крайней мере, единоверцев. В 1835 году было предписано наблюдать, чтобы в купеческих и мещанских обществах начальственные и соединенные с особым влиянием должности, например, должности городского главы, городового старосты, головы ремесленного, занимались исключительно православными. Присутственные же места должны были пополняться по выборам таким образом, чтобы число членов православных и единоверцев превышало число раскольников.
   Раскольники более вредных сект не могли принимать православных детей в свои семьи, быть опекунами. Кроме того, «старообрядцы» должны были пользоваться только теми молитвенными домами, которые имелись до 1826 года. Существующие молельни, как уже было замечено, не разрешалось называть церквами, ставить на них кресты, вешать колокола, производить колокольные звоны… Вот как ревновал благочестивый Государь Император Николай Павлович о благе и мире Церкви Христовой!..

   Миссионер Игорь: Дорогие собеседники! В этом номере мы хотим предложить нашим читателям один назидательный фрагмент из жития преп. Оптинского Старца Илариона. Повествование относится ко времени царствования Николая I, я вам его зачитаю. Хочется надеяться, что после ознакомления с ним те православные, которые, заблуждаясь, сочувствуют «старообрядцам», уразумеют свою неправоту. Ведь таким образом они погрешают против Истины и явно попирают память наших благоверных Царей, а также множества святых и подвижников благочестия, на протяжении нескольких веков трудившихся на поприще противораскольнической миссии.

Продолжение следует


«Радуйся, Иларионе, заблудших исправляющий»

Отрывок из жития преподобного Илариона, старца Оптинского

Илларион Оптинский      
   Преподобный Иларион Оптинский (в миру Родион Никитич Пономарев) – святой, прославленный в сонме великих наставников, утешителей и молитвенников земли Русской – преподобных Старцев Оптинских.
   Преп. Иларион отличался святостью жизни, обилием добродетелей, основной из которых была христоподражательная кротость. Но особенно замечательно в его житии то, что на протяжении почти всей своей жизни Старец занимался обращением в Православие раскольников. «Радуйся, Иларионе, заблудших исправляющий; радуйся, тех к Таинствам церковным привлекающий», – поется о Преподобном в акафисте Старцам Оптинским.
   Начало противораскольнической деятельности Святого было положено еще в миру, когда Родион Никитич вместе с семьей переехал в г. Саратов, населенный в то время чуждавшимися Святой Церкви. Немало потрудившись в сем богоугодном деле и получив безценный опыт миссионерства, по поступлении в монастырь он не оставил своего занятия. В XIX веке в Оптину Пустынь – знаменитейшую русскую обитель – часто приезжали сомневающиеся в тех или иных истинах Правой веры, колеблющиеся умом, уклонившиеся в раскол или сектантство люди. После беседы со старцем Иларионом они приходили к осознанию своих заблуждений и через покаяние и приобщение Святых Тайн возвращались в церковное лоно.

