Дух христианина

 

Взгляд на события История Рубрики

 

На главную

почта

Газета выходит два раза в месяц

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14
РАСКОЛ

«БРАТИЯ, ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПРОИЗВОДЯЩИХ РАЗДЕЛЕНИЯ...»

 

Продолжение. Начало в № 12 (102)

 

Митрополит Манул (Лемешевский)
1884–1968

   Миссионер Игорь: Дорогие собеседники! Сегодня мы продолжим беседу об обновленчестве и подведем итог всем нашим предыдущим встречам.

   Историк Владимир: По большому счету, обновленческий раскол мы уже рассмотрели и рассказали о его особенностях и наиболее существенных вехах. Хотелось бы еще уделить внимание подвигам православных пастырей-мучеников и исповедников, противостоявших обновленцам, но разговор о них займет немало времени. Поэтому предлагаю заинтересованным читателям самостоятельно ознакомиться с житиями следующих святых, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Российских: священномучеников Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Патриаршего Местоблюстителя после смерти Святейшего Тихона († 7 сентября); Петра (Зверева), архиепископа Воронежского († 25 января); Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского († 18 сентября); Игнатия (Садковского), епископа Скопинского († 28 января); иереев Евфимия Горячева († 2 сентября) и Феодора Колерова († 16 ноября); протоиерея Алексия Бенеманского († 21 ноября); преподобномученика Софрония (Несмеянова) († 21 октября) и священноисповедника Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского († 3 октября).

   Отец Иоанн: В прошлый раз Вы еще упоминали приснопамятного митрополита Мануила (Лемешевского), духовного отца митрополита Иоанна (Снычева). В двух словах скажу, что Преосвященный Мануил был одним из самых деятельных борцов с обновленчеством и в предельно короткий срок вернул из раскола в ведение Патриарха Тихона огромную Петроградскую епархию. Он составил особый катехизис, касающийся приема обновленцев в Церковь, – «Совопросник Православия». Вот две цитаты из этого труда:
   «Главари раскола, например, отлученные от Церкви 15 / 28 мая 1922 года покойным митрополитом Вениамином (Казанским, см.: „ДХ“ № 20 (110). – Примеч. ред.), – Красницкий, Введенский и Белков, затем – Антонин (Грановский. – Примеч. ред.), Леонид (Скобеев, вместе с Антонином (Грановским) „хиротонисал“ первого женатого „епископа“. – Примеч. ред.), члены ВЦУ, уполномоченные ВЦУ по епархиям, насилием и обманом совратившие в раскол сотни клириков и сотни тысяч мирян, конечно, это – самовластные делатели и предстатели нечестия.
   Большинство из них запятнали себя и другими преступлениями и подлежат извержению из сана (особенно повинные в предательстве и палачестве (см. 3-е прав. Конст. Соф. Соб.; 13–15-е прав. Двукр. Соб. и др.). Они не каются, а горделиво предлагают православным какое-то примирение и унию. Но едва ли избегнет праведного Суда Божия малодушный, теплохладный епископ, если позволит себе принять таких церковных злодеев в сущем сане.
   Они, будучи принимаемы в Церковь, опять начинают разлагать ее изнутри, заражая все вокруг себя ядом антиканонической теплохладности и подготовляя, вольно или невольно, новую церковную смуту».
   «Какого порядка придерживаться при воссоединении епископов старого поставления, восприявших хиротонию от епископов старого поставления? – По древнему порядку, они все запрещались в священнослужении до Поместного Собора. Об архиереях нового поставления дает безпощадный отзыв пророк и первоапостол обновленчества, расколоначальник, может быть, единственный идейный обновленец, несчастный и одинокий, бывший епископ Антонин, называя всех их нравственным браком и шлаком.
   Отпавшие в раскол архиереи старого поставления, служившие после патриаршего послания от 10 апреля 1924 года, по 4-му правилу Антиохийского Собора не могут быть приняты в клир. Москва очень мягко принимала этих отступников от Православия и виновников гибели многих душ в своих епархиях (т.е. тех, которые умерли в расколе), но ревнители Православия и народ со скорбью смотрели на эту малосогласную с канонами (принимать архиереев из раскола должен настоящий Собор, а не случайная группа архиереев) и малополезную для Церкви снисходительность.
   Как общее правило, воссоединяемые архиереи старого поставления немало вредили и вредят Церкви своим попустительством и антиканоническим принятием церковных преступников в сущем сане. Надо молить Бога, чтобы Он этим горьким корням (см.: Евр. 12, 15), архиереям старого поставления, в течение четырех лет (на момент составления „Совопросника“. – Примеч. ред.) служившим пагубному расколу и погубившим безчисленное число душ, не дал возникнуть (см.: Там же) в сущем сане в Русской Церкви и разлагать ее изнутри».
   К сожалению, предостережения Владыки-исповедника оказались пророческими: сегодня мы пожинаем горькие плоды преступного допущения обновленцев до церковного управления. Следовательно, до тех пор, пока обновленчество не искоренится, нашу Церковь будут терзать новые смуты и разделения.

