Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
ДУХОВНАЯ СОКРОВИЩНИЦА

О Божестве и Человечестве Иисуса Христа, Сына Божиего, Его воплощении и о Богоматери

Поучение преп. Иова Почаевского

(28 августа / 10 сентября с.г. празднуется 350 лет со дня обретения мощей Преподобного)

Вход в пещерный храм преп. Иова Почаевского
в Свято-Успенской Почаевской лавре

    День дни отрыгает глагол,
и нощь нощи возвещает разум.
Не суть речи, ниже словеса, ихже
не слышатся гласи их.

Пс. 18, 3

   Об этом говорит евангелист Лука. В шестой месяц после того, как Елисавета зачала во чреве Предтечу, Святая и Пречистая Дева Мария, приняв благовещение от архангела Гавриила, пришла к родственнице своей Елисавете и приветствовала ее. И тогда тотчас ожил и вострепетал младенец в утробе ее. Елисавета же Духом Святым начала пророчествовать, Давидски говоря: Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо <...> взыграся младенец радощами во чреве моем (Лк. 1, 43–44); милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче (Пс. 84, 11–12). Истина был Предтеча, поелику он был проповедником истины и, еще находясь в утробе матери, познал своего Владыку. Ибо он – от земли воссиял, будучи посеян отцом Захариею, а рожден материю Елисаветою. Правда же – Христос Бог. Он родился от Пречистой Девы по благовещению, безначальный от безначального Отца, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного; Он рожден только по плоти, а не сотворен, присносущен Отцу и Святому Духу прежде всех веков.
   Некоторые же жиды говорят, будто бы Господь к Своей премудрости сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Ясно уже, они обличают сами себя и неверие свое, так как и Соломон сказал: премудрость созда себе дом (Притч. 9, 1). Под Премудростию он разумеет Сына Божия, а под Храмом святым – пречистую и непорочную и безскверную Деву Богородицу Марию. Итак, если бы Сын Божий не был Премудростию Божиею, то Он не воспринял бы плоти. Итак, не подобает отделять Божество от человечества и человечество от Божества. Если же жиды и еретики отделяют, то для них скоро последует конец их погибели. Мы же как веруем, так и проповедуем. Итак, поелику Пречистая Дева не познала похоти, но сообщила Ему телесный состав, то Он зачался от Матернего и Владычнего естества; будучи истинным Богом, Он оделся плотию и стал истинным Человеком. Итак, поелику в Нем и человеческая немощь, и величие Божества: то Он Словом совершал, что Ему свойственно, а телом исполнял то, что свойственно телу; Словом творил чудеса, телом же принимал укоризну от иудеев. Для того Бог и соделался человеком. Ибо как Слово не лишилось чести равенства со Отцем, так и тело не удалилось от естества нашего рода. Ибо един Он есть истинный Сын Божий и истинный Сын Девы; принял плоть от Девы, нося божественную силу внутри. Итак, очевидно поэтому, что Он есть Бог, так как в начале бе Слово (Ин. 1, 1). Ибо не ведали Ангелы о Владычнем милосердии, которое Он хотел сотворить, принять плоть и родиться от Девы. Когда же Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, родился от Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, – ибо Он изволил родиться от колена Авраамова, от дочери Иоакима и Анны, из колена Иудина, – то посему во время плотского рождества Владыки Христа удивлялись Ангелы, радостно восклицая один к другому: «О милосердие! Как Он родился без отца плотию, будучи прежде вечен без Матери со Отцем присносущим? И безначально будучи рожден от Отца совершенным Богом, неоскудно же нося в Себе свойства Отеческого естества, Он опять от Девы является совершенным Человеком, по милосердию, восприняв всецело человеческое существо»? К Деве же опять тогда сказали Ангелы: «Как мы ублажим Тебя, Богородице, или как достойно возвеличим Тебя, что ты, будучи Девой, родила, как Матерь, и по рождении не растлила девства и не осквернила чистоты, но пребываешь Девою, Всепетая? Кто возможет, – сказали они, – изглаголать чудеса сего таинства? Но воздадим хвалу Обновляющему Адама». Итак, удивляясь в великой радости, воссылая хвалы, они говорили: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14).
   Итак, от племени Авраамова произошла Пречистая Дева, дочь Иоакимова, в которую вселилось Слово Божие, и Слово плоть бысть (Ин. 1, 14). Она есть Леторасль от колена Иудина (см.: Быт. 49, 9), Дочь Иоакима и Анны, святая, чистая, прекрасная, нескверная и непорочная. Когда еще не появлялось у Ней свойственного женщинам, Она, зачавши от Святаго Духа, родила Создателя тварей, и потом после рождения пребыла Девою. Хотя Господь наш Иисус Христос изволил родиться от колена Авраамова, от Дочери Иоакимовы, но не Авраамом благословятся все колена земные, а Богом, сотворившим Небо и землю. Ибо то не вера, если кто веровал в Авраама, но и самому Аврааму нужно было благословиться именем Иисусовым, так как от одного колена Иудина произошла Пречистая Дева, от Которой родился Господь. Им и благословились народы и крестились во имя Его. Итак, Господь наш Иисус Христос воплотился от Святаго Духа и вошел в утробу Девы Марии, чтобы спасти прельщенный род человеческий. И Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1, 14). Разумей же об этом плоде так, что Леторасль Эта родила истинного Бога и истинного Человека: ибо Он, имея два естества, Божество одел человечеством. Ибо поэтому для многих непонятен был путь Его, когда Иисус Христос Бог наш произошел из племени Иакова, родился от Пречистой Девы в Вифлееме Иудейском, во дни Ирода Царя. Ибо Он, – сказано, хочет совокупить горняя с дольными (см.: Еф. 2, 17).

