Преп. Иустин Попович
Богочеловеческое развитие
письмо студенту 19 ноября 1968 года
Дорогое мое чадо в Господе.Ты желаешь, чтобы я тебе сказал, какими вопросами занимается «Богословский кружок». Вот они: Можно ли научное понимание эволюции мира примирить с основанным на Божественном Откровении Православным чувством и сознанием? Как об этом говорили Святые Отцы? Есть ли вообще нужда в таком примирении?
Коротко. Новозаветная антропология неразрывна с ветхозаветной. Все Евангелие Ветхого Завета: человек - образ Божий, икона Божия; все Евангелие Нового Завета: Богочеловек - икона человека. Небесное, божественное, безсмертное, вечное, неизменное человеческое в человеке - это икона Божия - богоподобие. Это богоподобие человеческого существа обезображено добровольным человеческим грехом, его союзом с дьяволом через грех и его последствие - смерть. Бог потому и стал человеком, «да свой паки обновит образ, истлевший страстьми». Бог потому и стал человеком и остался в человеческом мире, как Богочеловек, как церковь, чтобы дать человеку - иконе Божией - все необходимые средства, святые таинства и святые добродетели, - с помощью которых обезображенныйи в то же время богообразный человек в Богочеловеческом Теле церкви возрастал бы в мужа совершенного, в меру полного возраста Христа (Еф. 4, 13) (полноты христовой). - Вот богочеловеческое развитие (эволюция) человека, вот богочеловеческая антропология. Цель богообразного и богоподобного человеческого существа: постепенно стать «совершенным, как Бог Отец», стать «богом по благодати», богочеловеком по благодати, достигнуть обожения, обогочеловечения, охристовления, отроичения. Святые Отцы говорят: «Бог становится человеком, чтобы человек стал Богом».
Между тем т. н. «научные» антропологии вообще не признают богоподобия человеческого существа. Они тем самым наперед отрицают богочеловеческое развитие человеческого существа.
Если человек - не икона Божия, то Богочеловек и Его Святое Евангелие - неестественны для такого человека, тогда они - механические, неосуществимые.
Тогда Богочеловек Христос - это как бы современный робот и создает роботов, тогда Богочеловек - насильник, ибо желает насильно создать и человека-существо, «совершенное, как Бог». На самом деле это и есть законническая утопия, иллюзия, неосуществимый «идеал». В конце концов, это - легенда, сказка.
И еще: если человек не богоподобное существо, тогда и Сам Богочеловек не нужен. Ибо научные эволюции не признают ни греха, ни Спасителя от греха. В этом земном мире «эволюции» все естественно, нет места греху. Поэтому и излишне говорить о Спасителе и спасении от греха. В конечном счете, все естественно: и грех, и зло, и смерть. Ибо если все приходит к человеку и дается ему через эволюцию, тогда что нужно спасать в нем, поскольку нет в нем ничего безсмертного и непреходящего, а все это от земли, земно, земляное и как таковое - преходящее, тлеющее, смертное.
В таком мире «эволюции» нет места и церкви, которая есть Тело Богочеловека Христа.
Та теология, которая свою антропологию основывает на теории «научной» эволюции есть не что иное, как противоречие в определении. На самом деле это теология без Бога и антропология без человека.
Если человек - не безсмертная, вечная и богочеловеческая икона Божия, тогда все теологии и антропологии не суть иное что, как трагические безсмыслицы».
Ваш отец Иустин