   Миссионер Игорь: В завершение цикла бесед о расколах – слово свт. Киприана Карфагенского из «Книги о единстве Церкви»: «Я желаю, возлюбленнейшие братья, советую и убеждаю, чтобы никто из братьев, если можно, не погибал и чтоб Матерь, радуясь, заключала в своих объятиях одно Тело, составленное из одного согласного народа. Если же спасительный совет не может возвратить на путь спасения некоторых вождей раскола и виновников несогласия, пребывающих в слепом и упорном безумии, то, по крайней мере, вы, уловленные простодушием или завлеченные обманом, или обольщенные какой-либо ловкой хитростью, – расторгните коварные сети, освободите от заблуждения колеблющиеся стопы ваши, познайте правую стезю Небесного пути.
   Апостол говорит: Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес. 3, 6). И в другом месте: никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их (Еф. 5, 6–7). Должно удаляться от намеренно согрешающих, должно даже бежать от них, дабы кто-либо, присоединясь к безчинно ходящим и шествуя с ними по путям заблуждения и порока, совратившись с истинного пути, не сделался и сам виновным в том же грехе. Бог Один, и Один Христос, одна Церковь Его, и вера одна, и один народ, совокупленный в единство Тела союзом согласия».


ПАДЕНИЕ ЗВЕЗД

 
   Схиархимандрит Пантелеимон (Агриков) родился в селе Адоевщина Самарской губернии. Прошел всю войну. В 1953 году был пострижен в монашество с именем Тихон в Троице-Сергиевой лавре. Учился, а затем преподавал в Московской духовной академии. Был духовником богомольцев. Снискал любовь и почитание народа и ненависть богоборческой власти. Был принужден покинуть лавру, жил в Закарпатье, в Абхазии (в уединении), всюду был гоним. Молитва его была растворена слезами. В 1991 году принял схиму. Скончался на молитве. Похоронен возле Благовещенского храма в с. Тайнинском под Москвой, где жил в последнее время

   На Русской Голгофе, когда обновленческие священники и архиереи вторично распинали Христа, народ действительно был глубоко смущен. Он видел, как обновленцы буйствовали и безчинствовали в православных храмах, как они безцеремонно и предательски «лобызали» истинных пастырей народных и убирали их с дороги прочь. Народ долго смущенно молчал. Потом он стал выражать свое возмущение особым протестом. Он совершенно перестал ходить в обновленческие храмы. Церкви, где служили обновленческие «архиереи», «священники», оказались пустыми. Люди предпочитали молиться у себя дома или шли за несколько десятков (а то и сотен) километров в уцелевший православный храм и плакали, и молились за страдальцев и страдающую Русскую Православную Церковь.
   Сколько горя, сколько слез, стенаний, горьких рыданий перенес православный народ, оказавшийся почти без пастырей своих и духовных отцов. Как круглая сирота, народ русский искал себе истинных пастырей, но они сидели в тюрьмах, погибали в шахтах и на тяжких работах. А продажные и зубатые «волки» в светлых золотых ризах сидели на высоких кафедрах и наслаждались славой и преклонением льстецов и человекоугодников.
   Видя это безбожное кощунство обновленцев, народ кинулся опять к Патриарху Тихону и вместе со своим избранником и мучеником слезно и горько возопил к Богу. Господь смилостивился над Русской Церковью. Он внял горьким мольбам страдальцев-заключенцев, которые день и ночь умоляли Бога за родной свой русский народ.
   Правительство изменило свое отношение к обновленцам. Оно увидело, что народ не пошел за ними, как этого хотелось. Лишившись поддержки извне и изнутри, эпидемия обновленчества стала слабеть и через три-четыре года растворилась в народе, но совсем не уничтожилась.
   Оставив на церковном теле ужасные смертельные раны, обновленчество, как загнанная ехидна, притаилось в гуще народной, чтобы в удобный для себя момент снова поднять свою ядовитую голову и убить Церковь навсегда...

Настанет время, в сад из поля,
В душе злой умысел тая,
Опять придет злодей Иуда,
Его грехов немая груда
Зашевелится, как змея...

   Да, в течение 11–12-ти лет (1918–1929 гг.) наша Святая Православная Церковь пережила ужасный период. Недаром святые страдальцы (православное духовенство и многие из народа), замученные за святое Православие, возопили пред Богом: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр. 6, 10). Господь помиловал Русскую Церковь, но надолго ли?..

