Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
РАСКОЛ

«БРАТИЯ, ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПРОИЗВОДЯЩИХ РАЗДЕЛЕНИЯ...»

 

 Продолжение. Начало в № 12 (102)

  

   Историк Владимир: Продолжим разговор о переходе обновленцев в нашу Церковь.
   Интересный факт: единственный обновленческий иерарх, которого Патриарх Сергий принципиально не хотел принимать в сущем сане или впоследствии возводить в сан, – это «митрополит» Александр Введенский. Можно сказать, что неприятие Введенского стало своего рода показательным процессом. Да, он был трижды женат и являлся не просто раскольничьим «архиереем», но первоиерархом обновленцев. Однако, как мы уже заметили, там, где это было нужно властям, по отношению к обновленцам каноны зачастую «не срабатывали».
   Например, Патриарх Сергий принял в епископском сане предшественника А. Введенского на посту первоиерарха обновленческих «церквей», председателя обновленческого «синода», 22 года пробывшего в расколе, «митрополита» Виталия (Введенского) (однофамилец А. Введенского. – Примеч. ред.), про которого Александр Введенский говорил, что тот «скорее умрет, чем перейдет в Патриаршую Церковь». После своего «покаяния» в Чистом переулке Виталий (Введенский) оставался на покое только два месяца, а потом этого обновленца признали архиепископом и ему вручили Тульскую и Белевскую кафедру. Еще через год «за архипастырские труды и патриотическую деятельность» он был награжден крестом на клобук и назначен председателем Миссионерского Совета при Священном Синоде. Поэтому версия, что Александр Введенский не мог получить священный сан только потому, что этому препятствовали каноны, по меньшей мере, мало убедительна.
   Скорее всего, богоборцы просто не стремились во что бы то ни стало внедрить его в Церковь – слишком уж видной фигурой он был, – хотя и не исключали такой возможности. Этот вопрос обсуждался Патриархом Сергием и Карповым, но, получив ответ о невозможности принятия Введенского в сущем сане и даже его рукоположения после «покаяния», Карпов не стал настаивать и в 1944 году составил специальную справку: «Введенский принимал ряд мер к объединению с Патриаршей Церковью, ставя необходимым условием принятие его в сане митрополита, что по каноническим правилам неприемлемо». В справке также указывалось на то, что, «чувствуя распад своей организации, Введенский, для того чтобы как-то сохранить свое положение, выдвигал несколько проектов объединения со старообрядцами, с католиками и даже ставил вопрос об образовании особой секты». Кроме того, Карпов отмечал моральное разложение Введенского и его окружения.
   Однако, несмотря на это, когда раскольничий первоиерарх в 1945 году официально обратился в Церковь с просьбой о приеме, хотя и последовал отказ в священстве, ему все же предложили некий компромисс – должность сотрудника «Журнала Московской Патриархии». Но это, видимо, не соответствовало амбициям обновленческого главаря, и его воссоединение с Церковью не состоялось. 26 июля 1946 года Александр Введенский умер от паралича, а 9 октября этого же года была отслужена последняя обновленческая «литургия» в Пименовском храме в Москве – накануне поступило предписание Совета по делам РПЦ о передаче церкви Патриархии.
   Таким образом, в 1946 году обновленческое движение как церковный раскол фактически прекратило свое существование. К тому времени из обновленческих иерархов не «покаялись» лишь «архиепископ» Александр Щербаков и «митрополит» Филарет Яценко. Александр Щербаков после неоднократных попыток в 1948 году зарегистрировать себя как главу обновленческой группы был принят в юрисдикцию Московской Патриархии в сане протоиерея. А «митрополит» Филарет, так и не примирившись с Церковью, скончался в 1949 году.
   Еще добавлю, что Совет по делам РПЦ пытался уничтожить все следы обновленческого раскола: 29 декабря 1950 года по указанию Карпова был сожжен архив обновленческого управления, привезенный с квартиры А. Введенского после его смерти.

