Напомним, что насельники монастыря Эсфигмену прекратили каноническое общение с Вселенским патриархатом в 1972 году. Поводом для этого послужила встреча Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI, на которой Афиагор публично «с амвона» проповедывал ранее осужденную латинскую ересь. С тех пор политика предательства Константинополя еще более углубилась, а потому не изменилась и позиция монастыря Эсфигмену.
Надо заметить, что Афонские правила вообще не только не предусматривают процедуры преследования отдельного монастыря, но даже запрещают обсуждать в переписке «неугодную» обитель; нельзя потребовать на суд и отдельного монаха, над ним имеет власть только монастырь, в котором он подвизается.
Канонически монахи исполнили 15-е правило Двукратного Собора, где говорится: «...отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».
Со своей стороны, монастырь никогда не нарушал афонского устава, он неопустительно посылал уведомления об избрании новых настоятелей и положенную бумажную документацию.
Несмотря на это, в 2002 году насельники Эсфигмену получили иск, обвиняющий их в следующих нарушениях: а) отказ поминать Вселенского Патриарха; б) неисполнение постановлений комитета патриархата по делам Афона 1974 и 1979 гг. о высылке членов братии; в) отказ от участия в Афонском братстве посредством представителей.
Тогда же известный любитель еретиков-папистов, Варфоломей, не смог сдержать своей ненависти к монахам, ревнующим о чистоте Православия, и издал указ, в котором назвал эсфигменитов «нераскаянными схизматиками», даже отлучил их от Церкви и приказал им немедленно покинуть Святую гору Афон. Это вызвало бурную радость в католических кругах, т.к. они увидели в факте «выселения фанатиков, монахов-зилотов из афонского монастыря Эсфигмену „знак улучшения" взаимоотношений с Православной Церковью» (из заявления пресс-центра католической общины Греции).
Однако, несмотря на двухмесячную блокаду Эсфигмену, которая сопровождалась отключением водоснабжения и электроэнергии и даже привела к гибели 25-летнего монаха Трифона, выселить насельников тогда не удалось. Они заявляли о своей готовности умереть как мученики, но не исполнить предписание властей. «Мы будем сражаться нашими четками», - сказал тогда игумен Мефодий, обратив внимание, что Патриарх Варфоломей безапелляционно отверг предложение вступить в диалог с братией монастыря.
Позиция монахов из Эсфигмена, столь раздражающая Варфоломея, вновь была вынесена на обсуждение в Константинопольском Синоде в апреле 2005 года.
И вот теперь, спустя четыре месяца, последовало противоправное решение афонского Кинота, по-прежнему требующее ликвидации существующей ныне общины монахов-зилотов.
Сейчас монастырь Эсфигмену - один из беднейших на Афоне. Земледелие на окружающих обитель землях весьма затруднительно; из-за противостояния политике греческого правительства и Константинопольскому патриархату монастырь не получает дотаций ни от них, ни от Европейского союза, в отличие от прочих монастырей.
Монастырь основан в XI веке. В расположенном неподалеку и находящемся в руинах «старом Эсфигмену» принял монашеский постриг основатель русского иночества преподобный Антоний Киево-Печерский. В XIV веке настоятелем Эсфигменской обители был святитель Григорий Палама. Дореволюционная Россия оказывала монастырю значительную помощь. При поддержке русских царей в XIX и начале XX века был построен Вознесенский храм и еще несколько малых церквей-параклисисов. Сегодня же Эсфигмену, как и Сербия, предается Российским правительством, вопреки стремлениям народа помочь святой обители в борьбе за истину.
Михаил Крылов