Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ

 

КРЕПКАЯ СЕМЬЯ - ОСНОВА ВСЕГО

Тема семьи интересует многих наших читателей, однако, многие еще не осознают, что семейный уклад - это богоустановленный порядок. Как тело состоит из малых, невидимых невооруженным глазом клеток, так и Российская государственность зиждется на православных семьях. Об этом нам рассказал представитель Московской Патриархии священник Виталий Громов.

Отец Виталий, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том, как учит Церковь обязанностям христианина по отношению к семье?

Семья - это основа всякого человеческого общества. Если нет семьи, то не будет ни дисциплины, ни порядка.
В основе жизнедеятельности животных, как говорит наука, лежит закон джунглей: кто сильнее, тот и прав. В человеческом же обществе действует абсолютно иной закон - закон совести и правды. Как угодно его назовите, но очевидно, что это установлено свыше. От животного образа жизни человеческое пребывание на земле отличается наличием семейного уклада.
Этимология слова семья представляет собой сочетание числительного и местоимения - «семь я». Примечательно и то, что это не просто семь подобий меня, а, в первую очередь, это единодушие, т.е. единение в одном человеке полноты послушания. Конечно, число семь здесь условно, поскольку оно всегда означало полноту. Одним словом, семья - полное согласие с повелениями отца.
В какую область человеческой жизни мы не заглянули бы - везде, где есть порядок, в основании лежит семейный строй. Это и монашеские общежительные монастыри, и рабочий коллектив на производстве, и т.д.

Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви

Замужество для женщины есть служение Пресвятой Троице - вот как велика для женщины участь быть женой и матерью.

Преп. Нектарий Оптинский

А в чем заключается семейный строй?

Основополагающая семьи хорошо показана в Библии, где говорится о пророке Моисее, принявшем на Синайской горе десять заповедей от Бога-Отца. В чем заключался семейный строй того времени? Моисей был как бы отцом народа, а брат его Аарон - представитель так называемого духовенства.
В основе ветхозаветной семьи лежал иудейский закон, а в основе новозаветной семьи - евангельские заповеди.
Христианская семья имеет четкую структуру: дети по старшинству подчиняются друг другу и матери, все вместе слушают отца - главу семейства. Он, в свою очередь, обращается за советом к духовнику, который непосредственно имеет власть от Бога учить слову Божию.

Вы хотите сказать, что семейный уклад обязательно должен быть основан на законе Божием?

Да, именно на Православии. Отнимите у главы семьи духовную основу и все - семья разрушена. Только на истинном понимании основ Православия, на искренней вере в Божество Иисуса Христа может созидаться и укрепляться семейный очаг.
Человеку свойственно уклоняться в гордыню, а если для отца семейства не существует высшего авторитета или когда в его понимании нет Бога, то автоматически он самообольщается, т.е. ощущает себя на вершине власти. Через это глава семейства впадает в гордыню, а в результате страдает вся семья, потому что отец в таком случае может быть авторитетом лишь из чувства животного страха.

Получается, что вступает в силу закон джунглей?

Совершенно верно. Поэтому после смерти главы семьи, а иногда еще и при жизни, происходят разделения среди детей: начинаются обиды, непонимание и прочие разногласия. Почему это происходит? Потому что нет смирения. Каждый считает себя достойным и уже не нуждается в отцовской власти. И часто происходит то, что более обеспеченные начинают ощущать свое превосходство над слабыми, т.е. менее устроенными в жизни. А эти последние впадают в ропот и винят родителей, потому что, получив эгоистическое воспитание, чувствуют себя обделенными.

А почему именно Православие, ведь существует множество достойных семей и среди мусульман и католиков?

Потому что только Православие способно научить любви и семейному согласию. Ни одна религия не учит самопожертвованию ради ближнего, лишь Православная вера ставит самопожертвование в наивысшую степень, называя этот подвиг величайшей добродетелью любви. Если взять, к примеру, языческие верования, то они пропове-дуют свободу в отношениях между мужчиной и женщиной. Как известно из исторических летописей, многие язычники вообще не имели семей, а жили как животные, нападая по временам на жилища женщин. Они видели в них лишь источник удовлетворения похоти и потому изобрели множество богов, олицетворяющих свою похоть. Советую почитать «Синопсис» свт. Димитрия Ростовского.
Что же касается мусульман, то в исламе также отсутствует понятие семьи. Учение корана говорит, что у женщины нет души. Роль женщин как в земной, так и в небесной жизни - гаремная. Ни о какой семье не может быть и речи. Есть гарем, устроенный по типу стада коров, а муж своего рода как племенной бычок. Цель мусульманина - накопить денег, чтобы купить себе жену (в исламистских странах калым за жену в среднем равен 20 тысячам долларов). Затем, женившись, представитель ислама уже вместе с женой зарабатывает деньги на вторую, затем втроем на третью - и так всю жизнь. Это цель мусульманской жизни. Таким образом, жена для мусульманина из Египта, Саудовской Аравии, Арабских Эмиратов и прочих мусульманских стран - это вещь, а потому они обращаются с женами весьма грубо и жестоко.

