Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
НЕБЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ

«Возненавидех церковь лукавнующих»

Сказание о страдании 26-ти Зографских мучеников

 

 Продолжение. Начало в № 20 (110)
   

   Мучители, окружив со всех сторон обитель, стали кричать находящимся в пирге:
   – Отворите нам, отворите! Но игумен сказал им:
   – Мы не знаем вас, откуда вы.
   Мучители ответили:
   – Мы – Христовы рабы и пришли обратить соблазненных на путь истинный.
   Святой же опять сказал:
   – Отступите от нас, делающие беззаконие, потому что Апостол говорит: если бы даже <....> Ангел с Неба стал благовествовать вам не то, что мы благовестили вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). Кто другого учителя ищет? – Никто, кроме тех, которые явно безумствуют. Вы скажите нам о своем учении, и если оно будет от Бога, мы присоединимся к вам и примем вас, как братию; если же не от Бога, – то уходите от нас.
   Тогда еретики отвечали:
   – Мы от Бога и в Господа Иисуса Христа веруем, и Святое Евангелие Его учим; посланы же мы от блаженнейшего папы римского, который есть глава Церкви, сказать вам, безумным, непонятное для вас, чтобы вы поумнели и поняли уставы церковные и верно читали в святом Символе, т.е. в «Верую во Единаго Бога Отца...», что Пресвятый Дух исходит от Отца и Сына; и на святой проскомидии приносили пресный, а не квасный хлеб; чтобы священники ваши брили бороды, дабы и этим не согрешали в службе Божией, так как они женихи Церкви. Если все это исполните, то получите от Вседержителя очищение и мы ради вашего покаяния умилосердимся; если же нет, то безпощадно погубим вас, чтобы вы не занимали напрасно места на земле.
   Это и многое другое в этом роде говорили еретики. Преподобные же отвечали им следующее:
   – Мы хотим найти истину и не обращаем внимания на ваши соблазны и безумие, поелику не боимся и не страшимся ваших угроз, потому что написано, что бояться нужно одного Бога, а человека нечего страшиться, и смело говорим: никого нет против нас, если с нами Бог, Который праведен и правду возлюбил.
   Сам Господь наш Иисус Христос в Святом Евангелии говорит: когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26); и опять: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век (Там же. 14, 16); и еще: это сказал Я вам, находясь с вами; Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научить вас всему и напомнить вам все, что Я говорил вам (Там же. 25–26).
   Эти слова Преподобные повторяли несколько раз для доказательства истины и чтобы заградить уста тем, которые говорят, что Дух Святый исходит и от Сына. Ко всему этому Преподобные присоединили еще и следующее:
   – Если же и этому не верите, духоборцы, то научитесь у Крестителя и Предтечи Иоанна, который видел Святаго Духа, сходящего в виде голубя с неба и пребывающего на Сыне; видите, что от Отца только Дух исходит. Это учение содержит наша Мать – Святая Вселенская Апостольская Церковь и напаяет всех своих чад тем, что истекает от Божественных уст Христа, сказавшего: идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15–16). И еще: посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческаго, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31–32).
   Святым Духом все Пророки, Апостолы и Учители, будучи научены проповеди, крестили и научили Православной вере в разных концах вселенной и передали правоверным признавать четырех Евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Кто же присоединяет пятого евангелиста, тот да будет проклят. «Кто соблазняет одного из братий, – говорит Спаситель, – достоин мучения», а кто всю вселенную соблазняет, как вы, какое оправдание тот найдет, чтобы избежать справедливого мучения? Который из Семи богоизбранных Соборов говорит, что Дух Святый исходит от Отца и Сына? Или который из них постановил правилом, чтобы мы приносили опресноки и стригли волосы на бороде, как вы утверждаете?
   Будучи исполнен семи лукавых духов (в противоположность Семи Соборам), в какого Христа ты учишь веровать, духоборец, преподавая не Евангельское, а антихристово учение?! Но пятого евангелиста мы не находим, кроме Магомета Сарацинского, предтечи антихриста, который раньше вашей гибельной ереси произвел плевелы.
