Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ГЕРОЙ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

 

Святой преподобномученик Александр Пересвет

Среди героев Куликовской битвы (8 сентября 138 года) история донесла до нас имя инока Троице-Сергиева монастыря - святого преподобномученика Александра Пересвета, который, как известно, родом был из брянских бояр.

Дата его рождения точно не известна, но можно предположить, что она относится к 30-м годам XIV века.
В 1356 году «бысть в Брянске лихостью лихих людей ... великая и опустение града и потом нача обладати Ольгерд Бряньском». Это значит, что на вече в Брянске победила литовская партия, а сторонники Москвы, зная тяжелую руку князя Литовского Ольгерда, бежали из Брянска и других городов. Видимо, и брянский боярин Пересвет, будучи преданным Православию и обычаям, не пожелал служить Литве, и ушел на Москву служить великому князю. Есть исторические источники, свидетельствующие о том, что Пересвет был участником некоторых боевых сражений под руководством самого великого князя, где князь и заприметил «умение ратному делу, удальство велие и смельство» этого одаренного Богом человека.

И вот проходит небольшое время, и Пересвет избирает другую дорогу жизни. Он оставляет мир. Уходит в Троицкий монастырь, к преподобному Сергию Радонежскому, от которого впоследствии принимает постриг в монашество с именем Александр.
Более 15 лет томилась в это время многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот, наконец, призрел Господь Бог на мольбы Руси Православной - приближался час освобождения. Час, когда преподобный Сергий Радонежский явился истинным печальником родной земли, а созданный им монастырь - духовным центром собирания Русских земель.

В лето 138 года один из гордых татарских ханов Мамай со всеми полчищами, подобно грозовой туче, приближался к пределам тогдашней России.
Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Святой Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Святой старец успокоил Великого князя надеждой на Бога и просил его принять участие в Божественной литургии, по окончании которой пригласил его вместе с другими князьями и воеводами, вкусить хлеба-соли монастырских. Дорогой гость согласился, и святой старец в духе предведения поведал ему: «Господь Бог тебе помощник; еще не приспело время тебе самому носить венец этой победы с вечным сном, но многим, без числа многим сотрудникам твоим, плетутся венцы мученические с вечной памятью».
По окончании трапезы преподобный окропил святой водой великого князя и всех бывших с ним. Потом, осеняя преклонившегося пред ним великого князя святым Крестом, богоносный Сергий воодушевленно произнес: «Иди, господине, небоязненно Господь поможет тебе на безбожных врагов!» А затем, понизив голос, сказал тихо одному великому князю: «Победиши враги твоя...»

Преп. Сергий Радонежский благословляет князя Димитрия Донского на битву с Мамаем

С сердечным умилением внимал св. князь Димитрий пророческому слову святого игумена; он прослезился от душевного волнения и стал просить у преподобного в благословение своему воинству и как бы в залог обещанной ему милости Божией особого дара.
В это время в обители святой Троицы, в числе братии, подвизавшейся под руководством преподобного Сергия против врагов невидимых, были два инока: Александр Пересвет, бывший боярин Брянский и Андрей Ослябя, бывший боярин Любецкий (ныне Калужская область). Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех свежи в памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил в русские полки великий князь у преподобного Сергия. Он надеялся, что эти люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством послужат примером для его воинства, и укрепят в трудную минуту духом и делом русских ратоборцев. И преподобный Сергий после внутренней молитвы исполнил основанную на вере просьбу князя Димитрия.
Святой старец повелел монахам Александру и Андрею готовиться на ратное дело, приказав им, в замену лат и шлемов, возложить на себя схимы, с изображением Креста Христова: «вот вам, дети мои, оружие нетленное», говорил при этом преподобный: «да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!» Поручая их великому князю, святой старец сказал ему: «вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!» - А им сказал: «Мир вам, возлюбленные мои о Христе братия. Мужайтесь, яко доблии воины Христовы. Приспело время вашей купли!»

Скоро под личным начальством великого князя русские войска достигли Куликова поля (Тульская область). 8 сентября в День Рождества Пресвятой Богородицы 138 года с раннего утра они стали в боевой порядок при слиянии рек Дона и Непрядвы, готовые встретить безбожного врага.
При мысли, что многие тысячи этих храбрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, святой великий князь Димитрий Иоаннович в умилении преклонил колена, и, простирая руки к золотому образу Спасителя, сиявшему вдали на черном велико-княжеском знамени, в последний раз горячо молился о даровании русскому воинству победы.
«Готовы головы наши сложить за Христа и отечество, и за тебя, Великий княже!» - отвечали ему со всех сторон дружины храбрых воинов, когда последний раз св. Димитрий объезжал полки.