Но говорят, что и наш домострой повелевает мужу строго относиться к жене. И нередко мужья требуют от жен безпрекословного повиновения. Что Вы скажете на это?

Жена обязана подчиняться мужу. Послушание - это основа семейного счастья. Но нельзя забывать, что Священное Писание учит: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25).
А потому как Христос для Церкви, так и муж должен приносить себя в жертву для законной жены. И если муж желает, чтобы его супруга была ему послушной, то и сам он должен проводить богоугодную жизнь. Одним словом, если муж своей благочестивой жизнью уподобил себя Христу, тогда и жена обязана быть ему послушной как Церковь. А если сам муж далек от православного образа жизни, то его непомерные требования к жене способны лишь привести к разрушению семьи.
Верующим же мужьям апостол говорит, чтобы они обращались благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни (1 Петр. 3, 7). Но при этом апостол Павел строго говорит, что властвовать жене над мужем непозволительно.
Таким образом, апостол указывает на иерархический строй семьи, о котором говорил еще премудрый Соломон: Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем (Сир. 25, 22).

Помни, что мать твоя, жена твоя, тесть твой - орудия благости Божией безконечной к тебе, имей «их по преизлиха в любви» (1 Фес.5, 13) за дело их. Виждь в них как бы Самого Бога Благодетеля. Нелюбовь к ним, неблагодарность есть нелюбовь, неблагодарность к Самому Богу. Отец и мать - наместники Божией благости на земле.

Из дневниковых записей св. прав. Иоанна Кронштадского

Следовательно, устройство семьи обязательно должно быть патриархальным и монархическим?

Обязательно. Только в этом случае будет все гармонично и стройно. О том, что семейный уклад - это оплот нравственности, знают многие, в том числе и враги нашей Церкви и нашего Отечества. Начиная с конца XIX века, ими ведется активная борьба против русской семьи. Ведь крепкая семья - это залог государственности, залог непобедимости и святости Руси.
Что такое монархия? Это та же семья, только в государственном масштабе. Царь - это отец России. Свт. Филарет, митрополит Московский, говорил: «Благо народу и Государству, в котором единым, всеобщим и вседвижущим средоточием стоит Царь, свободно ограничивающий свое неограниченное Самодержавие волею Царя Небесного, мудростью яже от Бога» (Филарет Дроздов, митрополит Московский. Слова и речи, т. 5, с. 385.) Если сегодня мы направим все силы на укрепление семьи, то тем самым приблизим возрождение монархии.
Наши враги это прекрасно понимают, а потому всячески препятствуют. Надо прямо сказать, что сегодняшние государственные законы направлены на разрушение семьи.

В чем заключается разрушительное действие современных законов?

В Царской России не было разводов, потому что монархический строй укреплял семью. Также не было и понятия детской самостоятельности. Дети всегда оставались в послушании у родителей до самой их смерти, причем и после смерти свято соблюдали и хранили родительские заветы. На этом стоял и стоит семейный уклад Русского Народа.

Царь - подобие Бога. Держава Царя - над всем его царством; держава Бога - над всем миром; как царь, хотя живет в столице, а имя его обноситcя и почитается во всем царстве, так и Бог, хотя преимущественно обитает на небесах - в вечной славе, являясь ближайшим духам, но присущ и нам благодатию Своею, и имя Его славно по всей земле.

Из дневниковых записей св. прав. Иоанна Кронштадского


Однако теперь законы дают возможность детям, еще будучи неразумными, считать себя взрослыми и самостоятельными. Нередко можно услышать от 14-летней девочки: «Я уже совершеннолетняя и могу делать что хочу. Это мое право!»
Такое «право» губит наших детей. Оно толкает их на наркоманию и разврат, на грех противостояния и непослушания родителям. Я уже не говорю о том, что это противоречит пятой заповеди, повелевающей всегда почитать отца и мать. Заповедь не ограничивает срок повиновения до 14-ти или 18-ти лет. Она повелевает слушаться родителей до конца своих дней.

Сегодня многие статисты говорят, что самый сложный возраст начинается у детей с 14-ти лет. Это как-то связано с вышесказанным?

Безусловно. Из-за того, что наши дети начинают чувствовать себя свободными от родительского попечения, происходит уклонение их в разврат, пьянство, наркоманию и прочие грехи современного мира. Такое бывает даже с теми мальчишками и девчонками, которые до этого исправно посещали храм.
К сожалению, влияние окружающих неверующих подростков оказывается сильнее, и дети поддаются соблазну. Ведь ребенок не имеет духовных сил бороться с грехом, и потому ответственность за грехи детей во многом ложится и на родителей, которые призваны ограждать чад от греховных ситуаций и уже с пеленок прививать им навыки к добродетели.

