Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

Наука о чудесах

Святитель Николай Сербский

 

Продолжение. Начало в № 19 (109)

  

   Отец Йован Рапаич:
   – Давайте ради разнообразия что-нибудь споем.
   И брат Исидор Миленкович из Лука со своим хором запел:

Господи, Боже мой,
Не остави род людской,
Город наш благослови,
Благодатью одари.

Господи, Боже мой,
Не остави род людской,
Труд земной благослови,
Благодатью одари.

Господи, Боже мой,
Не остави род людской,
Всех людей благослови,
Благодатью одари…

   Хор, исполнявший эту песню, состоял преимущественно из сельских девочек из Драгачева. Пение отличалось от церковного, которое присутствующие обычно слушают молча, – здесь окружающие могли подпевать. Брат Исидор указал на девочку, мечтавшую принять монашеский постриг; ее звали Десанка. И действительно, по прошествии времени, она стала монахиней в женском монастыре Йованя.
   Богомолец Светозар Йованович из Смедеревской Паланки рассказал, как он привел в Хиландар 33 послушника – самых лучших богомольцев:
   – Хиландарское братство так сократилось, что монастырь уже был на грани закрытия и мог перейти в чужие руки, если бы не вновь поступившие в братию богомольцы.
Теперь брат Светозар ищет новых людей, желающих поступить в обитель, чтобы вместе с ними отправиться в Хиландар и выполнить данный Богу обет – самому стать монахом. Также в настоящее время он занимается изданием журнала «Хиландар», посвященного этой величайшей сербской святыне.

Афонский монастырь Хиландар. Сербские монахи и паломники
Фото первой половины XX века