   А что касается ваших опресночных мертвых жертв, то это иудейский обычай. Вот вы скажете: разве Христос не ел пасхи, будучи опоясан и держа посох в руках, по Писанию? Да, – скажем мы, – Он ел пасху, но упразднил ее, как обрезание и многое другое, и потом, сидя с двенадцатью учениками, установил Свою Пасху. Во время Вечери Он, взявши хлеб и благословив, преломил и дал Своим ученикам, говоря: приимите, ядите, сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26) и проч. Вот истинное Таинство. Сказано: взял хлеб, т.е. квасный, а не пресный, как вы противозаконно делаете и служите и держитесь Аполлинариевой ереси.
   Брить же волосы на бороде мы не научились ни из Ветхого Завета, ни из Нового, потому что в Ветхом Завете от первосозданного человека, праведников и пророков и до Самого Господа нашего Иисуса Христа нет об этом никакого постановления; в Новом же ни Сам Христос, ни Апостолы об этом ничего не говорили, а также ни одним из святых Соборов это не было постановлено, ни правилами указано, что можно видеть и слепому.
   Тебе же, окаянный духоборец, лучше бы не браду, а язык отрезать, чтобы он не изрекал хулы и соблазна и не приводил бы других вместе с тобою к погибели; лучше пусть сгниет худой член, дабы не повредил хороших.
   Вредят не волосы в бороде, но то, что исходит извнутри и из лукавого сердца, а именно: злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельство и хулы, находящиеся в вашем помраченном уме, – это, а не волосы на лице, оскверняет всякого человека, а тем более священника.
   Женихов Церкви не много, а Един, Который придет в полуночи судить живых и мертвых: живых – православных, мертвых – еретиков, каждого по его делам.
   Просим, однако, вас, други, познайте истинную Православную веру, которая есть жизнь и просвещение наших душ, и следуйте ей так, как Святые Отцы и священные Соборы, приняв эту веру от Святых Апостолов, нам передали и узаконили в святом Символе, присовокупив: «Если кто отнимет или приложит к нему, да будет проклят». А от этого греха (нарушения Символа) никто не может разрешить преступников и освободить от приготовленных мучений. Послушайте, возлюбленные, и перейдите от зла к добру, дабы не подвергнуть своих душ мукам вечным».
   Но для беззаконных латино-папистов эти слова блаженных мужей были так же неприятны, как для волков камни из пращи; они бросились к ним и зажгли со всех сторон святую обитель. <…>
   Преподобные и богоносные отцы наши, подобно трем отрокам окруженные пламенем, стоя на башне, воссылали молитву ко Христу, говоря:
   – Владыко, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Единородный Сыне и Слове Божий, давый Себя, яко Агнца непорочнаго на заклание за род человеческий! Ты, Господи, излиявый пречестную Кровь Свою ради Церкви Твоея и рекий, яко врата адова не одолеют ея, сохрани Церковь Твою от волков, губящих ю. Умножи, Господи, достояние Твое по всей вселенней от конец и до последних земли; ересь сию низложи силою Пресвятого Твоего Духа; Жребий Пречистыя Твоея Матери соблюди непреклонен и нерушим во веки; пребывающия же в нем освяти и прослави с Тобою, милующия их помилуй; кровы святых Твоих воздвигни во славу Твою и в память нашу; и сию молитву от уст наших приими, яко кадило благоухания, и призри на ны, якоже призрел еси на жертву Авраамову и на всесожжение Иеффаево, и восприими ны, яко благ и человеколюбец.
   По окончании молитв был свыше голос: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небеси».
   Мучители, услышав этот внезапный голос, ужаснулись, но мрак, лежащий на их умственных очах, помешал им понять случившееся, так как Дух Святый, Которого они хулили, не пришел разогнать этот мрак.
   Блаженные отцы предали души свои в руце Божии, скончавшись «во огни пламенни» 10 октября 1276 года от Рождества Христова.
   Всех святых страдальцев числом было 26; из них монахов было 22 и 4 мирянина. Имена последних нигде не записаны, имена же монахов следующие: Фома, Варсануфий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан и Парфений.
   Из них первый, т.е. Фома, был, как сказано выше, игуменом, и, главным образом, он вел спор с богомерзкими латинянами. Последний же, т.е. Парфений, был экклесиархом; он был снесен огненным пламенем с башни на землю (и должно быть, внутрь монастыря или же по уходе латинян, а иначе они не оставили бы его в живых) и не тогда же умер, но проживши еще 30 дней и разсказавши о всем происшедшем скрывшимся на время и потом возвратившимся братиям.
   Блаженный Парфений предал душу свою Богу в 10-й день ноября, получив венец мученический с прежде пострадавшими братиями.

Продолжение следует

Деталь фрески в соборном храме Зографского монастыря, изображающая событие 10 октября 1276 года. Мучителями-папистами, поджигающими пирг, руководит латинский «епископ»

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.