Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
КАЛЕНДАРНЫЙ ВОПРОС

Тот самый «восьмой вселенский»

 

   Среди православных верующих нередко можно услышать мнение, что грядущий «всеправославный» собор вряд ли станет тем самым «восьмым вселенским», о котором пророчествовали святые и на котором будет узаконено отступление от веры. Но известно множество фактов, опровергающих такую точку зрения. Приведем лишь один из них, касающийся календарного вопроса.
   В «Журнале Московской Патриархии» («ЖМП») за 1972 год опубликована статья «На пути к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви». Не секрет, что подготовка к «восьмому вселенскому» ведется давно, и тогда, в 1972 году, при жизни небезызвестного митрополита-экумениста Никодима (Ротова), умершего у ног римского папы, она была особенно оживленной. Сейчас «у руля» нашей Русской Православной Церкви, попущением Божиим, стоит ближайший ученик и последователь митрополита Никодима – Патриарх Кирилл (Гундяев), поэтому этот процесс опять возобновился.
   В упомянутой статье «ЖМП» сообщается, что на IV Всеправославном Совещании в Женеве 8–15 июля 1968 года было принято решение о создании специальной Комиссии по подготовке «Святого и Великого Собора», в которую должны войти представители всех Поместных Церквей в составе одного иерарха и одного консультанта. Ниже опубликован утвержденный список участников. Русскую Православную Церковь, как и следовало предполагать, – представлял митрополит Никодим (Ротов).
Приведем выводы первого, состоявшегося в 1971 году, заседания этой Комиссии по теме календаря.

   Текст: Вопрос о календаре и Пасхалии изучался в Комиссии на основе докладов Русской и Элладской Церквей «Календарная проблема. Ее изучение в свете решений Первого Вселенского Собора о Пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе», отзывов на эти доклады Румынской, Болгарской, Кипрской и Чехословацкой Церквей, а также на основе высказываний членов Межправославной комиссии. Вопрос о календаре не является вопросом догматическим и рассматривается с канонической и пастырско-практической сторон.
   Комментарий: О том, что календарный вопрос является догматическим, см. «Календарный стиль и догматика Церкви» (http://sobor8.ru/24sen-09-styl.html). Экуменисты же утверждают, что он канонический и «пастырско-практический». А каноны у них, как известно, могут «не работать», и в своей пастырской практике они допускают отступления от Правил Церкви, ничтоже сумняшеся.

   Текст: В канонических правилах нет предписаний о календаре как таковом, а имеются лишь указания для Пасхалии.
   Комментарий: Верно. Однако помимо письменных правил существует неписанные, составляющие Священное Предание. Среди них и юлианский календарь. «Старый стиль есть исконный, первоначальный, древнехристианский. Он унаследован от времен Апостольских по Священному Преданию древнейшей Церкви и положен в основу как христианского летосчисления Первым Вселенским Собором (325), так и определения празднования Святой Пасхи со всеми зависящими от нее праздниками и постами. <…>
Доказательство: „Предания установлены для нас Писанием или без Писания; также и переданные догматы имеют одинаковую силу с письменными“ (Синтагма Властаря, 2, 7). „Храним ненововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные Предания“ (Деяния Вселенских Соборов. Т. IV). „Мню, яко Апостольское есть и сие: да держимся неписанных преданий“ (ср.: 1 Кор. 11, 2; 2 Сол. 2, 15; 3, 6) (92-е Пр. свт. Василия Великого)» (см.: «Краткие канонические суждения о летосчислении» свт. Феофана Полтавского).

   Текст: Древняя Церковь придерживалась календаря Римского государства.
   Комментарий: Очевидно, это аргумент в пользу введения нового календаря, так как из него следует, что надо переходить на гражданский (григорианский) календарь, введенный в нашей стране богоборцами после революции. Либо это прозрачный намек на необходимость сближения с еретиками-католиками, придерживающимися того же григорианского календарного стиля.

   Текст: Не существовало и не имеется абсолютно точного календаря. Юлианский календарь отстает от тропического года (от одного весеннего равноденствия до другого) на 1 сутки за каждые 128,2 года (средняя продолжительность года равна 365,2500 суток), григорианский – на 1 сутки за 3300 лет (средняя продолжительность года равна 365,2425 суток), исправленный юлианский календарь – на 1 сутки за 43 000 лет (средняя продолжительность года равна 365,2422 суток).
   Комментарий: На вид специально выставляется астрономические преимущества григорианского и, особенно, новоюлианского календаря над святоотеческим юлианским. Но «кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных» (см.: Анафема Великого Собора 1583 г. на последователей «нового» (григорианского) календаря).

   Текст: Как известно, по вопросу о календаре нет единого мнения в Православии.
   Комментарий: Это явная клевета экуменистов на Святую Православную Церковь. В ней есть одно единственно верное мнение по вопросу календаря – это мнение Апостолов и Святых Отцов, переданное всем православным христианам в письменных (Апостольские правила и святые каноны) и устных (Священное Предание) заповедях.

   Текст: Памяти «непереходящие», месяцесловные в одних Поместных Церквах (Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская) совершаются по старому юлианскому календарю. В других (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Чехословацкая, Американская, Финляндская и Японская) – по новому, принятому в 1923 году исправленному юлианскому календарю, пока полностью совпадающему в датах с григорианским календарем. В пределах некоторых Автокефальных Церквей, принявших этот новый календарь, частично сохраняется, по благословению церковной власти, применительно к местным условиям, и старый календарный стиль, и наоборот. В пределах СССР, например, не говоря уже о загранице, некоторые приходы русской Патриаршей юрисдикции по своей традиции или по благословению священноначалия придерживаются нового календаря.
   Комментарий: В истории Русской Православной Церкви не было приходов, где бы служили по новому стилю; это делали только обновленцы.

