ИСТОРИЯ

 

Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец

(память 2 / 15 августа)

Собор Василия Блаженного
Старинная гравюра

   Блж. Василий родился недалеко от Москвы. Сие благословенное чадо было испрошено супругами Иаковом и Анной в молитве веры. В шестнадцать лет, оставив родительский дом, св. Василий принял на себя подвиг юродства.
   Без крова и пристанища он ходил по Москве нагой; зимой переносил такие морозы, от которых трескалась земля, а летом изнывал от зноя; днем в уличном многолюдье безответно принимал оскорбления и удары, а ночью на церковной паперти проводил время в молитве. Ни дружбы, ни знакомства не было у него ни с кем, для всех он был чужим – до того лишал себя всякого земного утешения! Только у одной бедной вдовы Святой иногда преклонял главу.
   Ум блж. Василия постоянно был занят молитвой и богомыслием. И без того так мало покоивший свою плоть, Блаженный носил тяжелые вериги, которые ныне висят над его гробницей. Св. Василий своим подвигом и слезной молитвой призывал людей к покаянию, а говорил он очень мало – Священное Писание не одобряет многословия: Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко открывает уста, тому беда (Притч. 13, 3).
   Нелегко было Праведнику смотреть на грехи людские. В 1547 году «Василий юродивый прииде в монастырь Воздвижения, иже зовется на Острове, и ста пред церковью, к ней же умильно зря и умно молитву творя, плакашеся неутешно; людие же, видяще его, дивляхуся». На следующий день в Москве был страшный пожар. Начался он с храма в селе Остров: храмы, дома, дворец великого князя исчезли, «медь яко вода разливашеся».
   Внимательные к своему спасению люди замечали: проходя мимо дома, в котором безумно веселились, пели песни и пьянствовали, Блаженный со слезами на глазах обнимал его углы. «Что это значит?» – спрашивали Василия. «Ангелы скорбные, – отвечал он, – стоят у этого дома и сокрушаются о грехах людских. А я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников». Блаженный возвышался до чудных духовных состояний. Его видели ходящим по морю, как посуху, и дивились.
   Митрополит Макарий, узнав о блж. Василии, сообщил о нем Царю, и оба славили Бога, воздвигшего в их время такого Подвижника. Однажды Царь Иоанн Васильевич стоял в храме и думал, как ему украсить свой новый дворец на Воробьевых горах. После службы блаженный Василий подошел к Царю. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», – вопросил Царь. «А я видел тебя, – отвечал Василий, – только ты был не в храме, а на Воробьевых горах. „Всякое ныне житейское отложим попечение“, – поет нам Церковь».
   Как-то Царь пригласил Юродивого на свои именины: подносили ему заздравную чашу, а он трижды принимал ее и всякий раз выливал за окошко.
   Самодержец возмутился, приняв такое действие за пренебрежение к царскому достоинству. «Не кипятись, Иванушка, – сказал Святой, – надобно было заливать пожар в Новгороде, и он залит». Царь был не из числа доверчивых людей: он тут же послал гонца в Новгород, и оказалось – не обманул Блаженный.
   Некий богатый вельможа любил блж. Василия. Однажды Святой пришел к нему в лютый мороз. Сострадательный боярин стал упрашивать его, чтобы тот защитил свое тело от мороза одеждой. «Хочется тебе этого?» – переспросил Юродивый. «Искренним сердцем люблю тебя, брат, прими в знак любви моей эту одежду», – сказал боярин. Блаженный с улыбкой ответил: «Пусть так, и я люблю тебя». Боярин с радостью надел на Василия богатую лисью шубу. Блаженный побежал по улице. Недобрые люди увидели Юродивого в богатой шубе и вздумали обманом взять ее. Один из них лег на дороге, притворяясь умершим, а товарищи его стали просить Василия подать что-нибудь «на погребение бедняка». Отдавая шубу, Василий сказал: «Лукавнующие погребятся». И когда Святой отошел, обманщики нашли товарища мертвым.
   Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам Царь с Царицей Анастасией посещал его.
   Василий Блаженный скончался 2 августа, по одним данным – в 1552 году, по другим – в 1557-м, что более вероятно. Царь с боярами нес его смертный одр. Тело Блаженного подвижника было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где Иоанн Грозный повелел строить Покровский собор в память о покорении Казани.
   У гроба Василия Блаженного стали совершаться чудеса. Вследствие этого Патриарх Иов определил праздновать память Чудотворца в день его кончины – 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для его мощей серебряную раку.

Источники:
Свт. Димитрий Ростовский, «Жития святых»;
Христианство: Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 339.

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


 

Семь отроков Ефесских

(память 4 / 17 августа)

   Во дни нечестивого римского царя Декия Церковь Христова была гонима, и христиане подвергались мучениям или скрывались от безжалостного тирана.
   Однажды Декий устроил в Эфесе буйное празднество в честь бездушных идолов, христиан же предал жестоким казням. Семеро юношей-воинов отвергли скверное жертвоприношение, и усердно молились Единому Истинному Богу о спасении рода христианского. Они были сыновьями известных ефесских старейшин, а имена их – Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан и Антонин.
   Осужденные на казнь, отроки скрылись за городом, в пещере на холме, называемом Олхон. Когда царь узнал об этом, то повелел, чтобы пещеру завалили камнями.
   Однако Бог по дальновидному Своему Промыслу навел на отроков дивный длительный сон. Царские вельможи Феодор и Руфин, тайные христиане, положили среди камней медный ковчежец с оловянными пластинами, на которых начертали имена Святых, описав их мученическую смерть при царе Декии.
   Прошло более 200 лет. Во времена Царя Феодосия Младшего (408–450) появились еретики, отрицавшие Воскресение мертвых, и даже некоторые епископы сделались последователями этой ереси. Они производили великие смуты в Церкви Божией, чем доставляли Царю Феодосию и всем православным сильную печаль. В посте и слезах усердно молили они Бога, чтобы Творец вселенной избавил от пагубной ереси Свою Святую Церковь. Милостивый Господь внял слезной молитве верных рабов своих и явил тайну Воскресения и Жизни Вечной. Некий владелец горы Олхон сооружал загон для овец близ той пещеры, в которой находились святые отроки, для строительства же использовались камни, закрывавшие вход в нее. В это время по Божественному велению Святые пробудились от чудесного сна, столь же юные и цветущие, как два столетия назад. Весть о чуде разлетелась повсюду, и Царь Феодосий, придя с великой свитой, с умилением беседовал с юношами. Через неделю они снова уснули смертным сном, чтобы дождаться уже всеобщего Воскресения мертвых.

Свт. Николай Сербский
«Духовный сад»