Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
АКТУАЛЬНО

За заслуги перед ересью

   Богословом в Православии называется человек, подвигами поста и молитвы, смирением, терпением скорбей очистивший свое сердце и сподобившийся богообщения.
   Свт. Григорий Назианзин, самой Церковью названный Богословом, убеждает не увлекаться ораторским мастерством, а обращать внимание на жизнь богословствующего. «Когда смотрю на усиливающуюся ныне болезнь языка, на скороспелых мудрецов, на производимых вновь богословов, для которых довольно только захотеть, чтобы стать мудрыми, – пишет он, – тогда ощущаю потребность высшего любомудрия, ищу с Иеремиею пристанища последнего (см.: Иер. 9, 2) и желаю быть один с самим собой. Ибо для меня всего кажется лучше, замкнув как бы чувства, отрешившись от плоти и мира, без крайней нужды не касаясь ни до чего человеческого, беседуя с самим собой и с Богом, жить превыше видимого, всегда носить в себе божественные образы, чистые, не смешанные с дольними и обманчивыми впечатлениями, быть и непрестанно делаться как бы неомраченным зеркалом Бога и божественного, приобретать ко свету свет: к менее ясному – лучезарнейший; пока не взойдем к Источнику тамошних озарений и не достигнем блаженного конца, когда действительность сделает ненужными зеркала.
   Поэтому едва ли кто в состоянии преодолеть влекущее долу вещество, разве уже обучил себя долговременным любомудрием и постепенно отторгал от низкого и сопряженного с тьмой, что есть в душе благородного и световидного, или удостоился Божией милости, или, сверх того и другого, прилагал всевозможное старание вознести взор свой горе».
   Наше время скудно на истинных богословов, хотя бы отдаленно напоминающих святителя Григория. Зато умножились, как грибы после дождя, богословы мнимые. Вот как о них рассуждает тот же Святитель: «Пока нет сил преодолеть вещественное, достаточно очистить слух и мысли; до тех пор не безопасно принимать на себя попечение о душах и вдаваться в богословствование. <…> не достоин великого Бога и Жертвы, и Архиерея, кто не представит себя самого в живую жертву Богу, или, лучше сказать, сам не сделается святым и живым храмом Живого Бога».
   В приведенных словах Святого ясно показан и образ истинного богослова в лице свт. Григория, который пытается сделаться «неомраченным зеркалом, отражающим Бога и божественное», и образ богословов ложных, бездумно бросающихся в море богословия прежде борьбы со страстями и без должной молитвенной подготовки. Таково православное святоотеческое понимание богословия.
   На еретическом западе утвердилось иное толкование понятий «богословие» и «богослов». Там любой мужчина или женщина, пролистав несколько учебников по догматике и другим церковным дисциплинам, уже причисляют себя к богословам.
   К сожалению, такое ложное понимание великого дара Божия перешло, как некая духовная зараза, из западной еретической «богословской» школы в русские духовные учебные заведения. По этой неправославной традиции теперь любой, получивший звание профессора, бакалавра, доцента, со всей серьезностью называет себя богословом. На самом же деле, как мы ясно видим из Богом благословенных рассуждений свт. Григория, таковые, если они работают страстям, не причастны и малой доле истинного богословия.
   Высшим званием по католической классификации, принятой ныне в российском экуменическом образовании, является степень доктора богословия «Нonoris causa» («Гонорис кауза»), которой недавно был удостоен и Патриарх Кирилл. Вручение ему соответствующих знаков состоялось 26 сентября в Институте теологии имени свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета.
   За какие же богословские заслуги Патриарх Кирилл получил степень «Honoris causa»?
   В ноябре 2007 года он заявил, что канон о запрете молитв с еретиками «работает» только в отношении раскольников, но «не работает» применительно к католикам и протестантам. Это новое «богословие» Патриарха Кирилла, угодное западным еретикам, прямо противоречит учению Святых Отцов.
   «По 45 Апостольскому правилу, – пишет преп. Иустин (Попович), – „епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен“. Это священное правило святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещаются, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную. Эти указанные каноны Святых Апостолов и Отцов были действительны не только в древности: они остаются безусловно обязательными для всех нас, современных православных христиан. Они безусловно действительны для нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов».
   Патриарх Кирилл не раз высказывал взгляды, несовместимые с православной экклезиологией. Он проповедует так называемое сестринское еретическое учение, согласно которому Святая Соборная и Апостольская Церковь якобы имеет неких «сестер» – иные равнозначные и равноспасительные церкви.
   На встрече с главой Армянской «церкви» США тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил: «Армянская церковь всегда оставалась верной Православию. Она воспринимается Русской Церковью как Православная сестра-церковь, ибо разделяет общую веру и догматы Отцов Церкви».
   Данное изречение противоречит девятому члену Символа Веры: «Верую <…> во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». «Церковь едина, – пишет свт. Филарет Московский, – потому, что она есть одно духовное тело, имеет Одного Главу – Христа и одушевляется Одним Духом Божиим: едино тело, Един Дух, якоже и звани бысте во единем уповании (как вы и призваны к одной надежде) звания вашего: Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех (Еф. 4, 4–6)».
   Двух приведенных примеров достаточно, чтобы понять, что ученая степень доктора богословия «Нonoris causa» не гарантирует высокий богословский уровень своего обладателя. Придуманная тщеславными католиками, эта словесная побрякушка за заслуги перед ересью всуе греет сердца отечественных экуменистов.

Источник: интернет-журнал
«Русский календарь»

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.