В самый полдень оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы. Вдруг с татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности; звали его Челубей Темир Мурза, а родом он был печенег. Тщеславный своей силой, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого-либо из русских витязей. Страшно было смотреть на этого великана, и русские думали про себя: «Если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!» И хотя было немало среди них храбрых воинов, но никто не решался сам добровольно вызваться на такой подвиг.
Выйти на бой с лучшим поединщиком лучшего войска в мире, которое не имело практически поражений почти 20 лет, это означало выйти на верную смерть. И это смог сделать только схимонах Александр, уже умерший для мира, монашескими обетами уже погребенный, он шел выполнять Волю Божью, выполнять послушание святого старца. И о чудо, монах берет оружие в свои руки в День рождения Царицы Небесной и повергает злого пришельца, Сила удара столкнувшихся воинов была так велика, что словно гром прокатился над полками. И пал непобедимый гордец, и пал наш русский чернец. Но это две разные кончины, потому как для неба родился новый святой и преподобномученик Александр Пересвет
И душа праведника созерцала дальнейший ход битвы из Царства Небесного, как многие часы русские полки удерживали орды татар. И в критический момент, когда, казалось, русские полки дрогнули, и татары прорвали оборону, начав их окружать, прогремел гром начала битвы, и вышел русский засадный полк, и смел гордых завоевателей. Началось изгнание захватчиков с Земли Русской, с земли, которую православные называли Домом Пречистыя (Домом пресвятой Богородицы). Непобедимый враг был разгромлен.
Когда утром 9 сентября Димитрий Иоаннович объезжал поле, и ему в числе прочих показали убитого инока и распростертого рядом единоборца - татарина-великана, Святой князь не смог сдержать слез. Невольно вспомнилась ему томительная минута всеобщего смятения в русских рядах, которую схимонах прервал своим добровольным выездом на единоборство. Для тела преподобномученика Александра Пересвета была взята дубовая колода, в которой выдолбили вместилище, чтобы довести его до Москвы, как и пожелал этого великий князь.
Возвратясь в Москву и отпустив по домам воинов-победителей, святой великий князь Димитрий Иоаннович, прозванный за эту победу Донским, вновь прибыл в обитель святой Троицы, чтобы воздать благодарение Господу, лично поведать великому старцу о Богодарованной победе и вместе поблагодарить его за теплые молитвы и за неоценимую помощь, оказанную его монахами. Великий князь поведал старцу о ходе битвы, рассказал и о геройской смерти доблестного его послушника Александра Пересвета, промолвив: «если бы, отче, твой послушник не убил татарина-богатыря, сколь бы многие испили от него чашу смертную!..»
Похоронен был святой Александр Пересвет в Москве в деревянном храме в честь Рождества Богородицы небольшого мужского Симонова монастыря. Там же был похоронен и преподобномученик Андрей Ослябя. В 1509 году был построен существующий поныне каменный храм. Над их гробницей устроен шатер из черного дуба. В XVII веке монастырь был упразднен, храм стал приходским. В 187 году Старосимоновский храм праздновал 500-летний юбилей. К этому празднику в храм была пожертвована сень Каслинского литья над могилами преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби. В годы советской власти надгробие святых иноков было порушено и осквернено, а вся прилегающая к храму территория занята была заводом «Динамо».
В 80-х годах храм был отреставрирован, отгорожен от завода и вновь освящен. С 1987 года над святыми мощами, покоящимися под спудом в том же храме, стоит надгробие. За свою крепкую веру, за любовь к Православию и своей Родине преподобномученик Александр Пересвет особо почитается в России. На Брянщине, в честь святого Александра Пересвета названа одна из улиц, на Покровской горе, на особо важном историческом месте, сооружен к 1000-летию города Брянска памятник герою. Память ему празднуется на день раньше его светлой кончины 7/2 сентября, потому как 8/21 сентября совершается великий праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Его святое имя находится также в полном списке чтимых Радонежских святых, поэтому празднование ему совершается еще и 6/19 июля.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.