   Отец Иоанн: Конечно, трудно сдержать негодование, сознавая, что подлые и безнравственные раскольники-обновленцы сегодня узурпировали власть в Русской Церкви. Ссылаясь на это, различные мнимые ревнители – так называемые катакомбники, зарубежники и все «самые истинные православные», сами уклонившиеся в раскол, с презрением говорят о том, что в нашей «сергианской» РПЦ МП уже давно якобы нет благодати.
   Но пусть умолкнут их нечестивые уста, хулящие Святую Русскую Церковь-Мученицу. Напрасно они, покинувшие ее лоно, ищут в чужих беззакониях оправдание своим. В нашей благодатной Матери-Церкви были, есть и будут истинные пастыри, полагающие души за овец Христовых и до крови подвизающиеся ради чистоты Православия.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

   Историк Владимир: В годы Патриаршества Сергия (Страгородского) такими исповедниками были, например, святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) и митрополит Мануил (Лемешевский), духовный отец владыки Иоанна (Снычева). Они не поддерживали политику Патриарха по отношению к обновленцам и за это подвергались травле.
   Архиепископ Лука, возглавивший в 1944 году Тамбовскую епархию, находился под постоянным давлением местного уполномоченного, которому через секретаря епархии протоиерея Иоанна Леоферова становились известны все высказывания и действия Святителя. Он был недоволен тем, как Патриарх Сергий принимал бывших обновленцев, и собирался отправить ему свой чин приема.
   Тамбовский уполномоченный направил в Совет несколько докладных записок о «реакционных» взглядах архиепископа Луки: «Штат набирает из реакционно настроенного духовенства. Первым вопросом ставит: обновленец или нет, а вторым – был ли под арестом. Когда получает ответ, что священнослужитель из староцерковных и был под арестом, то от таких охотно принимает анкету».
   Вопрос об антиобновленческой деятельности Святителя был поднят Карповым в 1944 году во время приема в Совете митрополита Алексия (Симанского), записавшего в своем дневнике: «Говорили об архиепископе Луке, который очень нетактично действует – проповедь <...> и прочее – полное непонимание положения». А на встрече с Сергием (Страгородским) в мае 1944 года Карпов заявил, что свт. Лука «делал клеветнические выпады по отношению к обновленческому духовенству». Этим он аргументировал отказ в просьбе о переводе архиепископа поближе к Москве – на Тульскую кафедру, куда в том же году был назначен вышеупомянутый «покаявшийся» обновленец Виталий (Введенский).

   Миссионер Игорь: Святителя Луку очень безпокоило то, что в Русской Православной Церкви появилось много бывших обновленческих епископов, которые изменяли ее облик. 21–23 ноября 1944 года в Москве состоялся Архиерейский собор, который должен был подготовить предстоящий Поместный собор Русской Православной Церкви. Святитель-исповедник так рассказывал об этом собрании в беседе с духовенством своей епархии: «На предсоборное совещание в Москву съехалось 44 епископа, из них было больше 50% обновленцев, и когда мне было об этом известно, я был возмущен и заранее определил, что из этого толку не будет, так и получилось, как, например: подготовка выбора Патриарха извращена, уже объявили, что будет избираться один Патриарх, а не три кандидата, из которых по жребию должен быть избран один из трех, к тому же голосование будет открытое и за одного Патриарха Алексия, вот таков порядок, против которого я один выступал, и меня в этом никто не поддержал, после в разговоре отдельные епископы мне в этом сочувствовали».
   В итоге, в день предполагаемого отъезда на Поместный собор святитель Лука был отравлен и едва не скончался. А 5 апреля 1946 года Патриарх Алексий (Симанский) подписал указ о его переводе в Симферополь.

   Отец Иоанн: Здесь очевидна параллель с выборами нынешнего Патриарха Кирилла. Ведь, насколько мне известно, подавляющее большинство верующих, даже не учитывая тех, кто изначально был против кандидатуры этого человека, считали самым справедливым способом выбора Предстоятеля жребий. Народ хотел избирать Святейшего так, как некогда избирали Патриарха Тихона, так, как предлагал Крымский Святитель, – традиционным жребием из трех кандидатов. Но разве обновленцы когда-либо уважали глас народа Божиего? А в том, что на минувшем Поместном соборе, как и на том, который возмутил архиепископа Луку, было не менее половины обновленцев, сомневаться не приходится. Если же вспомнить состав Архиерейского собора 2009, занимавшегося его подготовкой, так там, на мой взгляд, вообще присутствовали практически одни современные обновленцы...

   Миссионер Игорь: Дорогие собеседники! Давайте познакомим наших читателей с противообновленческими фрагментами из труда священномученика Онуфрия (Гагалюка) «В защиту Христианской веры (размышления на отдельные места Священного Писания)». А беседу о верных истине пастырях, противостоявших обновленческому расколу, можно продолжить в следующий раз.

   Отец Иоанн: Предложенный Вами к ознакомлению труд Святого – неоценимое сокровище для современных верующих. Я советую читателям газеты «ДХ» найти и прочесть его в полном объеме – очень укрепляет в вере и закаляет дух христианина.

