ИСТОРИЯ

Преп. Аристоклий Афонский

(память 24 августа / 6 сентября)

Старец Аристоклий на Афонском подворье в Москве

   Святой родился в 1846 году на Урале, в благочестивой крестьянской семье Амвросиевых. Родители, Михаил и Матрона, нарекли чадо Алексеем. Вскоре Алексей потерял отца.
   В десятилетнем возрасте после тяжелой болезни у мальчика отнялись ноги. Моля свт. Николая Мирликийского об исцелении сына, мать его, Матрона, дала обет уйти в монастырь, как только Алексей повзрослеет, и в этой жизни с ним больше не видеться. По молитвам матери, в день празднования Церковью памяти Святителя, 6 / 19 декабря, Господь исцелил отрока.
   Обет был исполнен: когда Святому минуло семнадцать лет, Матрона приняла постриг в России, а сам Алексей отправился на Афон.
   При пострижении послушнику Алексею нарекли имя Аристоклий – в честь Кипрского сщмч. пресвитера Аристоклия Саламинского. Более четверти века подвизался иеромонах Аристоклий в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе, а в середине 1880-х годов был направлен на его московское подворье. Десять лет он возглавлял подворье и был настоятелем часовни в честь св. вмч. Пантелеимона.
   Стараниями Старца на Афонском подворье с 1888 года начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских святогорских монахов. Благодаря его просветительской деятельности, русские монастыри на греческом острове, испытывавшие недостаток в числе братии, стали быстро пополняться новыми молитвенниками за землю Русскую, новыми подвижниками и столпами веры Христианской, среди которых был и будущий великий старец Силуан.
   В 1894 году из-за ложного доноса Старцу пришлось вернуться в родную обитель на Святую Гору Афон, где его избрали казначеем и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (к тому времени Преподобный уже принял схиму) стояло первым в списке кандидатов в наместники.
   Пятнадцать лет, пока Батюшка пребывал на Святой Горе, его духовные чада посылали письма в Синод и на Афон, умоляя вернуть им любимого пастыря. Наконец, собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.
   В 70-ти летнем возрасте Старец вернулся в Россию. К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике. В последние годы своего пребывания на Афоне он сблизился с послушником Ипатием (Ставровым). По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать Старцу в Москве. Отец Исаия стал не только келейником Старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья. Здания подворья на момент возвращения отца Аристоклия нуждались в ремонте, но средств не было, поскольку после его отъезда в 1894 году на Афон приход уменьшился и казна опустела.
   С возвращением Старца тысячи людей вновь стали приходить в часовню. С 1909 по 1918 годы на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом разместились монастырские службы и богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, Батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой им иконы Божией Матери «Скоропослушницы».
   В Москве и далеко за ее пределами хорошо знали о даре отца Аристоклия изгонять бесов, исцелять недужных, предвидеть будущее и даже воскрешать из мертвых силою своей молитвы к Богу. Об этом оставлено немало свидетельств. Вот лишь некоторые из них.
   Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки. Об этом он сам рассказал после кончины Преподобного старцу Даниилу из Донского монастыря.
   Однажды к отцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвого ребенка. Она поведала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах Святого. Мать везла ему свою больную доченьку в надежде, что Батюшка ее исцелит. Но в дороге девочка скончалась, и теперь женщина умоляла Старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства отца Аристоклия пред Господом и с верою ожидала чуда. И чудо свершилось: по молитвам Святого девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившее дитя и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: «Дай Бог Вам здоровья, Батюшка, дай Бог Вам здоровья!»
   Из воспоминаний матушки Варвары (Цветковой): «По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеимоновой часовне на Никольской <улице> совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье безконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет.
   Я часто с болью вспоминала, как за 10 дней до его кончины я была у него, и он как-то особенно тепло меня благословил: „Прощай, чадушко, прощай...“
   Как-то в разговоре о судьбе России после революции, я ему сказала, что надеюсь на Белую Армию. „Нет, не надейся, – сказал Батюшка, – потому что дух не тот“. Спрашивала я его о войне, которая тогда еще не закончилась, а он ответил: „А еще и другая будет... И ты узнаешь о ней в той стране, где будешь тогда... Что оружие немецкое бряцает на границе России“. Так и случилось, в Иерусалиме мы именно эти слова и прочитали. Конечно, по-английски. Батюшка дальше сказал так: „Только ты не радуйся еще. Многие русские подумают, что немцы избавят Россию от большевистской власти, но это не так. <...> Это будет потом, потом...“ Помню, еще раньше он говорил, что я не доживу до этого времени. А Россия еще будет спасена. Много страданий, много мучений предстоит. Вся Россия сделается тюрьмой, говорил он, и надо будет умолять Господа о прощении. Каяться в грехах, и бояться творить и малейший грех. Надо всеми силами стараться творить добро, хотя бы самое малое: „Ведь и крыло мухи имеет вес, – говорил батюшка, – а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда и явит Бог милость Свою над Россией“».
   Земная жизнь Cтарца закончилась 24 августа / 6 сентября 1918 года.
   Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году – иеромонах Феофан. Поэтому духовные чада Старца в 1922 году приняли решение о перезахоронении его мощей. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых Старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. Этот голубиный крест сопровождал Преподобного до самой могилы.
   Сейчас мощи святого Аристоклия пребывают в храме св. вмч. Никиты на Афонском подворье в Москве.

