Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

Вопросы и краткие ответы о вере

и о прочем, необходимом для знания христианина

Творение свт. Димитрия Ростовского

 

Продолжение. Начало в № 15 (105)

 

В. Откуда вознесся Господь и видимо ли?
О. Вознесся видимо, с горы Елеонской, в виду учеников Своих, Богоматери и прочих жен.
В. Что значить Елеон?
О. Елеон-гора означает место, где растут масличные дерева; ибо на ней действительно растут масличные дерева, из которых делается елей или деревянное масло.
В. Божеством или Человечеством вознесся Господь?
О. Человечеством, потому что оно по Воскресении было обожено, прославлено, светловидно, сияющее Богоподобным светом.
В. Почему Господь Иисус Христос сел одесную Отца?
О. Потому что за Свое самопроизвольное смирение, за страдание и смерть не только принял сидение одесную Отца, но соделался и Судиею живых и мертвых.
В. Кто из человеков на Небе прославлен от Бога?
О. Пресвятая Богородица; а после Пресвятой Богородицы вместе с Ангелами Иоанн Предтеча; потом Апостолы и прочие Святые.
В. Почему Пресвятая Богородица выше всех Святых и Ангелов?
О. Потому что <Она> есть Матерь Спасителя мира.
В. Христос которого роду по Человечеству?
О. Еврейского, и не только Христос, но и Пресвятая Богородица и Апостолы.
В. Каким образом явился Дух Святый и когда?
О. Явился в виде голубине, при Крещении Господнем.
В. Почему?
О. Потому что голубь есть птица самая чистая, а Дух Святый любить чистоту душевную.
В. На Небе видят ли Бога души Святых?
О. Выну <всегда> видят лице Отца Небесного и о зрении Его веселятся.
В. В этом ли состоит их блаженство и мздовоздаяние?
О. В этом, как свидетельствует Псалмопевец: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Пс. 16, 15).
В. Итак, Святые восприняли мздовоздаяние прежде дня судного? Но Апостол говорит: да не без нас совершенство приимут (Евр. 11, 40), то есть прежде дня судного нет совершенного мздовоздаяния…
О. Прежде дня судного человеку совершенному нет мздовоздаяния совершенного, то есть – по душе и по телу, но есть мздовоздаяние частное, как и мучение осужденным в ад. После же дня судного будет уже совершенное мздовоздаяние – по душе и по телу.
В. Итак, есть частное мучение?
О. Есть.
В. Какое?
О. Отчаяние, чувствование Бога прогневанного, лишение вечных благ, места темные и ужасные, всегдашнее видение диавола и сожитие с ним и от него мучение души, огонь неугасимый, неумирающий червь совести.
В. Есть ли вера и надежда на Небесах – у избранных и Ангелов?
О. У Ангелов нет веры и надежды; ибо с того времени, как утвердились в благодати – увидели Того, в Кого надлежит веровать и надеяться. А так как выну видят лице Отца Небеснаго, то веры и надежды не имеют, потому что вера и надежда нужны для того, чего не видим. У избранных же Божиих также нет на Небесах веры и надежды; потому что, в Негоже вероваша, видят, и Егоже надеяхуся, имеют. Одна любовь у Ангелов и избранных пребывает вечно – безсмертна.
В. Что побудило Сына Божия воплотиться и умереть крестною смертию?
О. Любовь к роду человеческому.
В. Кого Царь Давид называет богами?
О. Апостолов, Пророков и всех избранных. Но они поэтому не равняются с Богом и не суть боги существенно, по природе, а только по причастию благодати Божией. Называются также и Цари богами, по причастию власти Божией на земле.
В. Почему Христос – совершенный Человек?
О. Потому что имеет тело и душу.
В. Где пребывают Святые мощи?
О. Которые известны, покоятся в местах избранных, в храмах Божиих и на Святом Престоле.
В. Сколько свойств Святой Церкви?
О. Четыре: Единая, Святая, Соборная и Апостольская; особенное же, высшее свойство Церкви – быть Телом Христовым, как говорит Апостол: вы есте тело Христово и уди от части (1 Кор. 12, 27).
В. Почему Церковь Едина?
О. Потому что у нее Один Бог, одна Вера, одно Крещение, одни Тайны и Заповеди и одно учение – Евангельское и Апостольское.
В. Почему Церковь Святая?
О. Потому что верует во Святаго Святых, имеет преданные от Христа Бога Тайны – Святейшие Святых, и кроме Церкви негде взять Святыни.
В. Почему Церковь Соборная?
О. Потому что собрана из народов всей вселенной, а не из одного народа, как прежде было, – из народа еврейскаго.
