ИСТОРИЯ

 

Собор Волынских святых

(память 10 / 23 октября)

Рисунок Д. Ивановой

   В 10-й день месяца октября, когда воспоминаем мы о возвращении Почаевской лавры из латинской унии в Православие, празднуется и Собор святых угодников Волынских. Да и когда в лавре Почаевской всего благопристойнее прославлять родных своих Угодников, как не в тот именно день, когда на горе Почаевской воссиял свет Православия, которое эти Святые содержали и утверждали на Волыни всей своей душой, жизнью и самими делами?!
   Великими и высокознаменательными чертами запечатлена история Православной Церкви Христовой на Волыни. Существовавшая еще со времен святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных внешних событий и обстоятельств: религиозных, политических и гражданских. Волынь пережила и тяжелые смуты княжеских междоусобиц удельного времени, и жестокое татарское иго, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов... Но непоколебимым терпением, мечом, кровью оберегали наши предки свою национальность, свою родную Православную веру.
   Волынская Церковь богата святыми мужами, прославленными Самим Господом за свои высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России. Это св. блгв. Ярополк, князь Владимиро-Волынский, преп. Стефан Печерский, епископ Волынский, св. Амфилохий, епископ Волынский, Печерский чудотворец, преп. Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский, св. прав. дева Иулиания Ольшанская, княжна из Домбровицы, преп. Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский, и св. прмч. Макарий, архимандрит Овручский. Из других св. угодников, принимавших ближайшее участие в исторических судьбах Волыни, прежде всего известны свт. Петр, митрополит Киево-Московский, чаще всего воспоминаемый в нашей отечественной истории как уроженец и игумен Волынский. В самом ближайшем родственном отношении к земле Волынской находится свт. Иннокентий, епископ Иркутский, который, по преданию, происходил от древней волынской дворянской фамилии Кульчицких.
   Вследствие векового неразрывного единства, в каком Волынская земля всегда находилась с остальными русскими областями, непрерываемому в самые трудные времена польского засилья в пределах Западной России, на Волынь из России непрестанно приходили то князья, то всероссийские первосвятители, архипастыри и другие подобные им лица.
   Среди них, прежде всего, надобно упомянуть св. равноапостольную княгиню Ольгу, которая известна усмирением древлян, живших в пределах Волынской губернии. За сим следует св. равноапостольный князь Владимир, просветитель Волыни и основатель многих ее городов и храмов. Также нужно вспомнить преп. Николу Святошу, князя Черниговского, в 1099 году бывшего князем Луцкого удела на Волыни и сверх сего в различные времена княжившего в Дорогобуже, Пересоннице (Ровенского уезда) и в других местах древней Волынской области. И многие-многие другие святые посещали Волынскую епархию или для «смотрения и наставления», или же занимались устроением Волынской Церкви в смутные времена.
   Наконец, даже святые и равноапостольные братья-просветители славянские Кирилл и Мефодий находятся в непосредственной тесной связи с Волынской землей, т.к. в числе других стран они посылали проповедников и в пределы Волынские, вследствие чего, по сказаниям древних писателей, пределы Моравской епархии св. Мефодия простирались в самую глубь этой земли, до рек Буга и Стыри.

«Православный календарь»

christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Воспоминание Седьмого Вселенского Собора

(память 11 / 24 октября)

   Седьмой Вселенский Собор состоялся в 787 году, в Никеи, во время царствования благочестивой Ирины и сына ее Константина и во времена Патриарха Тарасия. Этот Собор окончательно утвердил иконопочитание, основываясь на Святом Писании, свидетельствах Святых Отцов и достоверных примерах чудесных явлений от святых икон. Между другими примерами епископом Кипрским Константином был приведен следующий чудесный случай.
   Однажды один чабан из города Констанция вывел на пастбище свое стадо и увидел поблизости икону Пресвятой Богородицы, украшенную цветами от правоверных. «Зачем воздают такую честь доске?» – с негодованием сказал чабан, т.к. он был воспитан в иконоборстве. И, ударив по святой иконе железной палкой, повредил на лике Богоматери правое око. Но как только повернулся, чтобы уйти, споткнулся, упал и наткнулся правым глазом на ту же самую железную жердь. В город чабан вернулся с одним глазом, со слезами восклицая о том, что его постигло наказание от Богородицы.
   Еще Седьмой Вселенский Собор постановил, что в антиминс нужно непременно добавлять святые мощи мучеников. На Соборе присутствовало 367 Отцов. За их святые молитвы да помилует и спасет нас Господь Иисус Христос.


Свт. Николай Сербский
«Духовный сад»