Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

Наука о чудесах

Святитель Николай Сербский

 

   

Предисловие

   Со времени Первой мировой войны и по сей день Православное Богомольческое движение в Югославии представляет собой целую духовную эпопею, еще не завершенную, но продолжающуюся. Суть этого Движения изложена в книге, предложенной читателю ниже. Те, кто его не знал, осуждали и высмеивали. Те, кто узнавал о нем поверхностно, относились к нему пассивно. Те же, кто хорошо его познавал, воодушевлялись им, возлагая на него великие надежды в отношении духовно-нравственного возрождения сербского народа.
   Среди последних – и я. В течение более чем 20 лет я сам активно участвовал в этом Движении и наблюдал за его деятельностью. Поскольку большинство известнейших участников Движения уже отошли ко Господу – кто умер своей смертью, кто скончался от мучений, причиненных фашистами и коммунистами, – считаю своим долгом, будучи старым их товарищем, рассказать новому поколению сербов, кем были сербские богомольцы. Еще хочу развеять мглу сомнений относительно православности и церковности Богомольческого движения. Хочу показать и доказать, что это Движение не было протестантским «ревайвлом», который, разгораясь, гаснет, но являлось долговременным духовным восстанием, естественно зародившимся изнутри, в душах человеческих, жаждущих Бога. Так оно постепенно расширялось и распространялось всюду между Сербами по Югославии.
   Должен сказать истину о сербских богомольцах еще и потому, что был определен святым Архиерейским собором руководить ими и опекать это Движение. Занимался этим полных 20 лет. Трудился над тем, чтобы это Движение простого народа очистить от спиритизма и всякого сектантства, ереси, раскола и кривоверства, которые намеренно вносились иностранцами, а сербами принимались по незнанию. Каждый год я обязан был докладывать Собору о состоянии и развитии Движения.
   Наше сербское Богомольческое движение самобытно и переплетается с народными традициями. Оно основывается на личных духовных переживаниях отдельных людей, в том числе и во время войны в период с 1912 по 1918 годы, – точнее на чудесах. Поэтому чудеса Божии – основная канва этой книги. Отсюда и название – «Наука о чудесах».
   Богомольческий центр в Крагуевце издал с 1919 по 1941 годы ровно 101 книгу, помимо ежемесячного журнала «Малый миссионер» и многочисленных религиозных брошюр и листков. Типографию этому центру подарил покойный Михаил Пупин.
   При составлении этой книги у меня под рукой не было всего необходимого материала, поскольку последние 10 лет я жил на чужбине. Поэтому книга составлена на основе немногих сохранившихся записей и личных воспоминаний.
   В наше время у западных народов, особенно в Америке и Великобритании, возрос научный интерес к мистике и ко всему потустороннему. Исцеление различных болезней при помощи веры и молитвы, неизвестные голоса, пророческие сны, необычные видения – все, что ранее считалось суеверием простого народа, теперь люди науки подвергают эмпирическим исследованиям, – все необычное, надприродное и чудесное.
   Сербскому народу не требуется доказательств, так как он сам из своего огромного духовного опыта может предлагать доказательства тем, которые их не знают. Выпуская эту книгу в свет, молюсь Господу Богу, чтобы она была полезна всем читателям: обрадовала верных, укрепила маловерных и вернула утративших веру к Истине.