Нельзя ломать волю детей, когда они активно сопротивляются родительскому наказу. Особенно надо быть осторожными с младенческим возрастом, потому что младенец абсолютно не понимает, что такое борьба со грехом. И если просто настаивать на своем, то результат может оказаться плачевным. Здесь надо помнить, что неразумная твердость скорее приведет к психическому срыву ребенка. Некоторые родители часто думают, что детская истерика - это проявление беснования. Но лучше поискать причину срыва и постараться при помощи убеждений и отвлеченных бесед успокоить чадо, вернуть его в мирное расположение духа, а затем учить его правильному пониманию ситуации.
Частые срывы у ребенка могут укорениться и превратиться в дурную привычку. Такие дети становятся плаксивыми, раздражительными и легко впадают в безсознательное состояние. Поэтому надо стараться приучать ребенка к благодушию, не потакая греху, а научая сопротивлению - в этом мудрость воспитания. С другой стороны, если сломать волю ребенка, то он станет не способным к решительным поступкам, будет развиваться мягкотелый характер, который также впоследствии оставит отпечаток неполноценности.
Необходимо еще с младенчества учить ребенка отличать добро от зла и выбирать добро, чтобы, возрастая телесно, ребенок усваивал навык к различению хорошего и стремился к нему, а плохое отвергал как чужеродное. Это древнее правило, проверенное на практике веками.
Так было испокон веков на Руси, что каждая семья входила в состав княжеского семейства, княжества, в свою очередь, объединялись в единую семью Императора. Таким образом,дом Романовых стал семейным очагом для всех народов. Причем порядок был таким же, как в обычной семье. Русский народ - старший брат малых народов, населявших Россию.

Семья Царственных мучеников

Вы сказали, что государственная монархия - это тоже семья. Нельзя ли остановиться на этом подробнее?

Православная Монархия - это единственный государственный строй, способный сделать жизнь людей в России богоугодной и благополучной, поскольку она сплачивает все население страны и делает всех родными. Известны исторические факты, когда Россия объявляла войну государству только за то, что кто-то из русских купцов был убит в этой чужедальней стороне, а сейчас, при демократии, ни до кого нет дела. Обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев называл демократию «великой ложью нашего времени». Он писал, что демократия основывается на идеях представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти к господствующему Русскому Народу. Демократия изначально разрушительна, поскольку она анархична. Это понимают и нынешние правители, потому и пытаются всячески укрепить единоличную власть.

А как Православная Церковь относится к единоличной власти римского папы?

Монархия не должна сочетать власть духовную и гражданскую в одном лице, как это мы видим на примере католиков. Монархия заключает в себе гармонию между Императором и Патриархом. Папизм же, наоборот, представляет собой неограниченную власть одного человека, горделиво признающего, что он не только «личность с правами монарха, но и римский первосвященник, викарий Христа на земле». Папа, забыв слова Божественного Учителя: Царство Мое не от мира сего (Ин.18, 36), решил создать царство от мира сего. Поэтому главной задачей Ватикана является не служение Богу, а служение миру.
Монархия же призвана служить Богу, а сам монарх является защитником Православия.
Даже коммунисты признали, что только монархия - единственно верная власть, способная укрепить государственность России. Сталин незадолго до смерти писал, что он лично на опыте познал это. Но монархия должна строиться не только на признаках единоначалия. Она есть единоличная власть, подчиненная традициям русского народа, его православной вере и его интересам. Иначе говоря, монархия - это власть одного лица, но без отсебятины.

    Добрый русский народ! Ты всегда благоговел пред своими царями, всегда относился к ним с глубоким почтением и любовью, всегда уважал их постановления, как священные, данные на пользу и благо твое; с радостью и любовью взирал и на наследников, видя в них своих будущих царей, залог своей спокойной жизни, залог своего счастья и благоденствия.
     Пребудь же навсегда с этими святыми чувствами, оставайся им верен и не увлекайся никакими противными установившимися нашей жизни примерами других.

Из писем преп. Амвросия Оптинского

А почему же русский народ допустил свержение монархии в 1917 году?

Питавшие непримиримую вражду к православной монархии в России, люди известной национальности приступили к борьбе за ее уничтожение еще в 60-х годах XIX века. Началось все с покушения на жизнь императора Александра II, которое было совершено 4 апреля 1866 г. революционером Каракозовым. Так называемая «Народная воля» (понятно какого народа) подготовила семь покушений на Царя, и 1 марта 1881 г. еврей Гриневицкий по решению исполнительного комитета своей преступной организации бросил бомбу, которой и убил императора Александра II.
Русский народ не отдавал власть и не желал свержения монархии. Воспользовавшись доверчивостью русских, враги Православия и России сумели путем обмана и насилия захватить власть и ввести свою «демократическую» диктатуру, которую тут же сменила власть фашистского коммунистического режима.
Как нелепо винить пострадавшего человека, которого бандиты ударили по голове, а затем ограбили, так же глупо винить и русский народ, жестоко избитый и взятый в плен кровавым красным террором.
У русских людей украли монархию. Сегодня мы в плену и говорить, что мы сами сдались в этот плен, - неверно. Избив тысячи тысяч ни в чем неповинных людей, враги Святой Руси сделали из России лагерь, где находится в заточении наш великий Русский Народ, прославившийся сонмом мучеников и исповедников за Православную веру, во главе которых стоит святой император Николай II со своею боголюбивой семьей.

Беседовал
Дмитрий Морозов


 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.