Электронный вариант газеты «Дух христианина»

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла, Святейшего Патриарха Грузинского Илии II, Святейшего Патриарха Московского Алексия II

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

 

 

Газета выходит два раза в месяц

 

Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20
 
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

 

 

Святой мученик король Стефан Дечанский

(память 11 / 24 ноября)

    Святой Стефан Высокий родился в 1377 году он был шестым ребенком в семье свт. блгв. князя Лазаря и преп. княгини Милицы. Великая радость царила при дворе благочестивого князя, когда Господь после пяти дочерей послал ему наконец сына и наследника. Благодарный князь Лазарь воздвиг в своей столице Крушевце церковь в честь Святого Первомученика и архидиакона Стефана, пострадавшего за Христа от рук нечестивых иудеев.
    Воспитанный в вере и чистоте, Стефан стал подлинным утешением родителей. С юных лет отличался он необыкновенной мудростью и крепостью духовной и физической (за что впоследствии и был прозван Высоким). Сила духа и горячая любовь к Господу помогли отроку перенести страшную боль Косовской трагедии, а в 1393 году, после ухода в монастырь матери княгини Милицы, принять на свои еще неокрепшие плечи тяжкую державную ношу.
    Почти 10 лет терпеливо сносил молодой сербский правитель власть иноплеменников, навязанную его родине после Косова. Признанием вассальной зависимости сберегал сербскую землю от турецкого вторжения и иноверного поругания. Решительно противостоял пагубным притязаниям Вука Бранковича1, готового из алчности и честолюбия ввергнуть страну в новые испытания.

Рис. Дм. Полякова

    Верный однажды данной вассальной клятве, в 1402 году в битве под Ангорой2, Стефан первым врубился во главе своих латников в полчища монголов. И хотя мужество сербов не повлияло на исход сражения (орды Тамерлана разгромили турок, султан был пленен), растерянность и малодушие прежних жестоких угнетателей пробудили в сербском предводителе (не запятнавшем своей рыцарской чести и вассального долга) никогда не угасавшую надежду: он понял, что долгожданный час, неустанно призываемый им в молитвах, пробил.
    Возвратившись с уцелевшей в бою дружиной в Сербию (через Константинополь, где получил от византийского императора титул деспота), Стефан в ноябре 1402 г. повел сербское войско на политое мученической кровью Косово. Против него выступил один из турецких военачальников. К туркам примкнул и сын Вука Бранковича Георгий. Вновь, как и 13 лет назад, сошлись сербы с османскими захватчиками в решающей битве. Но на сей раз успех был на стороне христиан...
    После победы над внешними и внутренними врагами Стефан упрочил положение сербской деспотовины. В 1413 году, заключив союз с турецким султаном Мехмедом, он окончательно изгнал с сербской земли грабительские отряды претендента на османский трон кровожадного Мусы. При формальной зависимости от турок деспотовина расширяла свои границы, прекратились турецкие набеги на ее земли.
    Время правления деспота Стефана Лазаревича стало последним взлетом сербской средневековой державы, кратким периодом ее нового расцвета перед самыми сумерками, после чего Сербия на несколько столетий погрузилась в непроглядную ночь азиатчины.
    Свою столицу Белград святой деспот украсил величественными храмами, в одном из которых были положены чудотворные мощи преподобной Параскевы, перенесенные ранее из болгарского Тырнова (во славу этой особо почитаемой в сербском народе святой, чью память церковь празднует 14/27 октября, деспот Стефан в 1417 году воздвиг новую церковь). При Стефане Лазаревиче «Белый город» стал не только стольным градом, но и культурным и духовным центром православных Балкан. Из сербских, болгарских, греческих краев, с Афона и Синая отовсюду стекались сюда ученые люди, священники и монахи (подобно тому, как бежали в деспотовину от турецкого произвола балканские христиане). В Белграде была создана замечательная школа переписчиков и переводчиков, где подвизались известные богословы и философы. Один из них, Константин Философ, составил «Житие святого и благоверного Стефана Высокого, деспота Сербского»...
    Другим важным духовным центром в деспотовине стал монастырь Манассия, или Ресава, построенный Стефаном в 14061418 годах.
     Св. прав. Стефан Высокий, при коем Сербия была подлинным оплотом и средоточием европейского духа, всей своей жизнью являл пример истинно православного государя и христианина. Чистая и возвышенная душа его отразилась как в зеркале в одном из ярчайших произведений сербской средневековой литературы «Слове любви», написанном высокообразованным сербским деспотом под влиянием любимых духовных авторов. Святой глубоко скорбел о своем младшем брате Вуке, в ослеплении гордыни восставшем на брата и государя, искавшем помощи у османов и подло умерщвленном коварными азиатами.
     Рано лишившись юной супруги, деспот Стефан жил строгой монашеской жизнью. Не имея наследников, он незадолго до кончины простил своего давнего врага Георгия Бранковича, примирился с ним и, взяв с Георгия клятву хранить сербскую землю и веру православную, завещал ему свой престол (1426). После чего мирно почил о Господе (1427).

     1 Вук Бранкович был зятем князя Лазаря и владел землями на территории Косова и Метохии. В Косовской битве он, согласно преданию, изменил тестю и увел с поля боя свои войска, что повлекло за собой поражение сербов. Некоторые современные историки оспаривают сегодня факт его непосредственной измены. Однако народная молва и по сей день приписывает Вуку тяжкий грех предательства, не снятый также и Сербской Православной Церковью.
     2 Совр. Анкара.

 

    
Страница: 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20

Взгляд на события/История/Рубрики
почта

© 2005 "Дух христианина"

Сайт создан: 1 апреля 2005 г.