Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

ЦАРСКИЙ ЗАВЕТ

Святитель Николай Сербский

 

Окончание. Начало в № 11 (101)

 

  

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ,
в которой говорится о свободе внешней и внутренней
и о сущности Свободы Золотой

   – Послушай же теперь речь о свободе, неутомимый витязь Креста Честного и Свободы Золотой. Всякая реальность имеет свое неизменное и постоянное название. На земле же названия той или иной реальности распространяются и на ее символы, и на символы символов. Это происходит от необузданности вашего языка и по причине общей человеческой слабости. Так и слово «свобода» стало понятием относительным и многоликим.
   Расскажу для начала о том, что тебе будет понятно. Случается, что внешняя свобода в одном народе перестает быть чистой и истинной от безнаказанной тирании человека над человеком. Тогда Всесильный и Милостивый Господь забирает ее у такого народа и посылает его в «школу рабства», чтобы он научился понимать и ценить свободу. Ясно ли тебе это, благочестивый Князь?
Лазарь ответил:
   – Конечно, ты говоришь мне о вещах, которые понятны каждому разумному человеку.
   Ангел продолжил:
   – Но Свобода Золотая тесно связана с Крестом Честным. Через Крест Честной людям и является Свобода Золотая. Ведь золото есть символ Истины. Золотая Свобода означает Свободу истинную и неизменную. Такую Свободу – внутреннюю, духовную – мы, безсмертные духи, имеем в Царстве Небесном. Кто из смертных обретает ее, тот и только тот воистину свободен. Свободен от забот и похотей земных. Это – наивысшее сознание и ощущение Свободы, которую могут иметь сотворенные существа на Небе и на земле. Золото есть золото, – под ногами ли оно находится или на голове. Так и Золотая Свобода сияет неизменно, – в Небесах и на земле, днем и ночью.
   Посмотри на Сына Божиего: Чадо Божие явилось во плоти, чтобы открыть плотским тайну Вечной Жизни. Из всех чад на Небе и на земле Сын Божий – Самое свободное Дитя. Он был свободен, будучи плотником в Назарете и будучи Учителем народа, и будучи связанным рабом перед вельможами еврейскими и римскими. Его Свобода ни на одно мгновение не стеснялась и не умалялась. Рабами были те, которые судили Его и плевали на Него, и били, и распинали. А Он ни минуты не был несвободным, так как ни на минуту не был лишен ведения Своего Небесного Отца и Своего Небесного Отечества.
   Эту Свою Небесную Свободу Он принес людям, и эту Свободу имели те, кто ее познал и возлюбил. Поэтому Апостол говорит, будучи освобожденным от мира, от диавола и от себя самого: Стойте в свободе, которую даровал вам Христос (Гал. 5, 1). И Апостол, и ближние его, и миллионы христоверных ощущали себя свободными чадами Божиими в городе и в пустыне, за обильной трапезой и во время глада, в оковах и среди друзей. Ведь Дух Отца – Святой Дух Свободы – веял в душах их и спасал их от всякой порабощенности.
   За эту Золотую и Святую Свободу ты, воинствуя, умираешь, любимец и любитель Царства Небесного. Внешняя свобода – в своем государстве и в своем доме, под властью единокровных братьев – это только лишь символ Божественной Свободы духа; скорлупа, скрывающая ядро; луна, которая только отражает солнечный свет. Те, которые не имеют действительной, Золотой Свободы в себе, а борются только за внешнюю свободу, разве не бывают рабами в собственном доме и в своем государстве под властью единокровных и единоверных братьев? Разве это не призрачная свобода, которая ничем не отличается от чужеродного рабства? За такую иллюзорную свободу не отдается корона, а тем более голова. А ты, Князь, прибыл на это поле, чтобы положить и корону, и голову за Свободу, – но только за подлинную, Евангельскую Свободу.
   Тот, кто отдает свою душу за земное царство, делает то же, что и неразумный Исав, продавший первородство за чечевичную похлебку. Люди обычно воспринимают внешнюю неволю как некую потерю. Да, это действительно потеря, но чего? – Не души, но вещей, имения, власти. А если душа не утрачена, то и нет никакой утраты. Ведь все остальное – это всего лишь условия, через которые душа себя выражает. Если человек возлюбит Царство Небесное, тогда на всякое жизненное обстоятельство он будет смотреть как на возможность проявить свою любовь ко Господу.
   Так, два твоих видимых поражения впоследствии обратятся в две славные победы. Первое поражение – это гибель твоя и твоих воинов, а второе, плод первого, – рабство сербского народа. За первое поражение тебе и твоим воинам будет дарована святость на Небесах и хвалебная песнь на земле. За второе – через крещение в огне и крови – твоему народу будет даровано внутреннее духовное перерождение и внутренняя Золотая Свобода.
   Человек, бросающий семя в пахотную борозду, выглядит в глазах неразумного напрасно тратящим свое богатство, потому что он опустошает свои житницы. Однако прибыль подсчитывается не во время посева, но во время жатвы. Сегодня для твоего народа совершается великий посев на ниве времен. А когда наступит пора жатвы этого семени, брошенного ныне в землю, ты станешь свидетелем Небесной прибыли и возрадуешься за свой народ.
   Лучше жертвой приобрести Царство Небесное, чем лукавством царство земное. Нет такого лукавства ни на земле, ни в аду, которое могло бы превзойти Небесную Мудрость. Многие Царства земные сегодня воспринимают эту битву как великое и окончательное твое поражение. Но эта битва не окончена, она будет продолжаться еще долго, пока не наступит твоя решительная победа. Сколько бы ни радовались сегодняшние победители, – вся их радость обратится в грядущее поражение. Ныне твои противники смеются над твоим малым и слабо вооруженным войском, но придет время, и они онемеют от ужаса. Гордых и самонадеянных всегда ожидает непредвиденное падение.
   Небесная Мудрость дает своим врагам все преимущества в борьбе и как бы отходит в сторону, словно потерпевшая поражение, но, в итоге, рассеивает их подобно плевелам. Тонкие прутья Мудрости ломают железо врагов. Властный взмах Ее десницы возвращает тучи стрел туда, откуда они прилетели. Одним помыслом Своим Она поднимает павших и возвышает униженных. Она поддерживает угнетенных и милует сокрушенных. В Ее дыхании – непреодолимая сила, в руках Ее – все концы земли. Вознеслась Она над родом людским и хранит его подобно Матери, бдящей над колыбелью чада Своего. Кто может противиться Ей и остаться в живых? В чашу свободных народов Она добавляет горечь, а в чашу порабощенных – мед; но и то, и другое – в меру, чтобы лекарство не стало ядом. Мудрость любит тех, кто Ей служит, и помогает Своим возлюбленным в этом служении. Никто из сотворенных не может постигнуть и превзойти Горнюю Мудрость. Хорошо тому человеку, который возлюбит Ее в Царстве Небесном…
   Но время твое уже истекает, о, Князь, судьбоносный правитель своего народа...