Епископ Николай,
Нью-Йорк, 1952 год

   Часть 1
СОБОР В ДИВОСТИНЕ

   Где-то в 1930 году лета Господня состоялся Собор Богомольческого движения в монастыре Дивостин близ Крагуевца. После богослужения в церкви епископ благословил присутствующий народ и сел. Некоторые тоже сели, но большинство осталось стоять, как это и положено в храме. Отец Иоанн Рапаич, редактор богомольческого журнала и наш знаменитый духовник, открыл Собор такими словами:
   – Братия и сестры, думаю, что Ангельские Небеса сегодня радуются такому великому числу собравшихся здесь, в Дивостине, в этом удивительном «Девичьем стане». Наше Богомольческое движение, во-первых, является покаянным делом. И мы все здесь собрались ради покаяния.
Если, по словам Спасителя, велика радость на Небе об одном кающемся грешнике, то какова же радость от сотен кающихся! Бабочка радуется цветущему полю, пчела радуется цветущему саду, мать радуется дому, полному детей, а Бог радуется множеству Своего народа. И мы радуемся Богу. Наша наука – не наша собственная, но та, которая Евангелием объявлена миру. Мы своими духовными переживаниями только подтверждаем эту науку.
   На грешника прежде всего находит страх от Бога, от этого страха он приходит в покаяние, за покаянием следует надежда на Божию милость, а за надеждой – любовь, которая выражается в непрестанной молитве и добрых делах. Все это вы пережили или переживаете. И сами противитесь в себе ветхому человеку и радуетесь новому. Противитесь и восстаете против греха в себе и в обществе. Поэтому наше Движение названо духовным восстанием. Как сербы подняли восстание против агарян, так и мы, с Божией помощью, участвуем в духовном восстании против греха, который отравляет, убивает и отдельных людей, и весь народ.
   Свобода принадлежит человеку как хлеб и дыхание. Но если человек или народ освобождается только от внешних тиранов и остается под властью своих собственных грехов, – он добивается не многого. Это все равно, что выгнать чужую скотину из своего огорода, но пустить свою, чтобы поела весь урожай и оставила хозяина голодным на весь год. Мы восстаем против такой несуразицы. В этом смысл нашего православного Богомольческого движения или, как уже сказано, духовного восстания в сербском народе. Этим я открываю сегодняшний Собор и приветствую всех присутствующих, прежде всего – преосвященного Владыку, священство, гостей издалека и местных жителей. А также всех делегатов наших братств со всей державы и остальных наших членов.
   Потом слово было предоставлено брату Боже Чеперковичу.
   – Передаю вам приветствие от нашего братства во Врнице. Наше братство крепчает день ото дня – слава Богу. И народ, приезжающий в наши края на отдых, с радостью присоединяется к нам после службы Божией и слушает наставления о вере и духовные песнопения во дворе церкви. Некоторые из присутствующих выражают намерение организовать подобное Богомольческое братство у себя на местах. Некоторые призывают наших миссионеров посетить их братства ради духовного укрепления. И благодать Божия является между нами в силе. Как говорит апостол Павел: чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2, 5). А что есть сила Божия, как не чудеса Божии? Там, где не властна рука человеческая, власть имеет рука Божия. И что не может человек, может Бог. Ведь написано в Свидетельстве Истины: «Все возможно Богу».
   Расскажу вам об одном чудесном случае, произошедшем у нас. Один наш сосед лежал парализованный около пяти лет. Врачи не могли ему ничем помочь, и мы спросили у него разрешения собраться в его доме на молитву. Он согласился. Пришло где-то 30 человек из нашего братства. Читали, пели и проповедовали. Больной сначала внимательно слушал, а потом начал плакать. Затем стал искренне молиться вместе с нами Богу. Теперь он полностью выздоровел, и вот он здесь сегодня, с нами. Сами у него спросите, правду ли я говорю.
   Встал светловолосый юноша и простыми словами подтвердил все сказанное братом Божей.
   – Нужны ли большие доказательства нашей веры и нашего Богомольческого движения? Но нам требуется что-то постоянное и устойчивое. А это и есть Святая Православная Церковь. Она есть у нас и в нас. Никуда, братия, без Церкви не двинешься. Она есть источник живой веры, а вера в свою очередь становится источником всех чудес в наше время, так же как это было и в прежние времена. Только с ней и с ее благословения. Да не прельстит нас никакая пропаганда волков в овечьей шкуре.    Простите меня, грешного.