Житие и поучения преподобного
и богоносного отца нашего Иова,
игумена и чудотворца Почаевского.
Свято-Успенская Почаевская лавра, 2001.


Ревнуя о благе целомудрия

Сщмч. Киприан Карфагенский

(память 31 августа / 13 сентября)

   Побуждаясь страхом, который внушает нам вера, и любовию, которой требует от нас братство, нужным считаю преподать совет не одним только девам или вдовицам, но и замужним, всем вообще женам: то, что есть делом Бога, Его творением и произведением отнюдь не должно быть искажаемо примесью ни золотистого цвета, ни черного порошка, ни румян, ни, наконец, другого какого бы то ни было состава, скрадывающего природные черты.
 

   Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Кто же дерзнет изменять и переобразовывать то, что сотворено самим Богом? Те, кои стараются преобразовать и переделать то, что образовал сам Бог, поднимают руки на Бога, не сознавая, что все, как оно рождается, есть дело Божие; а если в нем что-либо изменяют, то это уже дело диавола. Если бы искусный живописец изобразил на картине чье-нибудь лицо и весь стан со всевозможными телесными оттенками, а, по совершенной отделке портрета, другой живописец, почитая себя искуснее, наложил на его произведение свою руку, думая эту живопись исправить, – то последний причинил бы первому тяжкую обиду и возбудил бы в нем справедливое против себя негодование. И ты ли думаешь избежать наказания за твою безрассудную дерзость – за оскорбление Художника-Бога? Под льстивым притворством и обманчивыми прикрасами ты хочешь утаить от людей свое безстыдство и распутство; но чрез это ты становишься гнуснейшею любодейцею, осквернивши и растливши в себе дело Божие. Думая украсить себя, хитро убрать волосы, ты разоряешь этим творение Божие, предательствуешь истину.
   Вот что говорит Апостол в наше наставление: очистите ветхий квас, да будете ново смешение, якоже есте безквасни: ибо пасха наша за ны пожрен бысть Христос. Темже да празднуем не в квасе ветсе, не в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. 5, 7–8). Но может ли чистота и истина пребывать там, где чистое оскверняется поддельными нечистотами, где истинное претворяется во лжу поддельными составами? Господь твой говорит: не можеши власа единаго бела или черна сотворити (Мф. 5, 36). А ты вопреки слову божественному хочешь быть могущественнее своего Господа?! С дерзким покушением и святотатственным презрением ты красишь свои волосы: злополучное предвестие! Ты этим пророчишь себе в будущем огненные волосы и грешишь, увы, главою, то есть лучшею частию тела. И когда написано о Господе: глава Его и власи белы, аки ярина белая, якоже снег (Откр. 1, 14); ты уничижаешь седину, гнушаешься белизною, которой уподобляется глава Господня!
   Скажи мне, ужели поступая таким образом, ты не боишься, если Художник и Творец твой, в день общего воскресения, не признает тебя, отринет и удалит, когда явишься за воздаянием и наградою, и, укоряя строгим голосом Судии, скажет: «Это не Мое создание, это образ не Наш». Кожу ты осквернила поддельным притираньем, волосы изменила не свойственным цветом; вид твой искажен ложью, образ извращен, лице твое чуждо тебя. – Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие дал тебе Бог, но какие подделал диавол. Ему ты последовала; ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змия; враг убирал твои волосы, – с ним и гореть тебе! И неужели, скажите, рабам Божиим не надлежит думать об этом, всегда, и днем и ночью, страшиться этого?
   Замужние пусть обратят внимание на то, чем они обольщают себя, думая будто старанием нравиться они доставляют удовольствие своим мужьям: приводя мужей в оправдание свое, они только делают их чрез то сообщниками своего преступного замысла.
   По крайней мере, я думаю, что дев, к которым теперь обращена эта речь, – если они предаются таковой изысканности нарядов и убранств, – не следует и считать в числе девственниц, но как зараженных овец и больную скотину надлежит отлучать от святаго и непорочного стада девственного, дабы, живя вместе, чрез взаимное сообщение они не заразили прочих и, сами погибая, не губили и других. Итак, ревнуя о благе целомудрия, будем убегать всего вредного и соблазнительного.

Из «Книги об одежде девственниц»

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.