МОМА ДИМИЧ
Косовская летопись
В Звечане и в Косовской Митровице, точнее в ее северной - сербской, а, следовательно, многонациональной части (в отличие от южной, албанской, ставшей уже «этнически чистой»), все дороги забиты транспортными средствами «миротворцев» - от джипов до многотонных грузовиков и танков. На полной скорости они гоняют взад-вперед. Их бронированные экипажи напоминают массовку из очередного фильма о вьетнамской войне. Такое впечатление, будто присутствуешь на съемках всем уже надоевшего безконечного эпизода. Поневоле становится жутко.
|
|
МОСТ ЧЕРЕЗ ИБАР
Вечером на фонтанной площади, где собралось почти все сербское население из северной части Косовской Митровицы, Слободан Ракитич, председатель Союза писателей Сербии, открывает большой поэтический вечер. Ниже, в каких-нибудь двадцати метрах, катит свои волны лазурный Ибар, тут же и знаменитый мост...
С нашей стороны - стихи и поэты, как идеальная коллективная мишень. На той стороне - глухое молчание. Впрочем, тишина обманчива. Неделю назад выстрелом из гранатомета снесло целый балкон. Прямо над местом сегодняшнего собрания.
|
Косовская Митровица. Мост через Ибар Фото: www.kc. gov.yu
|
|
Мост через Ибар день и ночь охраняют крутые парни и совсем еще мальчишки, которых чаще всего можно встретить возле кафе «Дольче вита». Настоящий же их адрес: Сербское национальное вече. Все они входят в организацию «Мост святого Димитрия» и в городе известны больше по прозвищам: Бронежилет, Филин, Альфа, Доктор, Парижанин. Местные жители зовут их «ангелами-хранителями». О них знает весь мир.
Я познакомился с некоторыми из этих ребят. С Любишей Божовичем, Срджаном Радоевичем, Небойшей Марковичем. На вопрос, сколько же их всего, 21-летний Срджан, по профессии уличный торговец, небрежно роняет: «Надо будет, за пять минут соберем на мосту полторы тысячи народу».
Срджан, ничего не скрывая, запросто рассказывает о том, сколько «раздолбал мерсов» (мерседесов, принадлежащих албанским боевикам, совершающим налеты на сербскую часть города). И о том, как каждую ночь садится в свой автомобиль и отправляется «в разведку» на албанскую сторону. Небойша, на два-три года старше товарища, работает электротехником. На майке его красуется надпись «Proud to be Serb» («Горжусь тем, что я серб»). Ему, похоже, нет дела то того, что албанцев во много раз больше, а «миротворцы» вооружены до зубов: «Когда дней двадцать назад на мосту завязалась схватка, выяснилось, что каждый наш стоит десяти их солдат». Кто-то из их приятелей запевает песню, которую все дружно подхватывают: «Два орленка черных? (Намек на черного двуглавого орла - албанский национальный символ, напоминающий о тех временах, когда албанцы еще не предали христианскую веру и не стали изменниками Европы - прим. перевод.). Ничуть не страшно! Косово было и будет наше!»
ВЕЛИКАЯ ХОЧА
...В Звечане мы присоединяемся к «миротворческому» конвою, который три раза в неделю сопровождает пассажиров по маршруту Звечан-Ораховац... Движемся в южном направлении, в глубь Косова. Впереди - джип, за ним - танкетка, еще одна замыкает колонну. Мы сняли с машины белградские номера, чтобы нас не «узнали» и сочли «миротворцами». Вдоль дороги мелькают новостройки, частично превращенные в казармы; восточные магазинчики, на вывесках не встретишь кириллицы... Но с каждым метром мы приближаемся к Великой Хоче и Ораховцу, «резервации» с полутора-тысячным сербским населением, где нас ждут. И оттого возрастает наше волнение и радость.
«Только вашими приездами и живем», - сердечно приветствует нас великохочский протоиерей Миленко Драгичевич. Отец Миленко встречает нас перед зданием церковной общины в центре города. Рядом с ним - попадья, матушка Радойка, и 23-летний сын Никола, который и сам скоро наденет облачение священника, два его младших брата пока еще учатся.
|
|
...В сопровождении наших любезных и заботливых хозяев мы входим под своды церкви. Бело-золотой храм, посвященный первомученику Стефану... Алтарная часть относится еще к ХIV веку... Выделяются три большие прекрасные иконы работы знаменитого живописца монаха Лонгина из Высоких Дечан... |
Колокольня церкви Cв. Стефана в Великой Хоче |
|
Великая Хоча и Ораховац, как и другие сербские «анклавы» на Косове и в Метохии, живут во враждебном албанском окружении. Но и такая жизнь, сравнимая с жизнью в каземате, возможна лишь благодаря немецким солдатам, охраняющим сербов от безжалостных шиптаров... В местных киосках не купишь газет. По телевизору невозможно «поймать» белградские каналы. Даже автомобили здесь редкое явление: если какой и проедет по центральной улице, кажется, будто пожаловал гость из далекого, забытого прошлого.
...Великая Хоча была (и остается) великим уроком истории. Сербские государи щедро раздавали здешние земли в дар монастырям (Отсюда и название «Метохия» - прим. перевод), прежде всего знаменитому Хиландару. С той поры она является неотъемлемой частью величайшей сербской святыни. В лучшие времена население Великой Хочи достигало 50 000 человек...
Один из моих спутников, поэт Ранко Видов Джинович, сам метохийский изгнанник из Дреницы, читает свои стихи, посвященные маленькой дочери:
О, как ты прекрасна,
Ты вся как Метохия...
Только в Великой Хоче триста гектаров виноградника ждут своих делателей, а тринадцать местных церквей - своих прихожан.
ВЫСОКИЕ ДЕЧАНЫ
У самого входа в монастырь - два пулеметных гнезда. Аккуратно уложенные мешки с песком. Чисто немецкая педантичность.
Солдаты - сплошь германская молодежь, раскованные, общительные.
Запомнился один, золотоволосый, почти мальчишка. Хвалился, как он основательно изучил историю Балкан, начиная еще с Александра Македонского.
|
|
Здесь же, у ворот, мы встретили хрупкую женщину, как выяснилось, беженку из Сараева, приехавшую из Белграда вместе с пятнадцатилетним сыном.
Второй ее сын, старший брат мальчика, подвизается в обители послушником и готовится принять постриг. Будущему монаху двадцать пять лет. «Он сам так решил», - говорит мать, отводя взгляд. На вопрос, радуется ли она этому, отвечает смущенно: «Стараюсь радоваться». И замолкает. |
Ораховац
Фото: www.srbija.sr.gov.yu
|
|
...Постригаются четверо юношей. Оставляют свои старые, мирские имена (Драган, Деян, Драгомир, Милан) и получают новые, иноческие - Иоанн, Матфей, Марк и Лука... Прежние имена дали им на заре невинного и безпечного младенчества; эти же - новые и вечные - дарованы по милости Божией, но и в согласии с их собственной волей...
|
Перемещение на Косове и Метохии возможно
только в присутствии сил KFOR
Фото: www.Kosovo.com
|
Подготовил
Михаил Катышев