* * *

   И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои (Откр. 6, 13)
   Святой Нифонт Цареградский о духовенстве последних времен говорил так: «Занимающие престолы будут неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо они будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом. Многие будут одержимы неведением, падут в прелесть, заблуждаясь в широте пространного пути».
   Один историк рассказывает ужасную картину. Он видел падение звезд с неба. В холодную зимнюю ночь звезды сыпались с неба, как горох. Они летели по небу, оставляя за собой длинный огненный хвост. Падающих звезд было такое множество, что казалось, все небо опрокидывается вверх дном. «Это было нечто ужасное и кошмарное, – пишет историк, – все небо горело, большие горящие звезды неслись во множестве за горизонт, ни одна из них не упала на землю. И если бы звезда упала, хотя одна, на землю или коснулась ее, тогда произошло бы светопреставление, земля в один миг сгорела бы, как спичка, рухнула безвозвратно в бездну».
   Люди, видевшие это ужасное зрелище, бежали кто куда сломя голову. Одни неистово кричали, другие рыдали, вопили от страха, третьи ревели и хохотали, лишившись рассудка.
   Как могли звезды падать в таком множестве и куда они упали, историк объяснить не мог. Он только свидетельствует, что было и что он сам видел.
   Конечно, страшное событие – видеть падающие звезды, но еще страшнее – видеть падение других звезд.

   В 1961 году один церковный деятель говорил себе: «Что я так живу? Общество меня не любит, одни старухи кланяются, молодежь мне смеется в глаза, люди серьезные косятся, даже мои родные дети – и те меня ненавидят. Уйду из Церкви на завод – послужил священником 30 лет – и хватит. Куда народ идет, туда и я пойду».
   И он снял с себя священство и ушел в мир. В эту ночь его матушка много молилась. Когда она вышла на крыльцо, то неожиданно увидела, как большая сияющая звезда быстро падала с неба. Она сразу все поняла и горько-горько заплакала.

   Духовенство, отрекшееся или перешедшее работать диаволу, – это упавшие звезды. Ранее они горели на церковном небе, теперь упали с высоты небесной, и не стало их.
   Святой апостол Иуда называет их звездами блуждающими, которым блюдется тьма на веки (см.: Иуд. 1, 13). Прелюбодеи и прелюбодейцы! – восклицает святой апостол Иаков. – Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога (Иак. 4, 4)?
   В нашей Русской Церкви падение звезд с неба началось с периода злосчастного обновленчества. Тогда архиереи и протоиереи десятками покидали Православную Церковь и переходили в привилегированное обновленчество.
   В мировом масштабе массовое падение звезд с неба совершилось в 1941–45 годах и далее. И вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю <…>. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. (Откр. 6, 12–14).
   И кто бы мог подумать, что русское обновленчество даст потом такой мировой резонанс?!
   Сатана, начавши свое знаменитое низвержение звезд с неба России, развил его во всем мире. Во всех великих и малых странах мира Церковь Христианская стала терять сотни и тысячи своих пастырей. Одних мучили, убивали вследствие меняющихся правительств, другие массами переходили на службу той или иной власти, падая таким образом с высоты Церковного неба и становясь потухшими камнями.
   Таким образом, великое потрясение всех народов, возникшее вследствие Второй мировой войны, продолжается и поныне. Государства и страны живут на слабой песчаной почве. Мало где существует твердый, нерушимый строй жизни. Всюду неустройства, всюду демонстрации, волнения, убийства. А самое страшное, что вследствие этого трясения (1941–45 гг.) небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих (Там же, 14). Ох, уже если небо скрылось от нас, то чего же нам ожидать теперь?! Солнце стало мрачно как власяница, луна сделалась как кровь, звезды попадали, и само небо скрылось. И такое бедствие совершается теперь не только в нашей Русской Православной Церкви, но и во всем христианском мире.
   Солнце – светлая вера Христова – сделалась всюду темной, осмеянной, очерненной, подобно власянице, луна – другие нехристианские религии – стали страшными для народов, они окровавились, окрасившись в кровавый цвет. Звезды – духовенство – поблекли и многие упали с высоты, оземнели, оматериализовались, и небо церковное скрылось от людей.
   «Эх! – вздыхает Божий человек, – какая только жизнь на земле! Куда делась прежняя отрада души? Куда делась тихая радость сердца? Почему нет мира и покоя в жизни? Куда делась святая нежная любовь? Почему люди не стали доверять друг другу? Почему страх и трепет царствует в наших сердцах? Отчего дети не любят свято своих родителей? Отчего родители тяготятся своими немилыми детьми? Куда делся тихий семейный уют? Куда исчезла навсегда обаятельная брачная радость?..»
   Небо скрылось от нас, и народы остались на земле без неба. Как ни строй новое «земное небо», как ни улучшай бытовую жизнь каждой семьи, каждого общества, мира в целом, все равно без подлинного неба не может быть радостной и спокойной жизни на земле.
   Всякая гора и остров двинулись с мест своих (Там же). Святой Андрей Кесарийский, святой Иоанн Златоуст и другие Святые Отцы видят в этом печальное оскудение духовной жизни. Гора и остров – возвышение, высота среди бушующего житейского моря. Когда эти высоты вследствие землетрясения меняют свои места и оказываются совершенно в иных краях, тогда нарушается обычная гармония физической жизни.
   Точно так же духовная высота или остров (сильные духом люди, пастыри, старцы) будут гонимы с места на место, из одного монастыря – в другой, с одного прихода – на другой, из одного села – в другое село, из края – в край, лишь бы скорее их изжить с земли. Разве не пострадает, разве не поблекнет, не уменьшится от этого духовная жизнь?!