Продолжение следует


В защиту веры христианской

Из размышлений сщмч. Онуфрия (Гагалюка) на отдельные места Священного Писания

Священномученик Онуфрий (Гагалюк)

   Они были оставлены, чтобы искушать ими <окружающими языческими враждебными народами> израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея (Суд. 3, 4).
   При религиозном свете как легко разрешаются самые сложные вопросы человеческой мысли и жизни! Кто станет отрицать невероятные страдания православного христианина в наши дни? Сердце верующего разрывается ежедневно на части: он, по Апостолу, умирает всякий день (см.: 1 Кор. 15, 31). И что замечательно: нет ни одного уголка в нашей громадной стране, где православный христианин чувствовал бы относительный покой душе своей. В самых глухих селах и даже деревеньках неверие открыто и торжествующе нападает на веру христианскую...
   Почему же это случилось? Отчего Господь не дает защиты Своим рабам, молящимся Ему день и ночь? Для того чтобы выявить: кто истинный слуга Христов, то есть верный, стремящийся к Нему, любящий Его, хотя бы сам верующий погрязал временами в грехах, и кто лицемерно исповедует Христа... И наши очи видят ужасные явления: оказывается, что не только слабые в вере миряне, но и многие священники и даже епископы склоняют свои головы пред Ваалом неверия – идут на предательство Церкви Божией, являясь хищными волками своих бедных, отовсюду обиженных духовных овец. Я уже не говорю здесь о явных врагах Божиих, каковыми являются все современные отступники от Церкви Божией: обновленцы, самосвяты, лубенцы, григорианцы, а также и древние враги Божией Церкви: католики, униаты, протестанты и всякие другие сектанты...
   Еще здесь, на земле, происходит разделение пшеницы от плевел, как и говорит о Спасителе мира святой Иоанн Предтеча: лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 12). О, какое счастье стать пшеницею Христовою, – вечная мука оказаться соломою!
   Терпи же, возлюбленный, все, что ни случится с тобой: болезни, страдания, насмешки и согласись даже на смерть тела, лишь бы оказаться в числе избранников Божиих! Принимай все горькое как от руки Божией. Не питай злобы к твоим гонителям и мучителям: без Божиего попущения никто не может сделать нам ничего. Молись только Богу, чтобы Он сохранил тебя на правильном пути, чтобы обратил на путь истинный всех заблудших. А собой никак не хвались, чтобы от гордости твоей ты не погиб, как говорит святой Апостол: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10, 12).

   И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей (1 Цар. 2, 35).
   В чем верность пастыря Церкви Божией? В том, что он живет и учит не по своей человеческой воле и не сообразует ее с веяньем людским, а по заповедям Божиим. Евангелие, и вообще вся святая Библия, каноны и постановления Церкви Христовой – вот нормы жизни и деятельности православного пастыря. А кто уклоняется в угоду людей (обновленцы), жертвуя Христовой истиной, или действует по своей гордой воле (Илиодор Труфанов, Григорий Петров, Антонин Грановский и другие) – те уже перестали быть верными служителями Божиими, а стали изменниками.

   Они <цари халдейские> избили юношей их <израильского народа> мечом вокруг святаго храма их <Иерусалимского>. <...> И все священные сосуды Господни, большие и малые, и сосуды ковчега Господня и царские сокровища взяли они и отнесли в Вавилон. И сожгли дом Господень и разорили стены Иерусалима и башни его сожгли огнем, и все великолепие его обратили в ничто (2 Езд. 1, 53–56).
   Как могло случиться, чтобы был ограблен и сожжен великолепный храм Соломонов, на который было потрачено так много золота и других драгоценностей и который был освящен Самим Богом и обвеян молитвами верного Израиля? За нечестие тогдашнего правителя иудейского – Царя Седекии и начальников, и священников еврейских, которые в своей безнравственной жизни превосходили окружающих их язычников и оскверняли храм Иерусалимский; а также и за неверие иудеев, которые не слушали вестников Божиих – пророков и смеялись над ними (см.: 2 Езд. 1, 47–52; 3 Цар. 9, 6–9).
   Когда я подумаю о благолепнейших грандиозных храмах православных в стране нашей: Казанском или Христа Спасителя Московском, или Благовещенском в Харькове, или Преображенском Одессы, или Владимирском в Киеве, отобранных от православных и переданных наглым современным богоотступникам – обновленческим раскольникам, которые, как настоящие враги дома Божиего, постепенно, день за днем, невидимо для постороннего глаза разрушают эти дорогие для нас здания, – мне приходит на память разорение и сожжение Иерусалимского храма Соломона.
   Господь справедлив всегда! За что такая скорбь душе нашей? За неверие, богохульство и кощунство высших; за богоотступничество и богоборство многих из бывших епископов и иереев, ныне обновленцев или раскольников; за равнодушие к святыням и маловерие многих, считающих себя православными!

   Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 19–20).
   Назначение православных святителей и пастырей – всемирное: приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели недостаточно одной лишь великой ревности проповедников – необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланникам Церкви. Кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле: как проповедовать, если не будут посланы? (Рим. 10, 15).
   Вот почему не ведут ко спасению души усилия ревностных сектантских проповедников, а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов – В.В. Розанова, Мережковского и других. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они, естественно, впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра они усердно работают в сторону зла. Иное дело – труды наших православных профессоров, прежних Духовных Академий и университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя подавляющее большинство было православными)...
   Но главными апостолами для всего христианского мира являлись продолжатели Апостолов – православные святители и пастыри. При осуществлении этой всемирной миссии у служителей Христовых не должно быть уныния, когда они видят озлобление со стороны окружающих. Как бы ни был враждебно настроен против святой веры невер или еретик – и он может поддаться действию благодати Божией, лишь бы только у проповедника Христова была крепкая любовь к заблуждающимся и неустанность в труде. Разве только не поддадутся действию благодати Божией сознательные богоборцы, вроде книжников и фарисеев – современников Спасителя, видевших чудеса Господа, например, воскрешение Лазаря, и не только не уверовавших во Христа Бога, но еще более озлобившихся; или нынешних наших богоборцев – обновленцев главарей: Александра Введенского, Александра Сегенюка (Боярского), Владимира Красницкого, Николая Платонова и других сознательных разрушителей дела Божия на земле.
   Все эти и им подобные – хулители Духа Святаго (см: Мф. 12, 31–32). Не о них речь, они слепые вожди, и Господь советует Апостолам оставить таких: оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Там же. 15, 14). К погибшим овцам современного народа избранного – народа русского, увлеченного в неверие врагами, наш долг идти и немолчно возвещать Царство Божие. Кто знает, быть может, многие из них и вообще из других народов, пребывающих в ересях, язычестве и неверии, обратятся на путь истины. «Народ что земля, – говорит один православный пастырь-миссионер, – земля таит зачатки жизни и в холодную жесткую зиму, но нужно, чтобы к ней весной приблизилось солнце с неба своим теплом и светом: тогда все растет, цветет и приносит плод. Восток свыше, Солнце правды – есть Христос с неба: приблизьте Его через Церковь к духовной жизни всякого народа, всякого племени, и там, как на земле весною и летом, завьется, зацветет дивная жизнь и уплодоносятся духовные нивы» (Прот. И.И. Восторгов. Церковность. М., 1910. С. 17–18).

   Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят (Лк. 21, 16).
   Как это может случиться? Это бывает при религиозном расхождении людей. Религиозное расхождение есть самое сильное. Предательство на религиозной почве было и во время гонений на Церковь Божию в первые века Церкви христианской, и в теперешнее время, именно со дня появлений обновленческого раскола и других ему подобных церковных расколов.
   Если те, которых предают в тюрьмы, в ссылки, на всякие лишения, являются православными, то их предатели, именующие себя христианами, могут ли быть названы христианами?..
   И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк. 22, 31–32). Самое главное у христианина – вера в Бога. Потерял веру – потерял все. Как бы тяжко ни пал христианин, но если он сохранил твердую веру в Бога, он чистосердечно покается в своих грехах и обратится к Богу. А без веры дойдет до дна падения и не встанет. Самые тяжкие скорби за Церковь Божию не доходят до отчаяния, так как верим, что врата ада не одолеют Церкви Христовой. Смерть подойдет – не убоимся, потому что верим, что и по смерти будем живы и с Богом. Вера в Бога – фундамент всей жизни нашей.

   Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду (2 Ин. 1, 8).
   К глубокому сожалению, эти слова святого Апостола относятся и к нашим дням. Есть среди современных предателей Церкви Божией такие, кто раньше был усердным и ревностным служителем Божиим. Но вот пришло испытание веры – и они отказались от святого Православия и оказались врагами Божиими.
   Среди обновленческих раскольников есть немало прежде добрых пастырей и епископов, теперь же ожесточившихся и ставших злыми противниками Церкви Божией. Мы видим и новых отступников. Например, вождь нового раскола ВВЦС – бывший архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский). Он усердно боролся с обновленческим расколом и просидел в узах несколько лет за святую веру. И что же? Образовал новый, свой раскол – григорианский, отделившись от единства веры (см.: Иуд. 1, 19) и став таким же ожесточенном врагом Церкви Божией, как и обновленцы, хотя и теперь он проповедует против безбожия и обновленчества. Не для осмеяния этих отступников и не для собственного восхваления говорим мы, православные, об этих печальных событиях, а скорбя душою о том, как силен враг над душами даже добрых и ревностных христиан и как легко нам потерять то, над чем трудились усердно в течение многих лет.
   Но где же причина этих отделений от единства Церкви и веры святой? Можно указать на две главнейшие: одна – гордость, когда человек считает свое мнение правильным и не хочет согласиться с голосом Церкви Божией; затем, когда у христианина ослабевает или теряется смирение, которое есть стихия Православия, тогда Господь отходит от таких, оставляет их без Своей благодати, и они без Бога впадают в раскол, ибо только благодатью Божией мы и держимся.
   Другою причиною отступничества от Церкви является легкомысленное отношение к расколам, как к чему-то незначительному: поверхностное понимание Церкви Божией и единства ее. Не понимают они или ленятся понять, что, уклоняясь от единства веры Православной, они уходят от самой веры; удаляясь и порывая с Церковью Божией, чрез свои самочинные расколы водружая иной алтарь, они лишаются и Церкви Божией, и благодати и оказываются вне спасительного ковчега, как те неразумные и ленивые дети, которым Праведный Судия и Бог скажет в день Страшного Суда: истинно говорю вам: не знаю вас (Мф. 25, 12). Нам нужно постоянно бодрствовать и быть на страже спасения, держась крепко Церкви Божией, и смиренно просить всегда помощи Божией во всяком слове и деле нашей жизни.

   Не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2 Фес. 3, 15).
   У православных святителей, пастырей и мирян в основе отношения к инакомыслящим лежит не злоба, а скорбь об их заблуждении и забота о чистоте христианского учения. В вопросах веры не может быть никаких уступок, ибо тогда теряется устойчивость у верующих, – истина Христова возвещается ясно, определенно.
   Если ты идешь против нее – мы об этом открыто говорим. Когда Петр в Антиохии ради пользы братии-иудеев допускал лукавство в вере, апостол Павел открыто противостоял ему (см.: Гал. 2, 11–14).
   Спаситель беседовал с иудеями о Таинстве причащения и призывал всех верующих вкушать Его Пречистое Тело. Иудеи соблазнились этими словами, думая, что здесь речь иносказательная. Также и многие из Его приближенных верующих тоже сочли странными эти слова Господни. Однако Спаситель подтвердил Свои слова и ясно сказал и определенно: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Христос не пошел ни на какие уступки истины, хотя видел, что после этих слов Его многие из учеников отошли от Него и уже не ходили с Ним (см.: Там же, 66).
   Истина и благодать в Церкви Православной живет, и мы исповедуем: кто не с нами, тот, кто бы себя ни считал христианином православным, является в отношении к Церкви Божией как язычник и мытарь, согласно словам Самого Спасителя (см.: Мф. 18, 17). Поймите все вы, отступившие от Церкви Божией и именующие себя христианами, да еще и православными, – ведь вы воюете против нас не только клеветою устною и печатною, но и внешними насилиями, вы боретесь против служителей Церкви Христовой, против Самого Бога, против Христа Спасителя, по Его же свидетельству (см.: Лк. 10, 16).
   Если бы вы были христиане, то разве шли бы против нас?! Ведь никто из вас, как бы вы все ни ненавидели нас, православных, не сможет указать никаких отступлений Церкви нашей. Вы все считаете нас благодатными, потому что не смеете ничего сказать против исповедуемой нами Православной веры. А мы всех вас считаем (и католиков, и протестантов, и сектантов, и обновленцев, и самосвятов, и лубенцев, и приверженцев ВВЦС) – еретиками и раскольниками, так как вы извратили истину христианскую и боретесь прямо против Церкви Божией, пренебрегая ее призывами к покаянию и возвращению в ее лоно, как единой спасительной.
   Не можем делать мы никаких компромиссов в вопросах веры, так как если и у нас не окажется истины, во Вселенской Церкви Православной, частью коей является наша Поместная Православная Русская Церковь, то нигде в другом месте вы ее не найдете.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.