ИСТОРИЯ

 

Преп. Трифон Кольский

(память 15 / 28 декабря)

Рисунок Д. Кузнецовой

   Преп. Трифон, во святом Крещении Митрофан, родился в городе Торжке Тверской области, в духовной семье. Однажды в церкви его поразили слова: «Пустынным живот блажен есть, божественным рачением воскрыляющимся» (2-й тропарь антифона, 5-го гласа). С тех пор, побуждаемый молитвенной жаждой, он стал искать уединения в глухих местах.
   Спустя некоторое время юноша услышал глас: «Я, Которому жаль вас, вспомнил о тебе: иди в землю жаждущую, в которой никто не обитал». Митрофан испугался, а глас повторился: «Я – Иисус, Которому ты служишь в этой пустыне». Митрофан в еще большем трепете сказал: «Господи, я невежда и неученый!» Но Божий глас прорек: «Не дерзай противоречить Мне. Иди, куда Я тебя пошлю, говори, что Я тебе повелю». И с тех пор юноша с особенной ревностью стал подвизаться в молитве, ибо уразумел, что «землей жаждущей» были названы язычники.
   Примерно в 1520–1525 годах он направился на север к реке Коле – в непроходимую местность, покрытую скалистыми горами, пропастями, болотами и тундрой. Там жили дикие идолопоклонники лапландцы, и Митрофан стал проповедовать им Евангелие. Колдуны их – «кебруны» – возбуждали народ против него, и Святой часто подвергался оскорблениям и побоям. Нередко жизнь его была в опасности, не однажды приходилось ему скрываться в горах и пропастях земных, но всякий раз Святой возвращался к своим преследователям и продолжал питать их души Словом Божиим.
   Жизнь он проводил подвижническую, посвящал ночи молитве, и, наконец, кротость его превозмогла все: число слушателей Святого увеличивалось, он воздвиг для них церковь во имя Св. Живоначальной Троицы при впадении реки Печенги в Ледовитый океан, но крестить их сам не дерзал.
   В 1532 году пришел из города Колы иеромонах Илия, освятил церковь, крестил всех желающих и постриг Митрофана в монашество с наречением ему имени Трифон. При церкви своей Преподобный основал монастырь, где настоятелем стал игумен Гурий. Долгое время монастырь бедствовал, пока в 1556 году оба Старца не посетили Москву, где Царь Иоанн IV даровал им богатую милостыню и жалованную грамоту.
   На месте своей первоначальной келлии, в 18 верстах от пустыни на реке Печенге, преп. Трифон создал Успенскую пустынь и завещал похоронить себя в ней, а на самой норвежской границе построил храм во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба.
   Однажды преп. Трифон купил для монастыря мельничные жернова и нес их на себе 150 верст, сказав: «Лучше мне повесить жернов на шею, нежели соблазнить братию праздностью».
   Как-то он месил тесто и вышел; без него пришел медведь, опрокинул кадку и стал есть тесто. Вернувшись, Преподобный повелел зверю не двигаться и дал ему несколько ударов палкой со словами: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа даю тебе эти удары за то, что ты сделал!» Затем он отпустил медведя. После этого дикие звери больше не трогали обитель, и монастырские олени паслись спокойно.
   Скончался преп. Трифон 16 декабря 1583 года, предсказав пред смертью разорение обители шведами: «Тяжелая напасть постигнет сию святую обитель, многие погибнут от острия меча». Это сбылось в 1590 году. Убиты были 100 человек братии и трудников. Первым пострадал старец Иона.
   Как-то этот Старец явился с преп. Трифоном больному иноку, нарушившему устав, и, наставив его, исцелил. И другим согрешавшим являлся преп. Трифон и, наказав болезнью, по покаянии исцелял.
   Обитель же Преподобного, сожженная шведами, была перенесена ближе к норвежской границе, а в 1764 году – упразднена, но в 1880-м возобновилась.

«Православный календарь»

 

christian-spirit@yandex.ru | http://www.christian-spirit.ru/
Все права защищены © 2005
"Дух христианина ", свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-19589

 


Святые Мученики, в Африке от ариан пострадавшие

(память 8 / 21 декабря)

  Эти Святые жили во времена Зенона, Царя греческого, когда Африкой правил, по смерти отца своего Гензериха, Гуннерих, арианин по вере. По совету с единомышленными ему епископами-арианами Кириллом и Вилимандисом, он воздвиг на православных столь жестокое гонение, что превзошел даже свирепых Диоклетиана и Максимиана. По всем подвластным ему городам и странам он разослал пятнадцать тысяч воинов, повелев им отовсюду изгонять православных иереев.
   В то же время православные собрались в церкви для совершения тайной Божественной службы. Узнав об этом, варвары незаметно пришли в храм тот и усекли всех, воспевающих и славящих Бога. Так они действовали, исполняя повеление Гуннериха внезапно убивать всех, не принимающих арианской ереси. Те, которые страшились мучений, спасались бегством, оставляя дома свои и имения, а твердые в Православной вере добровольно предавали себя на мучения. Таким образом 800 человек, утвердившихся в истинной вере и отказавшихся мудрствовать по-ариански, были усечены мечом.
   Священники же, воспламененные еще большею ревностью о святом Православии, за это и пострадали более других: двоих из них сожгли; шестидесяти же красноречивейшим вырезали языки. После того они рассеялись по всей земле греческой.
   И вот на них явилась великая чудодейственная сила Божия: лишенные языков, они дерзновенно проповедовали, ясно говоря и рассеивая лжеучение арианское, так что все видевшие и слышавшие их приходили в изумление. Так они исповедали перед дикарями Сына Божия единосущным Отцу.
   Тогда же в Риме жена градоначальника римского Сунильда, недуговавшая арианской ересью, принуждала супругу некоего вельможи римского Анфису принять арианское крещение, но не могла убедить ее и в ответ слышала лишь, что та водою и Духом крещена епископом Медиоланским Амвросием. Тогда Сунильда в гневе сожгла святую Анфису.
   Муж святой мученицы убоялся такой участи и добровольно принял ариево крещение. Вскоре после этого, во время конной прогулки, вдруг напротив градской церкви на него ниспала молния и зажгла его; он был низвержен с коня и сгорел.    Так совершился над ним Суд Божий.

Свт. Димитрий Ростовский
«Жития святых»