Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС

Комментарий русских православных христиан к «Исповеданию веры против экуменизма» Cобрания православных клириков и монахов Греции

   
Не так давно Собрание православных клириков и монахов Греции составило «Исповедание веры против экуменизма», которое в настоящее время размещено на сайте Собрания, чтобы его могли подписать все православные христиане, согласные с выраженной в «Исповедании...» точкой зрения (см.: http://oodegr.com/english/oikoumenismos/omologia_pistews.htm; оригинал на греческом http://www.impantokratoros.gr/343F71A2.el.aspx).
   В «Исповедании веры против экуменизма», в частности, говорится: «Те из нас, кто, благодатью Божией, вырос в окружении догматов благочестия и во всем следует Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, верят, что единственный путь спасения человечества содержится в вере во Святую Троицу, в учение Господа Иисуса Христа, в единстве с Его Телом – Святой Церковью. У нас, христиан, верующих во Святую Троицу, не тот же самый Бог, что и в любой другой религии, и не тот, что в так называемых монотеистических религиях, таких как иудаизм и ислам, которые не верят во Святую Троицу.
   Мы находимся на спасительном пути, когда следуем Святым Отцам и не переходим границ, поставленных ими. Мы придерживаемся без изменений всего, что постановили Соборы и Святые Отцы. Мы принимаем все, что они приняли, и отвергаем все, что они отвергли. Более того, мы избегаем общения с теми, кто вводит новшества в православное вероучение. Мы не добавляем к нему ничего, не исключаем из него ничего и никак не изменяем его.
   Мы заявляем, что папизм является лоном ересей и обманов. Современный папизм еще дальше отошел от церковного учения, чем средневековый, и после II Ватиканского собора повернулся к протестантизму.
   В настоящее время разрушены все границы, установленные Отцами. Нет больше разделяющей линии между ересью и Церковью, истиной и обманом. Даже ереси теперь называют „церквами“, а многие из них, такие как папизм, – „церквами-сестрами“. Благодать Святаго Духа теперь признается действующей и внутри еретических образований, а их крещение, как и другие таинства, считаются действительным. Анафематствования Соборов больше недействительны и должны быть вычеркнуты из литургических книг.
   Всеересь экуменизма принята многими православными Патриархами, архиепископами, епископами, клириками и мирянами. Поэтому мы объявляем, что каждый, участвующий в экуменическом движении, какое бы положение он ни занимал в церковной организации, выступает против традиции Святых Отцов и, соответственно, против них самих.
   Поэтому их <экуменистов> позиция должна быть отвергнута и осуждена всеми верными иерархами и верующими людьми».
   Среди подписавших «Исповедание веры» три митрополита, а также многочисленные архимандриты, монахи и священники Элладской Православной Церкви.
   Русский православный народ одобряет «Исповедание веры против экуменизма», принятое Собранием православных клириков и монахов Греции. Однако, к сожалению в нем содержится одна несообразность. В частности, в «Исповедании…» говорится: «Мы придерживаемся без изменений всего, что постановили Соборы и Святые Отцы. Мы принимаем все, что они приняли, и отвергаем все, что они отвергли. <...> Мы не добавляем к нему ничего, не исключаем из него ничего и никак не изменяем его». В данном утверждении содержится ложь касательно древнего святоотеческого календаря. Элладская Православная Церковь, чадами которой являются авторы «Исповедания…», отвергла принятый Святыми Отцами стиль летосчисления и приняла в свою практику экуменическое новшество – так называемый новоюлианский календарь.
   В XVI веке римский папа Григорий XIII, движимый сатанинской гордыней и превозношением над соборным разумом Церкви, предпринял календарную реформу. Суть ее заключалась в замене исконных церковных месяцеслова и Пасхалии на новые, якобы более точные. Вследствие этого папа нарушил целый ряд канонов Православной Церкви, чем навлек на себя святоотеческие анафемы.
   Правило 7-е святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, святый День Пасхи прежде весеннего равноденствия праздновати будет, да будет извержен из священного чина». А у католиков после введения нового календаря Пасха неоднократно выпадала на время, запрещенное данным каноном.
   Правило 1-е Антиохийского Собора, упомянув об определении Первого Вселенского Собора относительно празднования Пасхи, также запрещающим праздновать Пасху в один день с иудеями, завершается еще большими прещениями против преступников: «И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, – сказано в правиле, – но и всех, дерзающих быти в общении с ними».
   В 1582 году, сразу после введения папой Григорием XIII нового стиля, Вселенский Синод во главе с Патриархом Константинопольским Иеремией II строго осудил новое римское счисление за нарушение Священного Предания Церкви. А в следующем году Патриарх Иеремия II созвал Поместный Собор, на котором при участии Патриархов Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI и многих других православных митрополитов и епископов григорианский календарь и новая римская пасхалия были анафематствованы.
   В cоборном послании от 20 ноября 1583 года сказано: «Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой как определено, – сего ради становится причиною соблазнов <…>. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых Соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных».
   Заметим здесь, что Cобор анафематствовал не только новую римскую пасхалию, но и новый месяцеслов, по которому служат епископы, клирики, монашествующие и миряне Элладской Православной Церкви, составившие и принявшие вышеизложенное «Исповедание веры против экуменизма». А им, если они действительно стараются следовать во всем учению Cвятых Отцов, должно быть известно, что из-под соборной анафемы, когда она изречена справедливо и не противоречит учению предыдущих благочестивых Cоборов, иного выхода кроме покаяния и оставления заблуждений нет.
   А Отцы Поместного Собора 1593 года ни в чем не противоречили Святым Отцам, но, напротив, во всем руководствовались правилами Святых Апостолов и Вселенских Соборов. Потому их анафему игнорировать невозможно.
   Кроме того, введение так называемого новоюлианского календаря нарушает догмат о святости и непогрешимости Православной Церкви, который выражен в 9-м члене Никео-Цареградского Символа веры: «Верую <…> во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь».
   У всех народов принято менять что-то худшее на нечто лучшее. Папа римский Григорий XIII введением своего календаря показал, что якобы его календарь более точен и совершенен, чем святоотеческий юлианский календарь, по которому Церковь Христова до него служила шестнадцать веков. Следовательно, Святые Отцы Вселенских и Поместных Соборов все это время заблуждались и ввели в заблуждение всю Церковь Христову. Тогда получается, что Православная Церковь, которая по учению святого апостола Павла является «столпом и утверждением истины» (ср.: 1 Тим. 3, 15), ошиблась, погрешила. Но это хула на Церковь Божию и нарушение Православного вероучения о ее святости и непорочности.
   Несмотря на столь явное кощунство и ересь, Константинопольский патриарх Мелетий (Метастакис) в 1923 году принял папский календарь. Вслед за ним приняла его и Элладская Православная Церковь. Тем самым греческие отцы согласились с папой римским в его хуле на Церковь Христову, в том, что она будто бы погрешила, и этим нарушили догмат о святости и непорочности Церкви. А это разве не модернизм, обновленчество и экуменизм?
   По данной причине мы призываем епископов, клириков, монашествующих и мирян, подписавших «Исповедание…», если они искренно противостоят ереси экуменизма, осудить вместе с прочими ересями и новостильное отступление от учения Святых Отцов. Осудить и вернуться на святоотеческий юлианский календарь, которого до сих пор держатся в Иерусалимской, Русской, Сербской и Грузинской Православных Церквях, а также на Синае и на Святой Горе Афон. Тогда их слова о следовании без изменений всему, что постановили Соборы и Святые Отцы, будут соответствовать действительности. Пока же, до исправления указанных нарушений, мы не можем вместе с ними подписать их «Исповедание…».