   – Что вы меня гоните? – жаловался седой игумен своим собратьям в монастыре. – Ведь я здесь уже 50 лет живу!
   – Мы тебя не гоним, отче, – говорили они ему, – тебя переводит начальство.
   – А зачем меня переводят? Куда меня переводят?
   – Переводят, чтобы тебе покой дать.
   – Здесь мне очень покойно.
   – Здесь народ к тебе ходит и безпокоит тебя.
   – Ну и пусть ходит, скорбные они, вот и ходят.
   Старец пошел к настоятелю, чтобы узнать всю правду, почему его переводят в другой монастырь и в какое место. Настоятель сделал вид, что сочувствует горю старца, но помочь никак не может, потому что так распорядился архиерей.
   – Что я плохого сделал архиерею? – спрашивает гонимый старец. – За что он переводит отсюда?
   – За то и гонит, – утешает его настоятель, – что за тобой ходит народ и почитает тебя за святого.
   Старец заплакал.
   – О, Господи Боже мой! – вздыхает он больной своей грудью, – до чего же я дожил, люди почитают меня за святого, а архиерей гонит меня за это!
   Но вот в монастырь неожиданно приезжает и архиерей. Он важно всех благословляет и чувствует себя среди этих безответных и беззащитных людей важным хозяином.
   Подходит и гонимый старец под благословение.
   – За что вы, святый Владыко, гоните меня из монастыря? – сквозь слезы спрашивает он архиерея.
   – Как?.. – сердится Владыка архиерей. – Я?.. Гоню тебя?.. Отец Никон, что ты, что ты!
   – Ну, как же, – плача поясняет старец, – вот уже меня выписали отсюда, и отец настоятель грозит, чтобы «убирался» сегодня же.
   Отец настоятель невинно улыбается. Он разыгрывает из себя доброго духовного отца и, перемигнувшись с архиереем, ласково говорит старцу:
   – Владыка тут невиновен, Никон. Это чтобы тебе, отче, покой создать, – ласково улыбаясь и гладя по седой голове старца, елейно поясняет настоятель.
   Старец Никон, не надеясь лично увидеть Патриарха, попросил иеродиакона Павла написать Святейшему письмо, в котором умолял его Святейшество защитить его, больного старика, от насильственного перевода в другой монастырь, ему незнакомый.
   Патриарх прочел Прошение отца Никона и вслух сказал:
   – Не могу помочь, старче, придется тебе отсюда уехать.
   Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители и убиют их (Мф. 10, 21).
   Когда отец Никон прощался с братией, он сильно плакал. Шутка ли сказать! Около 50 лет прожил он вместе с ними. Сколько трудов, скорбей, слез пережил он здесь! И вот теперь, изгоняемый отсюда, он не знал, за что же все-таки его прогоняют. Он подошел к своему приятелю, архимандриту Исидору, с которым часто вместе исповедовал народ. Архимандрит Исидор не любил отца Никона. Он, по существу, завидовал ему, потому что весь народ шел исповедоваться не к нему, а к отцу Никону. И теперь он в душе был рад, что Никона выпроваживают. Теперь ему будет больше славы и почета от народа. Прощаясь с отцом Никоном и стараясь как можно мягче умастить свою речь, он все же желчно проронил:
   – Надо было тебе, отче, поменьше молиться, да пореже проповедовать, а то вот видишь, как получилось.
   Отец Никон поднял на собрата удивленные глаза и ничего не сказал. Комок подступил к горлу, дыхание сперлось в груди. Он судорожно махнул рукой и согбенный, жалкий, никому не нужный вышел из ворот. Остров двинулся со своего места (см.: Откр. 6, 14).

Схиархимандрит
Пантелеимон (Агриков)

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14
Взгляд на события История Рубрики

На следующую страницу

почта
© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.