   Брат Станко Маричич:
   – Как уже было отмечено, то, что Богомольческое движение развивается под покровом Православной Церкви и православной иерархии, – очень важно. Иностранные агенты пытались использовать ослабленность сербов после войны, в надежде превратить наше Движение в секту. Приходили и в Крагуевац из Нового Сада, где был их центр, уговаривали, агитировали и раздавали различную гуманитарную помощь. Но Бог сохранил нас: мы не усомнились и не вышли из лона Церкви.
   Мы не отделяем сербское Богомольчество от Святой Православной Церкви, но считаем его одним из благодатных проявлений ее жизни. Мы желаем, чтобы Крестные ходы приносили Церкви духовные плоды совершенства ее чад во всех добродетелях. Наше желание исполнится и Бог нам поможет, если мы будем трудиться над крепостью, чистотой и благородством: над крепостью – в вере, чистотой – в жизни, благородством – перед людьми. Эти добродетели надо растить, с помощью Божией, всеми силами – так мы сможем угодить Господу нашему Иисусу Христу. Их необходимо прививать и нашим детям. Если школа этого не делает, то духовным воспитанием должны заниматься родители и священники. Безбожники поставили перед собой цель отдалить наших детей от Бога, но мы должны трудиться в противоположном направлении и приводить к Нему детей, исполняя заповедь Христову.
   Иеромонах Малентий:
   – Из всего сказанного ясно, что в этой новой державе наш народ находится перед выбором: или Христос, или погибель. Ныне многие тайные силы работают ради нашей погибели, а Церковь работает ради Христа. Богомольчество подобно дрожжам в церковном тесте, необходимых для его возрастания. С этой точки зрения наше Движение помогает Православной Церкви. Именно так его воспринимал и потому полностью одобрял блаженно почивший Патриарх Димитрий. Я сам у него служил и хорошо это знаю. Такого же мнения и нынешний Патриарх Варнава, и ряд наших известных архиереев, таких как Летич, Нектарий, Йован и другие. Верю, что все остальные тоже вскоре примут и благословят наши труды. Все враги Христовы – это наши враги, а все, кто за Христа, – наши друзья, – если не сегодня, то будут ими завтра. Мы должны вооружиться терпением и помнить мудрые слова Христа: кто не против вас, тот за вас (Мк. 9, 40).
   Брат Бранко Симеонович из Боснии:
   – Я присоединяюсь к совету отца Малентия и тоже считаю, что всем нам надо набраться терпения и не спешить записывать в противники всех, кто не с нами. В этом меня убедил личный опыт – добрые плоды на ниве терпения и молитвы. И то, что сейчас вам расскажу, считаю настоящим чудом Божиим.
   На Паламе, близ Сараева, располагается большая деревообрабатывающая фабрика. Однажды вечером вошел я в барак к рабочим и будто бы попал в тюремную камеру: ругань, крики, сквернословие, табачный дым и грохот бьющейся посуды. Я про себя помолился Богу, встаю и говорю, что хочу почитать им Евангелие. И тогда вся эта бесовщина набросилась на меня. Посыпались вопросы: «Кто ты? Откуда? Кто тебя послал? Тебе ли нас учить? Чего ты хочешь?» – и все реплики изобиловали сквернословием и издевками. На следующий вечер я снова пришел к ним. Присутствующие уже разделились: одни ругались, а другие их останавливали, предлагая меня послушать. Когда я прочел им Нагорную Евангельскую проповедь, многие стали просить посетить их еще раз. На третий день, когда я пришел к ним, в бараке воцарилась тишина, и уже все без исключения меня внимательно слушали.
   Потом рабочие объяснили, что сначала они подумали, будто я явился к ним как политический агитатор, но вскоре увидели, что я пришел как друг, чтобы напомнить им, как малым детям, о том, что они позабыли. «Мы нуждаемся именно в этом. Мы – нищие люди, жизнь у нас тяжелая, и мы одичали, как звери, стали настоящими скотами. Все нас презирают, и мы уже сами стали себя презирать. А ты нам возвращаешь нечто утраченное и поднимаешь нас над чужим и собственным презрением. Благодарим тебя, приходи к нам почаще».
   Вот, братья, что я пережил. Это для меня чудо Божие в доказательство необходимости терпения и молитвы, а главное – человеколюбия. С их помощью можно добиться всего, ибо вода камень точит.
   Д-р Радое Арсович:
   – Рассказ брата Бранко подталкивает меня высказать свое убеждение в том, что миссионерство среди рабочих необходимо. Миссионеры боятся идти к рабочим, считая их неисправимыми безбожниками. Но это глубоко ошибочное мнение. Вот, в Крагуевце находится самая большая государственная фабрика. Многие ее работники выписывают нашу газету, читают духовные книги, причащаются, поют в церковном хоре. Кто такие рабочие, как не наши братья?
   Наше Движение не может распространяться только среди сельских жителей, оно должно охватывать все слои общества. Нам надо стоять над всеми партиями и быть выше всякой политики.
Я долго жил в Крагуевце у сестры-богомолки Милицы Йованович и общался с рабочими. Большинство из них – это люди с живой душой, жаждущей Бога. Они осознают вред от пропаганды тленных материальных ценностей и ищут нечто более глубокое и непреходящее, ищут пищу для своих душ. Это светлые и сердечные люди.
   Один рабочий рассказывал мне, как он пришел к вере. На Солунской битве ему подарили Новый Завет. Ни разу не открыв книгу, он положил ее в левый карман шинели и забыл о ней. Во время сражения его задело осколком от артиллерийского снаряда, и он упал, думая, что смертельно ранен. Потом обнаружил, что его спас Новый Завет, в который врезался осколок. С тех пор он начал читать эту маленькую книжечку и присоединился к Богомольческому движению.
   Все мы – Христовы: и крестьяне, и рабочие. Господь умер за каждого человека, сделав нас безсмертными сынами Божиими.
   Отец Алекса Тодорович:
   – Среди нас находится ветеран Крестных ходов – брат Бошко Топалович из Коневича. Дивная церковь в этом селе построена в основном его стараниями. Он скромен и застенчив, но я все же попрошу его сказать слово.
   Брат Бошко Топалович:
   – Что я могу вам сказать? Надо жить по заветам наших святых предков: славить Бога, строить храмы и помогать друг другу в беде. А богомольцы особенно должны стараться. В окрестностях Пожеги наши братья помогли собрать урожай одной бедной вдове. При этом они ощутили на душе такую великую радость, как будто побывали на свадьбе. И если столь радостно бывает лишь от одного доброго дела, то как же велика будет награда праведникам на Небесах!
Брат Райко из Велуча:
   – Взаимопомощь – святое дело, и сербы с незапамятных времен помогают друг другу. Но помощь бывает разная. Например, наши братья сообща помогли восстановить монастырь Руденицу. Также я читал, что богомольцы в селе близ Алексинца собрали деньги, чтобы заплатить налог одного бедняка, у которого за неуплату хотели отнять имение. Вообще, взаимопомощь – это добро, к которому мы призваны как христиане.
   Отец Йован:
   – Брат Райко хорошо играет на гуслях, попросим его спеть былину.
   Брат Райко запел былину под названием Небесная Литургия:

С высоты небесной слышится молитва,
Будто ветер вихрем долетает,
Будто ясени в горах шумят листвою,
Будто звезды в небесах запели песню,
Будто травы тихо шепчутся с землею, –
Это служится Святая Литургия
Во Христовом Царствии Небесном.
Златоустый Иоанн там службу правит,
Рядом с ним – три сотни архиереев,
Все Владыки – мученики веры,
И три тысячи священников там с ними –
Божии угодники святые.
Помогает в службе Стефан диакон.
Рядом с ним стоит святой Лаврентий,
А послание читает Павел верный,
Весть Благую же святой Лука читает.
Крест в руках Царя святого Константина,
Рипиды Стратилаты воздвигают,
Огнь несет девица чистая Марина,
А ладан Илия там возжигает.
Врачи святые исцеляют,
Креститель там водою окропляет,
А Херувимскую поют там Херувимы;
Царь Славы на Престоле восседает
И ликом светлым Небо освещает.
Там справа от Престола Богоматерь,
На Ней надета звездная порфира,
Придерживает жезл
святитель Сербский Савва.
Народ небесный – без числа и счета,
На небе меньше звезд, чем там народа;
Святые с Ангелами – все в одном сиянии,
Неописуемой блистают красотою…

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Продолжение следует

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.