Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
НЕБО НАД СЕРБИЕЙ

 

Конфликт в Сербской Православной церкви в связи с ситуацией на Косове и Метохии

А был ли он?

   За последние месяцы в мировых средствах массовой информации неоднократно муссировались всевозможные слухи в связи с якобы имеющим место противостоянием внутри Сербской Православной церкви. Нагнетание напряженности продолжается и по сей день. При этом авторы статей и различных интернет-версий, зачастую анонимных, выступали и выступают фактически с обвинением сербского священноначалия в предательстве интересов сербского народа Косова и Метохии - исторической области на юге Сербии, оккупированной в июне 1999 года вооруженными силами США и НАТО и остающейся и поныне под контролем интервентов и созданных ими албанских бандформирований.
    С присущим им лукавством и цинизмом демократические СМИ противопоставляют Сербскому Патриарху и его ближайшему окружению епископа Рашско-Призренского Артемия, который, по их мнению, является единственным защитником интересов косовских сербов в СПЦ, а также единственным высшим церковным иерархом, всерьез обезпокоенным судьбой православных святынь на территории края.

Монастырь Грачаница на Косове. Святейший Патриарх Павел и епископ Рашско-Призренский Артемий

    Если верить некой Жельке Евтич, автору провокационной статьи «Владыка Артемий против Синода» (май 2005 г.), то нынешнее, демократическое правительство Сербии и, в частности, Республиканский Институт защиты памятников культуры - больше озабочен судьбой Косова и Метохии, чем Священный Синод СПЦ. Лживость подобных заявлений очевидна каждому православному христианину.
    Хотя демократическая сербская власть, кстати, далеко не однородная по своему составу и более последовательная в деле защиты национальных интересов, чем правящие российские демократы, факт ее сотрудничества с Западом, несущим основную ответственность за сегодняшний безпредел на Косове, красноречиво свидетельствует о несовместимости «патриотических» заявлений с реальным статусом заявителей. В любом случае, у этой власти (и подконтрольных ей СМИ) нет никакого морального права выступать в роли судии. Тем более - судить Сербскую Церковь, которая на протяжении всех последних десятилетий мужественно и последовательно отстаивала право сербского народа на свободу и независимость.
Показательно, что в августе 1995 года (в пору великой трагедии Сербской Крайны) американские СМИ открыто называли Святейшего Патриарха Павла «фашистом», а белградские демократические издания, находившиеся на содержании у заокеанских хозяев, тиражировали оскорбительный коллаж: Патриарх с автоматом Калашникова в руках. Поэтому открытым, собственно, остается один-единственный вопрос: каковы взаимоотношения епископа Рашско-Призренского Артемия и Патриарха Павла: неужели правда, что Владыка противопоставил себя Патриарху и остальным сербским епископам?
    В интервью газете «Блиц» митрополит Черногорско-приморский Амфилохий, говоря о позиции Владыки Артемия, подчеркнул, что это «только лишний раз подтверждает, что Церковь не зиждется на слепой субординации, но строится на личной ответственности каждого, так что каждый может высказать свое мнение». Позиция епископа Рашско-Призренского Артемия, с точки зрения канонического права, не вызывает неприятия ни у Святейшего Патриарха Сербского Павла, ни у других епископов. Точно так же, как и Владыка Артемий не осуждает никого из собратьев за их мнение, отличное от его собственного. Такой вывод можно сделать, если внимательно ознакомиться со всеми документами и заявлениями, сделанными в связи с обращением Владыки в Страсбургский суд, а также по вопросу выделения и распределения средств на восстановление косовских храмов и монастырей.
    Речь, таким образом, идет о внутреннем сербском деле. И совсем не требуется защищать Владыку от «либеральных епископов» (дай, Боже, нам таких «либералов», как в Сербской Церкви!). К сказанному хотелось бы только добавить, что «различная» позиция высших иерархов СПЦ часто свидетельствует как раз о единстве задач и целей, что особенно явственно видно в критические периоды и решающие моменты истории.
    Зимой 1996-1997 гг. по Белграду прокатилась волна полустихийных, антиправительственных демонстраций и митингов, намного превзошедших по своему размаху и по числу активных участников безпорядки, организованные американцами в 1999-2000 гг., которые, как известно, привели к свержению режима Милошевича в начале октября 2000 года. Заметим, что и тогда уже в воздухе носились требования «демократических свобод». Но не только. В 1996-1997 гг. большинство рядовых участников демонстраций обвиняло Милошевича в предательстве боснийских сербов, а также Крайны, которую режим ранее «сдал» под давлением российской дипломатии. Епископ Рашско-Призренский Артемий открыто выступал в те дни против «коммунистического режима»...
