ИСТОРИЯ

 

Священномученик Константин

(память 19 сентября / 2 октября)

   Константин Алексеевич Голубев, будущий священномученик Константин Богородский, родился в 1852 году в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии, в семье псаломщика, и во святом Крещении был наречен именем благоверного князя Константина Ярославского, Чудотворца. Отец его отошел ко Господу, когда мальчику исполнилось 9 лет. Вскоре Константин поступил в Саратовскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.
Когда Константину исполнилось 24 года, он вступил в Саратовское братство Святого Креста и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправился в качестве миссионера Братства в родное село Барановку, население которого находилось под сильным влиянием «старообрядцев». Константин Алексеевич был уверен, что отпадение от Церкви происходит только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Первым делом он основал в селе церковно-приходскую школу.
По благословению преосвященного Тихона в 1876 году он был назначен учителем русско-славянского языка Вольского Духовного училища и миссионером братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем просветительской библиотеки в городе Вольске. А еще через три года – противораскольничьим и противосектантским миссионером Саратовской епархии.
Деятельность Саратовского епархиального миссионера обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). 4 марта 1895 года он определил Константина Голубева в Богородск на протоиерейскую вакансию. 12 марта 1895 года епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и «старообрядцев». В том же году отец Константин вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного Комитета о тюрьмах и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных. Так, он совершал богослужение в тюремном храме до тех пор, пока туда не был назначен постоянный священник.
За обращение православных из раскола и сектантства отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 года его назначили председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства.
В 1897 году отец Константин Голубев был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа. Какие будут женщины в стране, – считал Батюшка, – какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и люди в России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году его избрали членом Богородского Комитета народной трезвости. При этом он не оставлял миссионерской деятельности.
Несмотря на серьезную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своих домочадцев. Семья у него была большая, дружная; дети – а их было семеро – воспитывались в строго православном духе. Две старшие дочери его были замужем за священнослужителями, старший сын, митрофорный протоиерей Константин Константинович Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Троицкого храма в Наташине, а младший, Леонид Константинович, окончил Московскую Духовную академию и позднее стал педагогом и директором средней школы.
Отец Константин был духовно близок сщмч. протоиерею Иоанну Восторгову (память 23 августа), часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а в дни приезды Государя Императора Николая II принимал участие в торжественных молебнах в Кремле.
После большевистского переворота начались жестокие гонения на Церковь Христову. Хотя новая богоборческая власть еще не вполне установилась в Богородске, отца Константина довольно быстро арестовали. Несколько дней его содержали под арестом в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия приговорили к смертной казни.
О подробностях гибели протоиерея Константина мы узнаем из доклада члена Всероссийского Церковного Поместного собора 1917–1918 годов В.П. Шеина – впоследствии сщмч. архимандрита Сергия. Мученический подвиг отца Константина и многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову явился для архимандрита Сергия примером свидетельства за истину «даже до крови».
В этом докладе мы читаем: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землей. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его; находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы отца не хоронили живым, но ничто не помогало, и злодейство было доведено до конца. Его засыпали живым».
Свидетели расстрела священника вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, безстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров. По свидетельству старшей дочери убиенного протоиерея Марии Константиновны, приговор привел в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, потом тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял ее за замученного священника и, выстрелив, убил ее, а затем застрелился сам.
Многие десятилетия место кончины отца Константина на опушке леса за городским стадионом почиталось благочестивыми жителями Богородска. Безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, но духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, приносили на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады, служили панихиды по убиенному протоиерею.
Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени. В конце 1995 года были открыты мощи отца Константина, а также останки убиенных с ним.
Священномученик протоиерей Константин Голубев был канонизован как местночтимый святой Московской епархии в 1996 году. На Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Мощи святого почивают в Богоявленском соборе, в котором он 23 года предстоял Престолу Божию.

«Православный календарь»

christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Сщмч. Григорий, просветитель Великой Армении

(память 30 сентября / 13 октября)

Рис. Д. Кузнецовой

   Святой Григорий родился в знатной семье, состоящей в родственных связях с Персидским царем Артобаном и Армянским царем Курсаром. Когда эти два царства поссорились между собой, Григорий удалился в Кесарию Каппадокийскую, где познал веру Христову, крестился и вступил в брак. От этого брака родилось двое сыновей: Ортан и Аростан, их обоих Григорий отдал на служение церкви.
После смерти жены Григорий вернулся в Армению и поступил на службу к царю Тиридату. Служил Григорий верно, за что царь его любил. Но когда последний узнал о том, что Григорий христианин, то рассердился весьма и стал требовать отречься от Веры Христовой и поклониться идолам. Не добившись желаемого словами, Тиридат подверг Григория жестоким мукам, а после мучений посадил в глубокую яму, наполненную ядовитыми гадами, чтобы его погубить. Но Всевидящий Бог хранил святого Григория в той яме целых 14 лет.
   Тем временем Тиридат продолжал гонения на христиан в своем царстве. Однажды со слугами своими он двинулся на женский монастырь, где находилось 37 сестер с игуменьей Гаянией. Когда всех монахинь погубили в жестоких муках, Тиридат лишился рассудка и стал подобен вепрю дикому. Его сестре вскоре во сне явился некий светлый муж и сказал ей, что сумасшедший ее брат не выздоровеет до тех пор, пока Григорий находится в яме. Извлеченный из ямы святой Григорий исцелил и крестил Тиридата.
   Потом Григорий, по желанию Тиридата, стал епископом Армении и с помощью царя, а прежде всего – с помощью Божией, просветил всю Армению и соседние земли Верой Христовой. Скончался святой Григорий в старости, примерно в 335 г.

         * * *

   Чудесные перемены происходят с людьми повседневно. Униженные за правду Божию возвеличиваются, а хулители веры Божией становятся ее служителями. Св. Григорий был брошен царем Тиридатом в глубокую яму. 14 лет провел Святитель в этой яме, забытый всем миром, но не оставленный Богом.
   Кто из людей мог бы подумать, что столь великое светило народа Армянского пребывает во мраке какой-то ямы? И откуда могло быть известно вероломному и могущественному царю Тиридату, что наступит день, когда Григорий, приговоренный им к смерти, спасет ему жизнь и окажет помощь, которой никто иной не мог оказать? Через 14 лет Бог являет Григория живым, и тот чудесным образом исцеляет сумасшедшего царя. Царь Тиридат, необузданный гонитель Христа, крестится и становится ревнителем веры Христовой. Можно сказать, что силою Божией и Григорий, и Тиридат извлечены из смрадной ямы: Григорий телом, а Тиридад душой.
   О, безконечная мудрость Божия в управлении судьбами человеческими! Дикий и страстный Тиридат настолько смягчился покаянием и облагородился верой Христовой, что характером больше стал похож на святого Григория, чем на самого себя до Крещения.

Свт. Николай Сербский
«Духовный Сад»