В. Почему Церковь Апостольская?
О. Потому Апостольская, что предана от святых Апостолов и имеет власть апостольскую, т.е. священство.
В. Кто создал и утвердил Церковь и на ком утвердил?
О. Христос на Самом Себе утвердил Церковь и устроил <создал>, и стяжал ее Кровию Своею.
В. Что показывает образ Божий в человеках?
О. Душа невидимая, разумная, живая, безсмертная и самовластная, над всею землею начальствующая, и три силы душевные – ум, слово и дух, как об этом преподобный Иоанн Дамаскин рассуждает (в слове, приложенном к книжице Правосл. исповедания, о св. иконах).
В. Объясни это яснейшим примером.
О. Как невидимы силы, существо и природа души, так и Бог невидим. Как душа есть существо разумное, так и Бог есть Господь разумов: кто разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть; О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! (Рим. 11, 34, 33). Как душа есть существо живое и безсмертное, так и Бог есть прежде веков и во веки живый и все оживляющий. Как Бог хотением Своим самовластен и всеми тварями обладает; так и человека сотворил самовластным, и да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и всею землею. Как Бог в трех Лицах, так и душа человеческая в трех силах – ума, слова и духа. Как слово от ума и как дух от ума; так Сын и Дух Святый от Отца. Как ум без слова и духа быть не может; так Отец без Сына и Духа Святаго не был никогда и быть не может. Как ум, слово и дух, три душевные силы, различны, но душа одна, не три души; так Отец, Сын и Святый Дух суть три Лица Божия, но Бог один, не три Бога. Как душа живет во всем теле, и нет ни одного члена без души; так и Бог Божеством Своим наполняет Небо и землю и весь мир, и ни одного места без Бога быть и существовать не может. Но Бог, не как душа в теле, – во всем мире вместиться не может, и если бы тысячи тысяч создал миров, то не вместился бы в них.
В. Значит, человек душою, а не телом создан по Образу Божию?
О. Да, собственно душою, хотя и не совершенно: кто бо яко Бог!
В. Для чего же в заупокойной стихире о мертвом теле написано: «Вижду во гробех лежащую, по Образу Божию созданную нашу красоту, безобразну и безславну?»
О. Стихира сия есть творение преп. Иоанна Дамаскина, который, в показанном выше слове о св. иконах, признает Образ Божий в душе, а не в теле; так же и во второй книге о Православной вере, в главе 14, он написал о человеке: «Еже убо по образу Божию умное являет и самовластное, еще же по подобию добродетели, по возможному подобие». Тот же Святый, в показанном Слове о св. иконах, написал: «Четвертый нрав иконы писания, начертания и образы, и типы воззиждающии невидимых и безтелесных телесно образуемых и мрачному знанию Бога же и Ангелов. Ангелов, т.е. безтелесных духов невидимых, не можем зрети, каковы они собою, того ради являются нам и пишутся в телесном образе, и тот образ хотя не просто, но по некоему прообразованию духовные силы во Ангелах: однако нарицается Ангельским образом». Так и о Боге должно рассуждать, как тот же Святой в книге 1-й, главе 11, рассудил, говоря: «Елика убо о Боге телесне глаголются, символически суть глаголанна, сиречь гадательно или знаменательно, имут же некий высший разум; просто бо Божество и безобразно. Очи убо Божии и вежди и зрак всех назирательную Его мощь и неутаенное Его знание разумеваем». (Современный перевод: «То, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы. Итак, под очами Божиими, веждями и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу и неизбежное <ни для какой твари> Его ведение, так как и мы чрез это чувство приобретаем себе совершеннейшее познание и убеждение». – Примеч. ред.). Так и о прочих телесных сказаниях о Боге Преподобный там пространно рассуждает, о чем и мы уже отчасти сказали. И оттуда надлежит признавать, что поелику Бог многочастно являлся пророкам в нашем телесном образе и в Писании Ему приписываются наши телесные плены: очи, уши и проч.; то, на основании сего, и телесный наш вид и красота может быть назван образом Божиим, впрочем, неточно и не собственно, как душа, но некоторым далечайшим примером и прообразованием, такоже и