   Образование епархиального управления в Саратове совершилось, почти от самого своего начала, на глазах Родиона Никитича, который, поселясь в Саратове всего только через год по прибытии первого епархиального Преосвященного, с сердечным участием следил за всем касавшимся до духовной жизни города и края. В самом Саратове Родион Никитич застал такое положение дел: город был наводнен раскольниками всяких сект; обыкновенно враждебные одна к другой, они, однако же, в одном сходились и были согласны между собою: в закоренелой ненависти к православным, которых в сравнении с ними было меньше, да и те, долго оставаясь без надлежащего окормления и поддержки, находились в отношении к Церкви в состоянии двоедушия и сомнения. Православное трехперстное сложение в целом городе почиталось за великий грех и было такою диковиною, что из ста человек едва один дерзал им знаменоваться. Если бы кто при таком положении вещей вздумал ревновать об обращении раскольников, то его, конечно, сочли бы возмутителем общественной тишины и спокойствия. <…>
   Родион Никитич, вскоре по приезде в Саратов, стал известен всему городу, а особенно купцам, которые полюбили его за честность и верность слову, а как большею частию они были раскольники, то мало-помалу начали являться к Пономареву, как к новому поселенцу в городе, учителя разных толков, посылаемые знакомыми купцами по обычаю своему со старыми за пазухою книгами, для бесед о вере в надежде привлечь его в свое согласие. Родион Никитич не чуждался таких бесед; он с любопытным соболезнованием слушал их мудреные бредни, обыкновенно начинавшиеся с того, что, дескать, вера ваша неправая, что антихрист уже пришел, что Церкви истинной нет, священство прекратилось и так далее, и возражал на них по крайнему своему разумению. Но Родиону Никитичу в этой непривычной ему деятельности, конечно, не мало представлялось недоразумений и затруднений, которым он, по неопытности в этом новом для него деле, сам собою удовлетворительного решения найти не умел или не мог. Промыслу Божию угодно было послать Родиону Никитичу опытного руководителя в лице некоего старца Семена Климыча, в просторечии Климчонка. <…>
   Семен Климыч пользовался благорасположением и даже уважением двух Преосвященных Саратовских: Иринея и Иакова, ревностных поборников Православия в своей пастве. Он подал мысль этим архипастырям к составлению миссии против раскольников, указал им нужных людей, помогал этим последним своими советами в многотрудном деле обращения раскольников и составил из ревнителей Православия замечательное братство, которое много способствовало духовной власти к искоренению раскола. Одним из самых деятельных членов братства впоследствии стал Родион Никитич. <…>
   Приехав к Семену Климычу, Родион Никитич нашел в нем именно такого человека, в котором нуждался. Он ему откровенно и подробно рассказал о своих душевных и других нуждах, о тяготившем его унынии и тоске, о своей боли в груди и о своем затруднительном положении среди раскольников. Отечески ласково принял Родиона с его спутниками добрый старец и, видя в них людей богобоязненных и ищущих Истины, много и искренно беседовал с ними, соутешаясь, по Апостолу, общею их и его верою. Он помог Родиону Никитичу в его грудной боли, а для прогнания уныния и тоски посоветовал ему заняться собеседованием с раскольниками с целью побудить их присоединиться к Православной Церкви.
   «Истинный христианин, – рассуждал Семен Климыч, – не должен оставаться равнодушным, видя вокруг себя заблуждающихся; прямая его обязанность всячески пещись о спасении ближних и особенно неправо мыслящих о вере. Св. апостол Павел, – говорил старец, – пишет к Тимофею: всякое писание богодухновенно и полезно есть к научению, к облегчению, к исправлению и к наказанию, еже в правде (Тим. 3, 16).
   Христианин должен, по заповеди Божией, любить ближнего как самого себя. Ежели ли любить как самого себя, то долженствует и спасения ему желать и искать как самому себе. <…> Небрегущий же о спасении ближнего не любит его как самого себя и не имеет истинной любви к Богу. Но иной скажет: довольно мне смотреть за собою, а не за другими; довольно мне внимать своему спасению, а не пещись о спасении прочих. Таковому отвечает св. Златоуст, говоря: егда обленишися прилежати о брате, не возможеши инако спастися; также: аще и вся исправим, а ближняго не пользуем, не войдем в Царство. <…>
   Против равнодушия ко спасению заблуждающих в вере, – продолжал Семен Климыч, – св. Иоанн Златоуст сильно восстает в слове о ревности и благочестии. Многие, – говорит он, – под видом кротости и снисхождения вводят леность и порицают ревность, и сильное слово Божие тщатся ослабить. Можно бо обрести некотораго под видом кротости глаголящего: какая нам нужда до еллинов? Хощет ли спастися – да спасется. Сие глаголяй еще не уязвлен ревностию благочестия. Видяй погибающего и не рыдаяй о погибели его, и не вменяяй во вред собственный, не знает ревности благочестия, не уязвлен стрелами Истины. Видяй убо погибающего и не ревнуяй, яко глаголет Павел: „кто изнемогает и не изнемогаю“ (2 Кор. 11, 29), сей несть ученик Павлов. И далее: видишь душу погибающую и не восплаче ли? Если кто узрит мертвеца износима и не восплачется, таковый, яко свирепый, яко жестокосердый, яко зверонравный, безчеловечный поносим бывает; если видишь душу в нечестие погруженную, на вечную смерть осужденную и в неверии пребывающую (таковы и все раскольники), не плачеши ли? Скажи мне, и не рыдаеши ли?
