Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

Вопросы и краткие ответы о вере

и о прочем, необходимом для знания христианина

Творение свт. Димитрия Ростовского

 

Продолжение. Начало в № 15 (105)

 

В. Кто есть Христос?
О. Христос есть Сын Божий и Бог – вторая Ипостась Святой Троицы.
В. Когда Сыну Божию наречено имя Иисус Христос?
О. По воплощении Его от Святой Девы.
В. Сколько естеств исповедуем во Христе, Сыне Божием, нас ради воплотившемся?
О. Исповедуем два естества: одно Божеское и одно человеческое. Божественное естество есть самое Божество, как сказано выше; а человеческое естество есть тело и душа.
 

В. Сколько существ исповедуем во Христе?
О. Исповедуем два существа: одно единосущное Отцу по Божеству, а другое единосущное Матери по человечеству.
В. Сколько воль, т.е. хотений, исповедуем во Христе?
О. Исповедуем две воли: волю Божества и волю человечества.
В. Что есть воля Божественная?
О. Воля Божественная есть, например, очищать прокаженных, – как Христос, желая показать волю и действие Божественное, сказал прокаженному: хощу, очистися.
В. Что есть воля человеческая?
О. Воля человеческая есть, например, просить пить, – как на Кресте.
В. Сколько действ во Христе?
О. Исповедуем два действа – Божественное и человеческое.
В. Что есть действо Божественное?
О. Действо Божественное есть чтобы спастися всем человекам и в познание истины приити.
В. Что есть действо человеческое?
О. Действо человеческое есть – путешествовать, утруждаться и другое подобное.
В. Сколько Ипостасей исповедуем во Христе?
О. Исповедуем одну Ипостась Бога Слова; потому что Он Один Сын Божий и Сын Девы, как сказано выше.
В. А человеческую Ипостась имеет ли Христос?
О. Не имеет; потому что не два Сына и не два Христа, но Один Христос – Сын Божий и Сын Девы, как сказано выше.
В. Сколько рождений Сына Божия исповедуем?
О. Исповедуем два рождения: первое – предвечное, безлетное, безплотное, ибо возсиял от Отца как от Солнца Свет; второе, наконец, Бог великий, предвечный, собезначальный, невидимый, непостижимый по Божеству, необъемлемый, ведущий сердца всех человеков, родился от Девы Богородицы.
В. Почему воплотился Сын, а не Отец или Дух Святый?
О. Чтобы сохранить свойство Ипостаси Своей, дабы быть Ему на Небе Сыну и на земле Сыну.
В. Везде ли плоть Христова или не везде?
О. Не везде.
В. А где она ныне пребывает?
О. Плоть Христова, воспринятая от Пресвятой Богородицы, на земле с нами пожившая и пострадавшая, по Воскресении из мертвых и по Вознесении пребывает на Небесах.
В. А на земле есть ли плоть Христова?
О. По таинственному образу плоть Христова есть на земле – в Божественных Тайнах, под видом хлеба и вина.
В. Для чего Псалмопевец приписывает Христу седение, говоря так: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс. 109, 1), а Символ говорит: седяща одесную Отца?
О. Словами Бога Отца к Сыну: седи одесную Мене Псалмопевец показывает, что Сын по Божеству равночестен и единосущен Отцу и Святому Духу; а Символ исповедует, что Он и по человечеству получил у Бога честь Божественную.
В. Каким естеством Христос Господь пострадал за нас?
О. Плотию, как естеством страстным, а не Божеством.
В. Первому рождеству Христа Господа празднуем ли?
О. Первому рождеству Его празднества нет; потому что оно безлетное, непостижимое для нас. Второму же празднуем, по указанию Церкви, 25 декабря: это рождество от Приснодевы Марии было после того, как воплотилось в Ней Слово, по благовестию Архангелову, 25 марта.
В. По воплощении Христовом и по соединении Божества с телом не было ли разлучения Бога Сына от Бога Отца и от Бога Духа Святаго?
О. Не было; потому что Божество, вездесущее и все исполняющее, неразлучно и нераздельно; ни Сын воплощением Своим и снитием на землю не разлучился от Отца, ни Отец от Сына, ни Дух Святый.