    Значило ли это, что ученик и постриженник преподобного Иустина (Поповича), один из главных сербских борцов с ересью экуменизма, встал на сторону христоне-навистнического Запада? Нет, конечно. С тем же самым Западом гораздо теснее был связан сам правящий режим, который так и не сжег до конца мосты ни с титовским прошлым, ни с заокеанскими хозяевами прежней социалистической Югославии. Обличая коммунизм, Владыка Артемий обличал, прежде всего, его наиболее последовательное историческое воплощение на сербской земле - кровавую и антиславянскую клику Иосифа Амброза Тито, положившую начало геноциду сербского народа на Косове и в Метохии (что полностью соответствовало общей установке, сформулированной главным титовским идеологом Моше Пияде: «Сломать хребет Сербству и Православию!»). Обремененный роковым грузом чужеродного наследия, режим Милошевича лишь потому и был чужд сербскому народу, и в этом была их общая трагедия... С другой стороны, в те самые дни, когда Владыка Артемий мужественно выступал против безбожного коммунизма, другой Владыка - митрополит Загребско-Люблянский Иоанн - столь же ревностно выступал против безбожной демократии. В отличие от Владыки Артемия, он мог высказывать свою точку зрения по правительственному телевидению. Еще в 1992 году митрополит Иоанн, например, заявил: «Сегодня иудеи вновь распинают Христа, а мы не хотим этого видеть». С точки зрения невоцерковленного обывателя, митрополит Иоанн был, конечно же, сторонником Милошевича, а епископ Артемий - демократической оппозиции. Но любому христианину ясно, насколько такая точка зрения нелепа и ошибочна. Церковь, как учит нас святитель Николай Сербский, никогда не участвовала в сиюминутных политических баталиях, но всегда отстаивала вечную и неизменную национальную правду, воплощенную в Свято-Саввском учении, в Косовском завете святого благоверного князя Лазаря, во всем христианском бытии народа сербского на протяжении его славной и трагической истории.
    На рубеже третьего тысячелетия христианской эры Сербская православная церковь возглавила борьбу сербского народа против тайны беззакония. Ядовитая многоголовая гадина стремительно меняла обличья, политические цвета и конфессиональную окраску (так, титовский министр-атеист Цадик Данон превратился в главного раввина Югославии), но не могла обмануть тех, кому Господь дал власть наступать на змей и скорпионов.
    А потому да не смутят нас видимые «разногласия» сербских епископов. Себя спросим лучше, а могла ли Сербия на закате 20 столетия явить всему миру такой пример стойкости мужества, если бы Сербскую Церковь «раздирали противоречия?» Думаю, любой русский человек без труда ответит на этот вопрос.
После падения режима Милошевича многие люди в России заговорили о «поражении сербов». Это еще простительно коммунистам, но православный человек, безусловно, должен понимать суть происходящего. Точно так же, как и положение дел в СПЦ. Клеветнические и лукавые измышления в адрес Сербской Церкви, смущающее порой даже верных и искренних христиан, есть не что иное, как злобная бесовская акция на ее по-прежнему неизменную позицию. Исполняющие похоти отца своего диавола видят в сербах реальное препятствие на пути шествия разрушителя и «продвижения вперед знамен адовых».
    19 ноября 2000 года настоятель сербской лавры Студеницы и духовник Патриарха архимандрит Иулиан произнес сакраментальную фразу: «Мы окончательно избавились от коммунистического дракона, но предстоит еще более страшная жестокая битва с извечным врагом Сербства и Православия». А 5 сентября 2001 года, в интервью популярному изданию «Недельни телеграф», митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий подтвердил, что «не стихает постоянная брань между сим, иудаистским, приземленным, и тем, небесно-земным, богочеловеческим измерением человеческой и всемирной истории». Брань эта нередко обретает предельно отчетливые, видимые даже слабыми телесными очами судьбоносные очертания, укрепляя героическим сербским примером единое стадо Христово.
    Поэтому, когда мы слышим, что Патриарх Павел, мол, «недостаточно патриотичен», а митрополит Амфилохий призывал-де Радована Караджича сдаться западному «правосудию», а кто-то еще якобы «тайный католик», «экуменист» и т.д. и т.п., то обратим лучше свой взор на хорошо известных всем экуменистов и либералов. И, глядя на их горбоносые профили, спросим себя, что общего может быть с ними у сербских епископов? И разве стала бы мировая информационная гидра так шипеть и брызгать ядовитой слюной, если бы во главе сербского народа не стояли пастыри одной с ним плоти и крови?
    На подобном единстве во многом зиждется единство духовное, благодаря чему сербы служат сегодня примером монолитной стойкости и крепости, вселяя надежду и в наши сердца. Занятые в очередной раз поиском некоей «национальной идеологии», мы вполне могли бы поучиться у них простым и вечным истинам.

Илья Числов,
председатель Общества
Русско-Сербской дружбы
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.