Православный календарь.

| christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Страдание сщм. Иринея, еп. Лионского

(память 23 августа / 5 сентября)

   Святой Ириней, епископ Лионский – один из замечательнейших Отцов и учителей Церкви.
    В истинах веры христианской святой Ириней первоначально был наставлен святым Поликарпом, епископом Смирнским, учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который передавал святому Иринею все то, что слышал сам от святых апостолов, бывших самовидцами и слугами Христовыми.
    Святой Ириней был пастырем овец Христовых в самые тяжелые времена, ибо тогда Церковь обуревали многие беды: нечестивые идолопоклонники подняли жестокое гонение на христиан, а безбожные еретики начали сеять смуты и несогласия в Церкви Божией.
    Святой Ириней терпеливо переносил ради имени Христова все притеснения от идолопоклонников, на еретиков же он грозно вооружился св. Писанием и поучениями Св. Отцов.
    Великую ревность проявил святой Ириней в обличении современных ему еретических лжеучений. Он написал множество сочинений, в которых дерзновенно обличал и опровергал заблуждения еретиков и раскрывал истины единственно спасительной веры – христианской. Самое выдающееся из всех его сочинений носит название «Против ересей».
    Главным основанием, на котором зиждется все христианское вероучение, «столпом и утверждением Церкви», по выражению Святого, служат четыре новозаветных Евангелия, написанные учениками и самовидцами Господа.
    Подлинно апостольских Евангелий, достоверных и непогрешимых, существует в Церкви только четыре, и «невозможно, – рассуждает святой Ириней, – чтобы Евангелий было больше или меньше, чем сколько их существует в Церкви».
    Священное Писание есть первый и самый главный источник веры и религиозного знания – истинный и непогрешимый и для всех обязательный. Правильное и безошибочное разумение Писания возможно только при руководстве святой вселенской Церкви, и в ней одной только можно найти истину. Такое же Божественное происхождение, как и Писание, имеет и Священное Предание, которое составляет другой источник веры – столь же истинный и непогрешимый и для всех обязательный, как и Священное Писание. Единственною хранительницею подлинно апостольского Предания может быть только вселенская Церковь в лице ее Предстоятелей. «Всякий, кто желает знать истину, – пишет святой Ириней, – должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили божественную истину и положили в нее все, что относится к истине. Только Церковь есть дверь жизни». По учению святого Иринея, только пастыри Церкви, законно рукоположенные, суть истинные учители и хранители истины, заключенной в Церкви.
    Такое значение Церкви – как единственной непогрешимой хранительницы и носительницы подлинно апостольского предания – Святой основывает на постоянном присутствии в ней Духа Святаго и на постоянном действии в ней божественных Даров и сил. Дух Божий, – поучал святой Ириней, – существует в Церкви с самого ее основания. Он есть как бы жизнь и душа Церкви; Он движет и управляет ею точно так же, как душа движет и управляет членами нашего тела. В Церкви положены Богом все необходимые служения – апостольство, пророчество, учительство, при помощи которых содевается спасение наше.
    В силу постоянного и непосредственного присутствия в Церкви Духа Божия Церковь не может погрешать или заблуждаться. Божественная Истина, заключенная в ней апостолами устно или письменно, всегда останется в ней одною и тою же, такою же чистою и божественною истиною, какою была она и при апостолах, потому что один и тот же Дух Святый действовал и в апостолах, действует и теперь в Церкви, в лице их преемников. Преемство апостольского звания сохраняется в Церкви повсюду и непрерывно, а вместе с ним и апостольское предание сохраняется в его чистом и неповрежденном виде.
    Так поучая и наставляя всех, святой Ириней спас многих от язычества и от еретических заблуждений; многих христиан наставил он на путь спасения, а иных укрепил к мученическому подвигу. Наконец, и сам святой Ириней был усечен за исповедание Евангелия и восприял славный венец мученичества.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития святых»