В. Мог ли бы воплотиться Отец или Дух Святый?
О. Об этом сказано выше: Сын потому воплотился, чтобы быть Ему и на Небе и на земле Сыну; Богу же Отцу быть нерожденным, Духу исходящим.
В. Когда не было Неба и земли, где Бог пребывал?
О. Бог пребывал Сам в Себе. А что Он сотворил Небо и землю, то не ради Себя сотворил, да в них обитает и почивает, но ради нас, да будет от нас хвалим и почитаем.
В. Есть ли у Бога Престол на Небе?
О. Хотя Бог везде есть и вся исполняет, как сказано; но свет Божества Своего Он являет преимущественно на Небесах и там имеет Престол неосязаемый, как Сам сказал: Небо престол Мой, земля же подножие ногама Моима (Ис. 66, 1). Ноги же Его духовные, а не телесные, т.е. присутствие Его, паче света солнечного, везде сущее и все исполняющее.
В. Были ли явления Бога на земле?
О. Бога никтоже виде нигдеже, как Он есть: но, сколько очам нашим возможно видеть, явления Божии были, или явно, или во сне, Праотцам, Пророкам, Апостолам, Мученикам и многим благоговейным человекам. Также и Сын Божий явил славу Божества Своего в Преображении и Вознесении, сколько могли вместить человеческие очи.
В. Когда Бог сотворил Ангелов – прежде ли всех веков?
О. Никак нет. Он Сам, пребывающий прежде всех век несозданным, не имеет начала по природе; Ангелы же сотворены Им в свое (известное) время.
В. Что такое Ангелы, какое нужно иметь о них понятие и кто они?
О. Ангелы суть духи безплотные, невидимые, безгрешные, не сами по себе, но по благодати Божией, созданы прежде всей твари, переносящиеся с места на место во мгновение ока.
В. Для чего Ангелы созданы?
О. Ангелы созданы для того, чтобы воспевать славу Божию и служить Богу; потом, чтобы служить в мире сем людям, да будут хранителями Царств, городов, мест, человеков и всего создания.
В. На сколько чинов <они> разделяются?
О. На три; а во всяком чине по три, как-то: в первом – Престолы, Херувимы и Серафимы; во втором – Власти, Господства и Силы; в третьем – Ангелы, Архангелы, Начала.
В. Безгрешны ли они?
О. Сказано уже, что безгрешны, но не сами по себе, а по благодати Божией, потому что не согласились со светоносцем воспротивиться Богу и за это имеют от Бога благодать оную, а не от естества своего.
В. Что есть светоносец?
О. Светоносец был благороднейший и первейший Ангел, который, будучи неблагодарен благодеянию Божию к себе, предпочел любовь к созданию, т.е. к себе, – возлюбил себя больше Творца, т.е. Бога, восхотел быть подобен Ему и возгордился. За что и низвержен был с неба в ад со всеми своими единомышленниками, лишен природной красоты, но естество ангельское оставлено при нем, только из светоносца сделался темным бесом и аггелом всякой нечистоты, изобретателем беззакония, врагом Богу и человекам.
В. Может ли сей темный аггел покаяться, ибо Бог долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует (Пс. 102, 8–9)?
О. Бог никогда во век не враждует, если увидит кающегося; но так как природа падших ангелов извращена грехом окончательно, то они и не могут проявить раскаяния; посему и благодать покаяния дана одному только человеку, ради Христа воплотившегося, ангелу же падшему не дана.
В. С которого времени Ангелы утверждены в благодати так, что не могут грешить?
О. Сказано уже, что с того времени, когда не согласились со светоносцем, от которого благодать отнята, а им дана.
В. Ангелы не суть ли мiротворцы, т.е. сотворители Неба и земли, и всего мiра?
О. Сказано, что Бог есть Творец всего; Ангелы же суть слуги Господни. Были такие еретики, которые называли Ангелов Творцами, но сия ересь, вместе с ее последователями, давно проклята.
В. Мог ли Бог сотворить другой такой же мир?
О. Не только такой, но и тысячу тысяч таких может сотворить. Но если не творит, то это дело не неможения, а благоволения. Ибо кто советник Ему, или кто весть ум Его (см.: 1 Кор. 2, 16)?!
В. До составления Символов была ли вера?