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ,
в которой описывается исход Лазаря

   После этих слов Небесный Вестник воздвиг свои руки, произнес какие-то таинственные слова, и у Лазаря сразу же закрылись духовные очи. Но умирающий Царь уже не был, как прежде, изможденным человеком, – он чувствовал себя переродившимся и обновленным. Безстрашно взирал он на Косово поле и внимал всему происходящему. Душа его смирилась и просветилась Небесами, подобно тихим водам, в которых отражаются радужные высоты. Бой вокруг все еще продолжался, но он уже не затрагивал ни одной струны в лазаревой душе. Сердце Царя стояло выше земных печалей и радостей, а ум вознесся высоко над дольними помыслами. Весь мир лежал пред ним, словно пепел и прах. А его душа, будто искорка, отделилась от земли и навсегда удалилась от времени и пространства. И время, и пространство, как и все миры, ограниченные земными рамками, принадлежали этому пеплу. В своей душе Лазарь ощущал новую жизнь – безграничную Небесную радость. Он глубоко вздохнул и громко воскликнул: «Аминь!»
   Но что это за шум достиг слуха Князя? Что за победные восклицания? Толпа азиатских воинов бурлила и, словно пенистая волна, устремилась к султанову шатру. Что же так воодушевило кровожадных воинов Мурата? – Это новый трофей для нехристей и новая утрата для православных. И стражники около Лазаря завопили от восторга. Он приоткрыл отяжелевшие веки и увидел над приближающейся толпой крестовые хоругви Бошка Юговича. «Хоругви взяты в плен – значит, храбрый брат Милицы погиб. А, следовательно, с ним погибли и все его братья, и отец их – Юг Богдан», – так подумал Лазарь, но не опечалился.
   Хоругви стояли, воткнутыми в землю, пока слуги сообщали султану о трофеях. Потом толпа разошлась в две стороны, и к хоругвям приблизился сын султана Баязит на белом, как молоко, коне. Турецкие воины схватили крестовое знамение и постелили под ноги коню султанова наследника. Когда конь наступил на хоругвь, Баязит затянул золотую узду, чтобы тот потоптал крестовый стяг христианского войска. А наследник поднял голову к небу и воскликнул:
   – Аллах Акбар! (Бог Победитель!)
   В этот момент все войско одновременно пало ниц, ударив о землю челом, и громогласно повторило:
   – Аллах Акбар!
   Но что еще за шепот около Лазаря? Что за таинственные звуки, что за шуршание листвы, будто от ветра? – Умирал султан. И средь шепота слышался только один голос. Это сын умирающего султана отдавал приказ. Что же в этот час мог он повелеть? Битва завершилась, сыны Азии одержали победу… Новый султан повелел казнить плененного Царя, чтобы тот умер раньше «непобедимого Мурата». Гневно повторял Баязит свой приказ, выходя из шатра.
   Лазарь все слышал и понимал, но это его не трогало.
   Что за безпокойство? Что за суета? – Это сыны Азии ищут деревянный пень, чтобы отрубить Лазарю голову, но на ровном поле его найти невозможно. Баязит пылает гневом, угрожая палачу смертью.
   Лазарь понял, в чем дело. Он поднял правую руку и, ознаменовав себя крестом, громко произнес:
   – Христе Боже, прости за все и слава Тебе за все!
   Сказав это, христианский Царь выскользнул из рук турецких стражников и упал рядом с мертвым воеводой Милошем. Он лег ровно, растянувшись на земле и положив голову на грудь верного своего бойца. Увидев это, султанов палач был благодарен Царю за то, что тот избавил его от грозящей смерти. Он замахнулся кривой саблей и ударил ею по плечу Милоша, рассекая шею Лазаря.
   И два Небесных Посланника взметнулись ввысь с душою своего нового собрата – благоверного Царя Лазаря. Их приветствовала тихая песня святых обитателей Небес:

У земного царства век недолгий,
А Небесное – то Царство безконечно…

Из книги свт. Николая (Велимировича) «Косово и Видовдан»

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.