Православные христиане
Русской Православной Церкви


Не переступайте границ, установленных Отцами

   Святые каноны – это святые стражи святых догматов, святые хранители Богочеловеческих святынь Богочеловеческой, Православной веры.
   В Богочеловеческом существе и жизни Церкви они необходимы и обязательны к исполнению. Об этом свидетельствуют и это подтверждают все святые Вселенские Соборы, все святые Поместные Соборы и Святые Отцы. Первое правило святого Четвертого Вселенского Собора гласит: «От Святых Отец, на каждом Соборе доныне изложенныя правила соблюдати признали мы справедливым». Только так может быть сохранена истинная и неискаженная Богочеловеческая, Православная вера. Святые Отцы святого Шестого Вселенского Собора в первом правиле повелевают: «Хранити неприкосновенну нововведениям и изменениям веру <...>, ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти». Во втором правиле те же Святые Отцы предписывают: «Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от Святых и блаженных Отец наших». «Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти, или, кроме предложенных правил, приимати другия, с подложными надписаниями составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовати истиною». Святые Отцы в 21-м правиле Гангрского Собора говорят: «Желаем, да бывают в Церкви вся принятая от Божественных писаний и Апостольских преданий». В своем Первом Каноническом Послании святому Амфилохию Иконийскому, правило 1, святой Василий Великий говорит: «Отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное, преемство». <…>
   Святой философ святитель Григорий Нисский говорит: «Доказательство нашего учения о вере – Предание Отцов, дошедшее до нас как преемство. Оно возвещено нам Апостолами через последующих святых». И он же назидает: «Вспомните Святых Отцов, которых мы, по благодати Божией, удостоились быть преемниками. Не переступайте границ, установленных нашими Отцами, и не предпочитайтетому позднейших учений, но приведите себя в согласие с древним правилом веры».

Собрание сочинений преп. Иустина (Поповича). Догматика Православной Церкви. Ч. IV. Экклесиология. Церковь – все-тайна Христова. М., 2006. С. 499, 507.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.