О. Не только до составления Символов, но от начала мира была вера, начавшаяся от Адама и семени его, – вера в Бога – всех Создателя и в имеющего прийти и воплотиться Сына Божия, именуемого Мессиею. Та же вера была у всех Праотцов, Патриархов и Пророков даже до воплощения Сына Божия. По воплощении же Сына Божия, проповедал веру Сам Христос, Апостолы научили ей; потом Святые Отцы на Вселенских Соборах распространили, истолковали и утвердили оную Духом Святым.
В. Почему Сын Божий назван Христом, и что значит слово сие – Христос?
О. Слово Христос значит Помазанник. Сын Божий есть Царь Неба и земли, а Цари называются Помазанниками; потому и Сын Божий называется Христос, т.е. Помазанник.
В. По Божеству ли Христос родился от Пресвятой Богородицы?
О. Никто так не думал, чтобы Христос родился от Пресвятой Богородицы по Божеству, и веровать так безбожно. Он рожден по человечеству; но Дева Мария потому называется Богородицею, что родила в человеческой плоти Бога Слова, прежде век рожденного.
В. Если бы Адам не согрешил, воплотился бы Христос?
О. Не воплотился бы, потому что причина воплощения Господня есть падение Адамово: он умер на веки, а Христос воскресил его на веки.
В. Знал ли Бог, что Адам согрешит?
О. Знал.
В. Зачем же попустил ему согрешить или для чего создал его?
О. Неприлично было бы мнение, что преступление Адамово победило благодать Божию или лукавство диавола преодолело ее, – что Бог, устрашившись противного Себе греха Адамова и лукавства диавола, не сотворил Адама и диавола. Потому Бог, будучи благ и желая благодетельствовать, по благости Своей, сотворил и диавола, и человека в добром состоянии, как не хотящий и ненавидящий беззакония. Но диавол и человек согрешили по своему собственному самовластному хотению. А что Бог попустил и не возбранил согрешить как диаволу, так и человеку, – то это соделано потому, что Бог не насилует самовластия. Впрочем, человека Он предостерег, да не согрешит, и, дав самовластие, Господь Бог не насилует его, по Своему правосудию, о котором засвидетельствовал Псалмопевец, когда сказал: Праведен ecu, Господи, и правы суди Твои (Пс. 118, 137).
В. Что Христос делал на земле по человечеству?
О. Ходил, беседовал, отдыхал, постился, вкушал пищу и питие.
В. Что делал по Божеству?
О. Очищал прокаженных, воскрешал мертвых и проч.
В. Что еще делал по человечеству?
О. Страдал, распинался, умирал.
В. Душею ли страдал Христос или одним телом?
О. Душею и телом; ибо тело без души не страдает.
В. Итак, распиналась душа?
О. Тело распиналось, а душа скорбела; тело пригвождалось о спасении мира, и кровь проливалась, а душа болезновала; особенно же Он сетовал о том, что знал, что немногие воспользуются страданиями Его во спасение свое.
В. Какое было последнее страдание Христово?
О. Распятие и прободение.
В. Что делалось, когда Христос умирал на Кресте?
О. Душа с телом разлучалась, церковная завеса раздиралась, камни распадались, солнце и луна померкли, мертвые вставали из гробов, земля тряслась.
В. Какая тогда произошла перемена со Христом?
О. Бог пострадал во плоти, плотию, а не Божеством, умер, тварь увидела Его убитым и предавшим дух в руки Отца.
В. Куда по смерти душа Христова пошла?
О. В ад, чтобы разрушить область сатаны, избавить души Адама и прочих, плененных адом, – явить силу Своего Божества.
В. А из ада куда пошла душа Христова?
О. В рай, куда и освобожденных из ада пленников с Собою привела: тогда и душа разбойника вошла в рай.
В. А из рая куда пошла душа Христова?
О. Возвратилась в тело: тогда и Христос Воскрес.
В. При умершем теле Христовом было ли Божество?
О. Много раз сказано, что Бог Божеством Своим везде; и Сын Божий Божеством был и во аде с душею, и в умершем теле, и везде – неописанный со Отцем и Святым Духом.

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.