   Упрекая тех, которые равнодушно видят переходящих от Православия в нечестие, иудействующих, и не ревнуют об удержании их в ограде строгого Православия, Златоуст в словах на иудеев говорит: зриши мене, яко светильник вжигающа учительства слово и всюду ищуща и труждающася, и ты стоиши молча и не возвещаеши; и кую имети имаши милость, како же и не в последних тя от врагов Церковь вменит и супостата вознепщует и губителя? Далее: Владыка наш нас раде умре, ты же ни слова произносиши; и кую возымети милость, которой ответ получиши, како на судищи станеши Христове со дерзновением, рцы ми, толиких душ пагубу презирая?
   И еще далее, в 6-м слове на иудеев, подтверждая все сие пространным изъяснением притчи о самарянине, не призревшем впадшего в разбойники, говорит между прочим: да не речеши в себе: мирский человек есмъ, жену имам и дети; сия иерейская суть, сия монашеская: ниже бо самарянин он сицева рече: где ныне суть священницы, где ныне фарисее, где иудейстии учитилие; но якоже некий лов велик обрет, тако восхити прибыток. И ты убо, егда видиши кого требующа врачевания или телеснаго, или душевнаго, не глаголи в себе: чесо ради он сица и он сица того не уврачева: но свободи его от болезни и не истязуй онех вины небрежения».
   Доказав своим почитателям приведенными доводами важность занятия обращением к Православию раскольников, Семен Климыч назначил Родиону Никитичу, что ему, в пособие себе по этому делу, должно читать, указав на Св. Писание и толкования на него Св. Отцов и Учителей Церкви, преимущественно св. Иоанна Златоуста, свт. Димитрия Ростовского, свт. Тихона Задонского, советовал также св. Иоанна «Лествицу» читать и деятельные главы в Добротолюбии. Он рассказал, как толковать с раскольниками, объяснил все приемы, увертки и уловки, употребляемые ими в диспутах с православными. Семен Климыч советовал Родиону Никитичу держаться в прениях с раскольниками следующих правил:
   а) никак не дозволять себе говорить со многими вдруг, а ежели и говорить в присутствии многих, то по очереди, сперва с одним, потом с другим, и при том с таким условием, чтобы присутствующие не перебивали беседы.
   б) «Когда они, – говорил Семен Климыч, – будут доказывать свои лжеучения и лукавые догматы, то прежде всего спрашивайте, на чем они основываются, то есть на каком месте Св. Писания. Ежели укажут, то спросить, как они понимают такое место. Ежели они примутся истолковывать его по своему собственному разумению, то вы остановите их и скажите: „Нет, ты покажи мне толкование на это место Св. Отцов и Учителей Церкви; иного я, мол, не признаю!“ – и будьте уверены, – продолжал Климчонок, – что эти святоотеческие изъяснения всегда послужат к обличению неправых раскольничьих мудрований, потому что все их заблуждения из того именно и проистекают, что они толкуют слово Божие по-своему и тем самым и сами прельщаются и прельщают других, неведущих Писания и силы Божией, тогда как: вся слова уст Моих, – говорит Премудрость, – права рузумевающим и права обретающим разум».
   Такое понимание составляет существенное отличие Православной Кафолической веры от инославных исповеданий. Семен Климыч приводил слова Восточных Патриархов, которые в послании о Православной вере пишут так: веруем, что Божественное Писание внушено Богом, потому мы должны ему верить безпрекословно и притом не как-нибудь по-своему, но именно так, как изъясняла и передала оное Кафолическая Церковь. Ибо и суемудрие еретиков принимает Божественное Писание, но только превратно изъясняет оное. <…> Иначе ежели бы всякий ежедневно начал изъяснять Писание по-своему, то Кафолическая Церковь не пребыла бы по благодати Христовой до ныне такою Церковию, которая, будучи единомысленна в вере, верует всегда одинаково и непоколебимо, но разделилась бы на безчисленные части, подверглась бы ересям, а вместе с тем перестала бы быть Церковию Святою, столпом и утверждением Истины. Посему мы, – пишут Патриархи, – веруем, что свидетельство Кафолической Церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное Писание.
   Через самопроизвольное толкование Св. Писаний раскольники отторгаются от единой истинной Православной Церкви. «Они, – говорил старец, – называют нас антихристами, уверяя, что царство его уже наступило, а того не видят, что они-то и суть настоящие противники Христа, ибо, по слову священномученика Киприана, противники Христу, или антихристовы, суть все те, которые от любви и единения Восточной Церкви отпали. Они суть противники Христовы еще и потому, что открыто и упорно противятся истине Христова учения, как вообще, так и в частности, и изрыгают через свои произвольные толкования хулы на чистую Голубицу – Святую Церковь Его, которую Он стяжал Своею честною Кровию».
   в) Семен Климыч советовал не кидаться вдруг за многими доказательствами и во время беседы о каком-нибудь предмете веры не позволять отводить себя в сторону посторонними суждениями, стараться его доводить до конца и уже тогда переходить к другому. «Так, например, начав рассуждение, положим, о важности и святости Церкви, раскольник непременно вмешает сюда вопрос о перстосложении, о церковных обрядах, – нужно остановить его, сказать: „Погоди, мол, дай прежде окончить одно, а тогда перейдем к другому“. Смешивать беседу и отводить в сторону от главного предмета – это обычная уловка всех раскольников». <…>
   При прощании Семен Климыч взял с Родиона Никитича слово, что он со своими саратовскими единомышленниками будет не слушателем только, но и творцом слова, что будут они всячески ревновать об обращении заблуждающих и об утверждении колеблющихся и сомневающихся в Православии, прозрительно обещая, что Господь вскоре увенчает труды их успехом на пользу Церкви.

Материал подготовил
Игорь Беланов

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.