   Текст: Также и в вопросе празднования Пасхи в Православных Церквах не имеется единого мнения. Так, некоторые западные православные приходы и Финляндская Православная Церковь празднуют Пасху по григорианскому календарю.
   Многообразие в богослужебной практике и церковных обычаях – в принципе приемлемое явление в Православии постольку, поскольку в многообразии внешних форм оно являет внутреннее органическое единство Православной Кафолической Церкви. Но многообразие в календаре, и особенно в праздновании Пасхи, – иное явление, поскольку оно вызывает ослабление внутреннего единства. С древнейших времен своей истории Церковь предпринимала много усилий для преодоления различия в определении времени празднования Пасхи. Сохранились церковные правила о Пасхалии: 7-е Апостольское и 1-е Антиохийского Собора. Последнее содержит ссылку на определение о Пасхе Первого Вселенского Собора, не дошедшее до нас.
   Комментарий: Верно, в вопросе календаря необходимо соблюдать единство, заповеданное Святыми Отцами. Однако единство должно быть в Истине, а не в отступлении от нее, т.е. все новостильные Церкви должны вернуться на юлианский календарный стиль, а не наоборот – те, кто придерживается его, перейти на новый. Ведь новый календарный стиль (и григорианский, и новоюлианский) никак не совмещается с Пасхалией, установленной на Первом Вселенском Соборе. Например, в новостильных церквях сокращается Петров пост, а в те годы, когда Пасха поздняя, он и вовсе упраздняется. Нередко у новостильников Благовещение выпадает на Первую Седмицу Великого Поста, что приводит в замешательство уставщиков. Или же память сорока Севастийских мучеников, где поются постные стихиры, приходится на масленицу или мясоед. Разве это не кощунство?

   Текст: Но свидетельства современников и участников Никейского Собора, как и два вышеупомянутых правила и церковная практика, дают основание считать, что древняя Церковь утвердила определять дату Пасхи (пасхального воскресенья): а) в зависимости от момента весеннего равноденствия (после него), б) от фаз луны (после полнолуния), в) независимо от раввинских календарных вычислений и даты еврейской пасхи.
   Комментарий: Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме пишет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия; второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы». (Алф. Синт., VI, 420) (см.: «Когда праздновать Пасху?» (http://sobor8.ru/04okt-09-pasha.htm)).

   Текст: Межправославная комиссия предлагает, чтобы празднование Пасхи совершалось одновременно всей Православной Церковью: в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
   Комментарий: Т.е. фактор иудейской пасхи намеренно упущен из вида, так как по григорианской пасхалии пасха зачастую совпадает с иудейской. Например, в XIX веке католики праздновали одновременно с иудеями в 1805, 1825, 1853, 1854 годах.

   Текст: Для лучшего выполнения канонических постановлений о связи даты Пасхи с временем весеннего равноденствия нужен календарь, по возможности более точный в тропическом отношении. По мнению астрономов, самым точным календарем на сегодня является исправленный юлианский. Лучший путь к решению календарно-пасхальной проблемы состоит в принятии всеми Поместными Православными Церквами этого исправленного юлианского календаря как для неподвижных праздников, так и для Пасхалии.
   Комментарий: Вот так «ненавязчиво» экуменисты подвели всех православных к необходимости принятия григорианского календаря, но с другим названием – исправленный юлианский, новоюлианский – чтобы оправдаться перед ревнителями святоотеческих постановлений.

   Текст: Соборное всеправославное решение о едином календаре и единой Пасхалии желательно, ибо оно было бы обязательным для всех Поместных Православных Церквей. Однако, признавая заслуживающими внимания высказывания и заявления представителей некоторых Поместных Православных Церквей о существующих пастырских трудностях в деле непосредственного перехода на новый календарный стиль, Межправославная комиссия считает целесообразным постепенное осуществление этого решения оставить на усмотрение Поместных Церквей.
   Комментарий: Проще говоря: принимая во внимание, что не все православные согласятся отступить от переданной Святыми Отцами веры и у экуменистов возникнут «пастырские трудности» с «темной, непросвещенной» народной массой, сразу ввести это отступление не получится. Придется это делать постепенно.

   Текст: Комиссия с удовлетворением отмечает распространенный обычай, по которому в некоторых областях, где та или иная Поместная Церковь употребляет церковный месяцеслов и Пасхалию по исправленному юлианскому календарю и где на той же территории находятся общины или приходы другой Православной Церкви, следующие старому юлианскому календарю и Пасхалии, последние применяются к официальной системе, и наоборот. Желательно, чтобы такой обычай стал всеобщим во всех Церквах, как первый шаг к совместному празднованию Пасхи.
   Комментарий: Т.е. если, например, православные христиане Русской Церкви, придерживающиеся юлианского святоотеческого календаря, живут в Греции, Комиссии «желательно», чтобы они тоже стали новостильниками.

   Текст: Комиссия рекомендует также совместное изучение вопросов о календаре и Пасхалии с неправославными христианами в надежде достигнуть в будущем соглашения о праздновании великих христианских праздников одновременно всем христианским миром.
   Комментарий: Это уже более откровенно. Конечная цель становится абсолютно ясной – объединение с еретиками-латинянами, протестантами и другими хулителями Господа Иисуса Христа и Его учения.

   Читая эти документы, уже не возникает сомнений, что на «восьмом вселенском» соборе не будет таких архипастырей и пастырей, которые выскажутся в защиту святоотеческого календаря. Поэтому «великий собор» станет тем самым, о котором пророчествовали святые Божии, говоря, что он примет еретические новшества.

По материалам сайта
«Восьмой вселенский»: http://sobor8.ru

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.