ради явления Бога Слова, по Апостолу: Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Нужно также рассудить, что душа человеческая, хотя есть и точный образ Божий, однако же следует ли в нее веровать? Тем более не должно веровать в телесные составы и в другие прообразования, созданные о Бозе, как то, например, тот же святой Дамаскин в показанном слове о св. иконах, написал: «Зрим же и в зданиях иконы, знаменующии нам мрачно Божественныя явления, яко егда глаголем Святую Троицу преначальную образоватися чрез солнце и свет, и луну...» (Современный перевод: «В тварях же мы образы, прикровенно показывающие нам Божественные отражения, так что когда говорим о Святой Троице, высшей всякого начала, то изображаем себе посредством солнца и света, и луча». (Три слова в защиту иконопочитания / Пер. с греч. А. Бронзова; ред. В.А. Крохи. СПб.: Азбука-классика. – Примеч. ред.).
Поэтому и солнце имеет в себе образ Божий; однако же, не будет ли безбожно веровать в солнце, как веровали или и теперь веруют персы и язычники? По чему другому и раскольники веруют в бороды и в два перста, как не по тому же обычаю и примеру – персидскому и языческому?
В. Можно ли назвать Отцом Христа Господа и Духа Святаго?
О. Можно; но нашим Отцом, а не в Божестве.
В. Почему нашим Отцом?
О. Потому что Христос искупил нас Кровию Своею; а Дух Святый осеняет Своею благодатию всякого верующего и освящает в Крещении и прочих Тайнах, и как Христос, так и Дух Святый вместе со Отцем есть Творец и Жизнодавец наш; потому как Отец, так и Христос и Дух Святый есть Отец наш. И молитва Евангельская: Отче наш, Иже еси на Небесех (Мф. 6, 9) относится ко всем трем Лицам Божиим.
В. Отец таков ли, как пишется на иконах, – старец и брадатый?
О. Никак не таков; но как ум в душе нашей неописан, так, тем более, Бог, создавший нас, не может быть описан красками. Но поелику являлся тако Пророкам и назывался Ветхий Деньми; то Святая Церковь, по общему согласию на Святых Соборах, узаконила так изображать и почитать, и в Лице Старца, Ветхаго Деньми, признавать Предвечного и Безначального, не имеющего начала и конца дней.
В. А Сын таков ли?
О. Сын имеет плоть человеческую, и есть совершенный Человек и Бог; потому и пишется, как явился, в образе человеческом, иногда в совершенном возрасте, иногда в младенчестве, хотя Божество Его, как Слово, не может быть описано.
В. А Дух Святый таков ли, каким являлся?
О. Не таков; только явление Его было в виде голубине, и мы благоговейно поклоняемся сему изображению Его; но Дух не может быть описан.
В. Когда веруем в Церковь, то в кого веруем?
О. Веруем во Христа – Главу Церкви, во учение Христово – Евангельское и Апостольское, в Святые Тайны, преданные Христом Церкви.
В. Молится ли Христос о нас ныне на Небесах?
О. Как Избавитель наш по Человечеству и на земле молился ко Отцу Своему, особенно на Кресте; и был услышан. Ныне же – на Небесах, во исполнение услышанной на земле молитвы, представляет всегдашнего Ходатая к Богу Отцу и Плоть Свою, пострадавшую, и вознесшуюся, и приносимую в безкровной жертве.
В. Кроме Христа, имеем ли других ходатаев?
О. Таких ходатаев как Христос и столько о нас ходатайствовавших не имеем, кроме Христа. Но к умилостивлению прогневанного о грехах наших Бога, по Христе и ко Христу, имеем великих ходатаев – Божию Матерь и всех Святых.
В. Был ли когда Бог Отец без Сына?
О. Не был; потому что, если бы когда был без Сына, то не был бы Отцем, так же и Сын не был бы Сыном, если бы был без Отца; но рождение Его есть неизглаголанное, т.е. предвечное, безначальное.
В. Где было благовещение о воплощении Сына Божия?
О. В Назарете.
В. Долго ли воплощалось предвечное Слово?
О. Во мгновение ока.
В. Кто назвал Пресвятую Деву Богородицею?
О. Елисавета, жена Захариина.
В. Какого языка слово Саваоф?
О. Еврейского.
В. Что <оно> значит по-русски?
О. Вседержитель, или Всемогущий, или Всесильный.
В. Чье имя Саваоф?
О. Всех трех Лиц Божиих, как учит Символ св. Афанасия: «Вседержитель Отец, Вседержитель Сын, Вседержитель Дух Святый, но не три Вседержителя, а один Вседержитель» и как Ангельское Славословие поет: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.