Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

Преп. Иларион Оптинский

(память 18 сентября / 1 октября)

В пасхальную ночь 1805 г. в семье сельского портного родился мальчик, в святом крещении названный Родионом. Его будущее монашеское имя - Иларион, означающее «радостный» и «тихий», выявило то главное, что было свойственно этому подвижнику веры и благочестия: тихую, смиренную кротость сердца и постоянное пребывание души в пасхальной радости о Воскресшем Господе.

 
Родион был тихим и молчаливым, сосредоточенным и впечатлительным. Он рано почувствовал в себе стремление к монашеству, а следование заповедям Господним стало для него непреложным законом с младенчества.

Вот один характерный эпизод из детства будущего Оптинского старца. Однажды, собирая с матерью в лесу ягоды, он набрел на особенно плодоносное место и стал звать своих деревенских сверстников, оказавшихся поблизости. Мать сказала: «Не зови их, сами будем здесь рвать, а они пускай идут на другое место». На это ее малолетний сын ответил: «Отчего же? Ведь Бог не дал для нас одних, а для всех зародил ягоды».
Когда Родиону было 24 года, он переехал с родителями в Саратов. Здесь в это время развелось множество раскольников, которые по численности даже превосходили православных, а последние, долгое время находясь среди сектантов, пребывали в состоянии двоедушия и сомнения. И тогда Господь открыл Родиону новую возможность служения людям - служение миссионерское, апостольское. По благословению саратовского старца Симеона, он стал проводить с раскольниками беседы, причем весьма успешно. Многие отпавшие тогда вернулись в лоно Церкви.
Так прошло девять лет. Дело ширилось, создалось братство, но «хотя мы и богоугодно старались жить, - позже вспоминал Старец, - и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, что монахи лучше нас живут».
И раньше иноческая жизнь привлекала Родиона, но теперь, 33-х лет от роду, он серьезно задался этим вопросом. Почти год он ездил по разным обителям, но того, чего искала его душа, нашел именно в Оптиной.
В 1839 г. Родион был принят в Оптинский Иоанно-Предтечен-ский скит и стал келейником преподобного Макария. Через десять лет он принял постриг в мантию с наречением имени Иларион. Двадцать лет преподобный был келейником старца Макария, но у него было и другое послушание - садоводство и цветоводство. Посетителям скита, покрытого благоухающими цветниками, было трудно поверить, что все это дело рук одного человека. Также он занимался пасекой, разведением рыбы. По благословению старца завел аптечку и лечил братию. В 1853 г. отца Илариона рукоположили в иеродиакона, а через четыре года - в иеромонаха.
После кончины старца Макария преподобный Иларион стал скитоначальником и духовником обители. Много потрудился он для обустройства скита. И по управлению, и подуховничеству старался придерживаться тех порядков, которые были заведены его почившим учителем.
Его наставления были кратки, ясны, просты и убедительны, потому что он сам исполнял все то, что советовал братии. «Все пришли, - учил преподобный, - ради Бога душу свою спасти; будем же помогать друг другу... Будем стараться быть примером для младших, располагать их к себе любовью, чтобы и между ними сохранились любовь и единодушие».
Очень много принимал преп. Иларион и мирян. Любовь его к страждущим была безгранична. Как-то попала к нему на исповедь одна упорная душевнобольная, грубо и непристойно бранившая Старца. Не обращая на это внимание, старец Иларион добился, чтобы она пришла в полное сознание и покаялась в том грехе, за который так сильно страждет. «Вы бы ее, батюшка, оставили, раз она такая», - сказали Старцу, а тот ответил: «А у нее ведь душа такая же, как и у нас с тобой. Весь мир не стоит одной души!».
Почил преподобный Иларион 18 сентября 1873 г. Почитание памяти Старца началось сразу же после его кончины. По предложению духовных детей Старца была построена церковь во имя преподобного Илариона Великого, его небесного покровителя. Память о Старце навсегда осталась в сердцах его многочисленных духовных чад.
«Мне случалось не раз, - писал один из них, - после беседы с ним испытывать на душе такое спокойствие, такой рай, что решительно забываешь все земное. Это мы испытывали на себе и после того, как он уже скончался. Когда стараешься жить по его советам, бывает отрадно, легко; когда же, по немощи, впадаешь в искушение и сделаешь что-либо не так, как он учил, то бывает очень тяжело».
И сегодня жива память о преподобном Оптинском старце Иларионе. Все, с верою испрашивающие молитв этого великого угодника Божия, помятующие о глубокой любви старца к людям, всегда получают просимое по его небесному заступничеству.

 

Из поучений преп. старца Илариона

Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить Церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях.
В ободрение скорбящих старец часто говаривал: Аще Господь по нас, кто на ны? (Рим. 8, 31).
Часто старец приводил изречение апостола: «Истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, николиже отпадает».
Мы не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть.
Ежели вы свое собственное сердце умиротворите к гневающемуся на вас, то и его сердцу Господь возвестит примириться с вами.
Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце.
Потерпим немного, и получим вечное блаженство. Предадим забвению все утехи и радости земные - они не для нас. Сказано: где сокровище наше, тут будет и сердце наше (срав. Л к. 12, 34), а сокровище наше на небеси, поэтому будем стремиться всем сердцем к Небесному Отечеству. Там все скорбное наше превратится в радость, поношение и уничижение - в славу, печали, слезы и воздыхания - в утешение, болезни и труды - в вечный безболезненный покой.
Когда пришла к нам скорбь, нужно ждать утешения, а за утешением нужно ждать опять скорби.
В случае какого-либо поползновения в делах, словах и мыслях необходимо тотчас раскаиваться и, познавая свою немощь, смиряться и понуждать себя видеть свои грехи, а не исправления; от рассматривания грехов приходит человек в смирение и сердце сокрушенно и смиренно стяжавает, которого Бог не уничижит.

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.