   Брат Бранко Симеонович:
   – Братия мои, и у нас в Боснии Господь показал много чудес в нашем Движении, так что не перестаем удивляться силе и милости Его. На прошлогодний Собор в монастыре Тавни к нам привезли одну немую девочку. Духовник собрал всех верующих людей, мужчин и женщин из нашего братства, чтобы коленопреклоненно помолиться Богу перед алтарем. Вечером же народ восклицал: «Проговорила! Проговорила!» Если бы не было таких событий, наша вера высохла бы как трава без дождя, но такие чудеса подобны весеннему дождю от Бога.
   Брат Жива Аночич из Шопича:
   – Я простой неизвестный человек. Нет у меня ничего, чем мог бы похвалиться, кроме милости Господа Иисуса Христа, пострадавшего ради нас и воскресшего. Его милость подвигнула меня на покаяние. Вот как это было.
   Однажды, когда зазвонили колокола, я увидел, что множество народа идет в церковь. Внезапно мне в голову пришла мысль: кто сошел с ума – я, который никогда в церковь не ходил, или народ, идущий туда каждое воскресенье? Кто-то из нас должен быть сумасшедшим. Неделями меня не покидала эта мысль. И каждое воскресенье я наблюдал со стороны за людьми, идущими в храм, задаваясь вопросом: кто же из нас сошел с ума? Мое сердце тогда было холодным, как лед, и твердым по отношению к любви Божией, как скала.
   Однажды услышал я, как одна женщина кричала на кого-то: «Да крещен ли ты, если так поступаешь?» И раньше приходилось мне слышать такие слова. Но тогда я будто услышал их по-новому. Теперь они гремели над моей головой подобно грому. «Крещен ли я?» – стал спрашивать сам себя. Конечно, крещен, только от своих грехов стал уже как некрещеный... Не буду затягивать свой рассказ, но в душевных терзаниях сел я за стол и стал писать на листе бумаги все свои грехи с самого детства. Углубившись в свое прошлое, исписал я целую тетрадь. Когда тетрадка закончилась, от стыда я не посмел идти на исповедь к приходскому священнику Харитону. Отправился я в Мачву, к отцу Туфегджичу, который был связан с богомольцами и крестоходцами. Передал ему тетрадку с грехами, он прочитал надо мной разрешительную молитву и дал хорошие наставления. Вернулся я в Шопич легкий как перышко, будто скинул с плеч мешок камней, и так радовался, что плакать хотелось от радости. С того дня считаю годы моей жизни. До того я был мертв, а с тех пор стал жив. Это, братия, самое большое чудо, произошедшее со мной. Поэтому нет толку от Крещения без покаяния. А когда человек начинает каяться, то приходит к нему желание выполнять все, что предписано Церковью. Так было со мной. И после моего покаяния, как только заслышу колокольный звон, сразу иду с народом в церковь. И часто себе повторяю: не народ сошел с ума, а ты был сумасшедшим. Ведь неверие есть безумие, по Святому Писанию.
   Отец Алекса Тодорвич:
   – Ваше Преосвященство, отцы и братия! У нас не светское заседание, чтобы только в разговорах проходило время. На наших Соборах речи сменяются песнопениями, а песнопения молитвами. По учению Божиего Апостола, Слово Христово да вселится в вас обильно, – а это не бывает без духовных песнопений, ведь сказано далее: научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнопениями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. 3, 16). Поэтому я бы попросил брата Божу как отличного певчего церковного хора в Врнице запеть одну из наших богомольческих песен, а мы бы ему все подпели.
   Все встают, брат Божа запевает, а присутствующие подхватывают:

Помоги нам, Вышний Боже,
Без Тебя мы жить не можем,
Ни пахать и ни копать,
Ни за правду воевать.
Помоги нам, Вышний Боже,
Без Тебя мы жить не можем,
Ни рождать, ни умирать,
Ни болезнь одолевать.
Помоги нам, Вышний Боже,
Без Тебя мы жить не можем,
Ни покаяться как надо,
Ни запеть с любимым братом.
Помоги нам, Вышний Боже,
Без Тебя мы жить не можем,
А с Тобой все постигаем,
К Жизни Вечной поспеваем.

Продолжение следует
Перевод с сербского
Екатерины Василевич

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.